Программа кружка «Занимательная математика»


Программа кружка «Занимательная математика»
Пояснительная записка
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом, на уроках математики научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе математики можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера, нестандартных и старинных задач. Для них характерно отнюдь не лежащее на поверхности, зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести и задачи с необычной формулировкой, порой с довольно простым решением, но требующие значительных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких заданий применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу по математике.
Но, понятно, что детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справляются. К таким «инструментам» можно отнести, например, логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Целью занятий является:
- формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
- интенсивное формирование деятельностных способностей;
- развитие логического мышления и математической речи;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но с включением новых элементов, материала повышенной трудности и творческого уровня.
Реализация целей занятий достигается следующей работой:
- систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
- работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических задач;
- расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.
Для успешного и результативного поведения занятий педагог должен создать у детей позитивную установку на сотрудничество, обеспечить эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, гигиенических навыков. Предоставить возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения. Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
В процессе педагогической деятельности задействованы следующие виды обучения:
- традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение,
- проблемное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем),
- развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся,
- инновационное (самообразование, самовоспитание, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным и методическим материалами).
Формы проведения занятий:
- индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения;
- взаимного обучения, самообучения и саморазвития.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.
Настоящий курс предназначен для учащихся первого класса
МОУ СОШ № 10 и рассчитан на 33 часа в год - один урок в неделю.
Примерный тематический план
№ Тема Кол-во часов
1. Путешествие по станциям занимательной математики. 1
2. История математики. Откуда взялись цифры 1
3. Задания на сообразительность. 2
4. Головоломки. Математические ребусы. 2
5. Занимательные квадраты. 2
6. Незнайкины задачи. 1
7. Знакомство с геометрическими фигурами. 1
8. Задачи с геометрическим содержанием. 2
9. Задачи, связанные с величинами. 2
10. Задачами с недостающими данными. 3
11. Логические задачи. 3
12. Задачи на упорядочивание множеств. 2
13. Комбинаторные задачи. 2
14. Расстановки. Задачи на промежутки. 2
15. Разные задачи. 3
16. Задачи-шутки. 3
17. Олимпиада. 1
Итого. 33
Ожидаемые результаты: ребенок получает возможность
- ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы;
- развить умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу;
- успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Литература
Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике логического характера. – М.: Просвещение. Учебная литература, 1996
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2006
Лихтарников Л.М. Занимательные логические задачи для учащихся начальной школы. – Спб.: Лань МИК, 1996
Лихтарников Л.М. Числовые ребусы для учащихся начальной школы. – Спб.: Лань МИК, 1996