Доклад по иностранному языку Дистанционное обучение иностранного языка как эффективное средство реализации ФГОС


Дистанционное обучение иностранному языку
Для решения задач Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения широко используется в образовательном процессе по иностранному языку дистанционное обучение. Оно играет немаловажную роль в создании условий для достижения выпускниками основной школы личностных, метапредметных и предметных результатов изучения учебного предмета.
Популярность дистанционного обучения объясняется рядом его особенностей по сравнению с традиционными формами обучения. Во-первых, следует отметить доступность такого обучения практически для каждого человека имеющего в своём распоряжении компьютер. Во-вторых, дистанционное обучение отличается широкой демократичностью, так как им могут воспользоваться люди различных возрастов, разного уровня образования и социального положения. В-третьих, для каждого обучающегося имеется возможность выбора курса в соответствии со своими наклонностями и способностями.
Использование компьютерных телекоммуникационных сетей значительно расширяет возможности дистанционного обучения. Прежде всего это связано с тем, что учителю предоставляется оперативная обратная связь с обучаемым, а следовательно, и возможность оперативного контроля и коррекции в ходе учебного процесса.
Общение учителя и учащихся в компьютерных сетях может быть осуществлено с использованием различных видов услуг, предоставляемых сетью, в зависимости от характера решаемой педагогической или методической задачи. Эти виды услуг в настоящее время хорошо известны и предоставляются почти всеми телекоммуникационными сетями. Такими видами услуг являются: электронная почта, телеконференция, электронная доска объявлений. Эти названия говорят сами за себя.
Электронная почта. Каждый пользователь электронной почты имеет свой адрес и свой так называемый почтовый ящик в виде области памяти. В этот почтовый ящик поступают сообщения, адресованные данному пользователю, с которыми он может ознакомиться в любое удобное для него время. Такие сообщения могут быть не только текстовыми и графическими (рисунки, фотографии), но даже аудио- и видеофрагментами. Удобство электронной почты прежде всего в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами корреспондента и адресата. Такой режим обмена сообщениями называется асинхронным. При дистанционном обучении иностранным языкам по электронной почте учитель может пересылать учащемуся различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции, отвечать на его вопросы и получать от учащегося результаты выполнения контрольных заданий, его вопросы и пожелания. Таким образом, электронная почта предоставляет учителю возможность дистанционно осуществлять индивидуальное обучение учащегося, обеспечивая его при этом каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным [1].
Особое место занимает также Skype-технология. Данные Интернет-технологии являются неотъемлемой частью дистанционного обучения детей, вынужденно не посещающих школу. Электронная почта и Skype-технологии активно применяются учителями иностранного языка в конкурсном дистанционном движении.
Электронные конференции в компьютерных сетях организуются для пользователей, желающих совместно обсудить интересующую их проблему. В интересах дистанционного обучения электронные конференции-прекрасная возможность для проведения групповых занятий в творческой атмосфере, групповых консультаций, ответов на наиболее часто задаваемые учителю вопросы, для выполнения заданий, а также групповой работы. Электронная доска объявлений - это вид услуги, позволяющий каждому пользователю поместить на неё своё объявление и прочитать объявление других. При дистанционном обучении электронная доска объявлений может использоваться, например, для организации учебных групп по интересам и уровню способностей.
Таким образом, даже весьма общий анализ технических возможностей компьютерных телекоммуникационных сетей по реализации информационного обмена между объектами и субъектами учебного процесса показывает, что дидактический потенциал сетей для целей дистанционного обучения прежде всего связан с возможностью активной коммуникативной деятельности обучаемого, являющейся важнейшей составной частью обучения иностранным языкам. Именно поэтому дистанционное обучение иностранным языкам через компьютерные сети представляется наиболее интересным.
Например: Формирование и развитие языковой компетенции школьников, а также их подготовка к Единому государственному экзамену по иностранному языку осуществляется с помощью образовательного портала InternetUrok.ru. Коллекция уроков по иностранному языку постоянно пополняется и отличается достаточно высоким качеством. Видеофрагменты, демонстрируемые на уроках иностранного языка, в случае необходимости могут быть просмотрены дома в ходе самостоятельной работы.
Дистанционное обучение может оказаться единственным способом обучения иностранным языкам для таких категорий, как:
учащиеся, проживающие в отдалённых местностях и не имеющие возможности посещать школу, курсы или брать частные уроки;
дети-инвалиды;
учащиеся, не имеющие возможности посещать школу из-за продолжительной болезни;
школьники, вынужденные часто менять место жительства в связи со спецификой работы их родителей (геологи, военные, строители и др.), для которых система дистанционного обучения позволяет проходить обучение по одной программе и с постоянным контингентом преподавателей.
Полезным подспорьем такое обучение может оказаться для:
школьников, стремящихся углубить свои знания и пытающихся применить свои знания, умения и навыки на практике, участвуя в различных проектах, конференциях, переписке;
старшеклассников, которые хотят систематизировать ранее полученные знания;
учащихся, готовящихся к поступлению в ВУЗ;
стремящихся изучить второй или третий иностранный язык самостоятельно и др.
Таким образом, круг потенциальных потребителей дистанционного обучения выглядит достаточно широким, а востребованность этого направления, как известно, является одним из лучших аргументов в защиту его перспективности.