Рабочая программа по литературе в 8 классе (по учебнику Зинина, Сахарова, Чалмаева) ФГОС


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ефимовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято
на заседании ШМО гуманитарногоого цикла
Протокол № __ от __________2015г.
Рук-ль ______________/ /
Согласовано:
Зам. дир. по УВР
____________/Е.Н. Татаринцева/
«__» ________________2015г. Утверждено к использованию в учебном процессе
Директор _________/М.П. Ярмушев/
Приказ №__ от _________________
Рабочая программа по литературе
8 класс

Составитель: Манакова О..В.,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
с. Ефимовка, 2015 г.
1. Пояснительная записка
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании» (№309-ФЗ от 01.12.2007)
Статья 9 (п.1). Образовательные программы.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2004 г.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение,2011.-342 с.
Основная образовательная программа МАОУ «Ефимовская СОШ».
Рабочая программа В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина, Н.В. Беляева, Москва, «Просвещение», 2014. Программа допущена Министерством образования и науки.
«Литература. 8 класс». Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляев, Москва, «Просвещение», 2014.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС 2004 г;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого- педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации; обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; - организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Цели и задачи изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, необходимо познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение – вот лучшее учение», – утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения:
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
Для решения поставленных в данной программе задач будут использованы технологии, определенные Министерством образования и науки РФ как соответствующие поставленным стратегическим задачам:
технологии традиционного обучения;
технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
технологии дифференцированного (разноуровневого) обучения;
технология проблемного обучения;
личностно-ориентированные технологии обучения;
метод проектов;
информационно-коммуникационные технологии. Будут использованы разнообразные электронные ресурсы – лицензионные, разработанные самостоятельно (Подробнее см. раздел «Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной»)
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и с учетом дополнения часов за счет регионального компонента рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, 3 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Планируемые результаты освоения предметного курса
Учащиеся должны знать:
— авторов и содержание изученных художественных произведений;
— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Система контроля, измерители
Для контроля достижения учащимися планируемых результатов будет использована система контрольных работ, подробно описанная в разделе программы «Контроль освоения учебного курса», содержащем также критерии оценивания. (См. приложение к программе)
2. Содержание тем учебного курса
1. ВВЕДЕНИЕ.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
5. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.меять «все дурное в России» (Н, ,ория литературы. вщина как общественное явление.
ценыи к к/медии " к истории, исторической теме в художественном произведении.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
6. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно-тематическое планирование

п/п № раздела Тема Кол-во часов Дата Содержание
темы Характеристика основных видов деятельности Планируемые результаты
план факт 1 Введение (1 ч.)
1 Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа 1 Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Читать выразительно.
Выражать личное отношение к прочитанному.
Составлять план (тезисный) статьи учебника.
Отвечать устно или письменно на вопрос.
Участвовать в коллективном диалоге.
Выявлять связи литературных сюжетов и героев с историческим процессом. Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью
2 Устное народное творчество (3 ч.)
2 Лирические песни. 1 Лирические песни «В темном лесе», «Уж ты, ночка, ты, ноченька, темная...», «Породила меня матушка...», «Вдоль по улице метелица метет...» Лирические песни как жанр народной поэзии, выражение в них «горя или радости сердца». Частушки как малый песенный жанр Объяснять специфику происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия фольклора и литературы.
Воспринимать текст народных песен, частушек, преданий, читать их выразительно.
Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров.
Развивать представление о народной песне, частушке, предании.
Составлять лексический и историко-культурный комментарий.
Подбирать цитатные примеры, иллюстрирующие понятия «народная песня», «частушка», «предание».
Работать со словарём литературоведческих терминов.
Участвовать в коллективном диалоге. Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать содержание и конфликт лирической песни
3 Исторические песни. Особенности художественной формы фольклорных произведений 1 Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических стремлений народа. Художественное своеобразие песен Знать жанровые особенности исторической песни, уметь делать выводы, анализировать содержание и конфликт исторической песни
4 Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» 1 Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы. Предание как жанр фольклора (развитие представлений) Знать жанровые особен. предания, проводить сам. исследов. работу
3 Из древнерусской литературы (2 ч.)
5 Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы «Житие Александра Невского» (фрагменты) 1 История написания «Жития...». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Житие как жанр литературы (начальные представления).
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Развивать представление о житии, древнерусской воинской повести и сатирической повести как жанре древнерусской литературы.
Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.
Анализировать текст с позиций жанра.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 17 в. темы, образы и приемы изображения человека, особенности языка произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской житийной литературы в современном переводе и сатирических произведений 17 в.
Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров.
Объяснять особенности сатирической воинской повести как жанра древнерусской литературы
Формулировать вопросы по тексту произведений.
Характеризовать героев русской литературы 17 века и давать им нравственную оценку.
Подбирать примеры, иллюстрирующие литературоведческие понятия «воинская повесть», «сатирическая повесть».
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.
Участвовать в коллективном диалоге.
Работать со словарём литературоведческих терминов. Знать причины возникн. патриотич. темы в древнерус. литер.; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения
6 «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. 1 Изображение действительных и вымышленных событий - главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои - крестьяне и купеческие сыновья. Сатира на тему суда, комические ситуации с двумя плутами. Уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения
4 Из литературы XVIII века 4 ч. (2 ч. + 2 ч.)
7 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе XVII века» 1 Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме. Воспринимать текст литературного произведения.
Читать текст комедии по ролям.
Характеризовать героя русской литературы 18 в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 18 века темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 18 в. с принципами классицизма в изображении жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (классицизм).
Выявлять признаки драматического рода в литературном произведении, особенности конфликта комедии.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять образы.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д.И.Фонвизина. Уметь извлечь необходимую
информацию из прочитанных текстов различных жанров.
8 Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). 1 Слово о писателе. Создание «Недоросля». Панорама действующих лиц. «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Сатирическая направленность произведения. Знать особенности соц.-полит. обстановки 18 в.; понятие «классицизм»
9 Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. 1 Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Элементы классицизма в комедии. Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.
Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие авторскую оценку происходящего. Уметь самостоятельно делать выводы, анализировать язык комедии.
10 Р.р. Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» 1 Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни.
Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?
Бессмертие комедии Фонвизина Уметь самостоятельно делать выводы, анализировать язык комедии.
5 Из литературы XIX века 49 ч. (35 ч. + 8 ч. + 5 ч. + 1 ч.)
11 И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Лягушки, просящие царя». Мораль басни. Сатира. 1 Слово о баснописце. Темы басен Крылова. Басня «Лягушки, просящие царя» как выражение сомнения в договорной теории государства. Понимание разума в басне. Различия между человеческими и социальными пороками. Мораль в басне «Лягушки, просящие царя». Воспринимать текст литературного произведения.
Развивать представление о басне как жанре, морали, аллегории, комедии, рассказе, сатире и юморе, гиперболе, гротеске, эзоповом языке, художественной детали, антитезе, композиции.Получать начальные представления об историзме художественной литературы, думе, романе, поэме, в том числе романтической, романтическом герое, реализме и романтизме, ремарках как форме выражения авторской позиции, о литературной пародии, о психологизме художественной литературы.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 19 в.
Характеризовать героя русской литературы 19 в.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 19 в. темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 19 в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического и лирического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А. П. Чехова. Знать основные факты жизни писателя, уметь определять мораль басен.
12 И.А.Крылов. Басня «Обоз». Историческая основа басни. Мораль басни. Сатира. 1 Аллегорическое изображение событий Отечественной войны 1812 г. в басне «Обоз».
Различия между человеческими и социальными пороками. Мораль в басне «Обоз». Знать историческую основу басни, уметь определять мораль басен.
13 Вн.чт. И.А.Крылов - поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа. 1 История жизни Крылова. Крылов и Петербург. Крылов и современники. Крылатые фразы из басен Крылова. Знать основные факты жизни Крылова - писателя, журналиста, музыканта, писателя, философа. Уметь определять мораль басен.
14 К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. 1 Слово о писателе. Декабристская деятельность Рылеева. Исторические события, отраженные в думе «Смерть Ермака». Знать основные факты жизни К.Ф.Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтическое произведение.
15 Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской истории 1 Образ покорителя Сибири Ермака. Истоки и основные черты жанра думы. Гражданственность и патриотизм в думах Рылеева. Уметь анализировать поэтическое произведение.
16 А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября». 1 Слово о поэте (лицейские годы, Михайловская ссылка). Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»).
Человек и природа в стихотворении А.С.Пушкина «Туча». Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы.
Любовная лирика
А.С.Пушкина. «Память сердца» в стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») История создания стихотворения. Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. Знать основные факты жизни А.С.Пушкина,
уметь анализировать поэтическое произведение.
17 Отношение Пушкина к истории и исторической теме. 1 А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. Знать исторические сведения о Пугачёвском восстании.
Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.
18 Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачева» (отрывки). 1 Процесс работы Пушкина над «Историей Пугачева», замысел произведения. Образ Пугачева. Отношение народа к бунтовщику в «Истории Пугачева» Знать исторические сведения о Пугачёвском восстании.
Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.
19 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. 1 Замысел создания романа «Капитанская дочка»
Изображение пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя. Эволюция замысла романа. Вымышленные герои и их прототипы. Знать систему художественных образов повести; уметь давать характеристику героям.
20 А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. 1 Формирование характера Петра Гринева Нравственная оценка личности героя. Гринев и Савельич. Гринев и Швабрин. Путь духовного становления главного героя. Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев,
выявлять
авторскую позицию.
21 Семья капитана Миронова. Маша - нравственный идеал Пушкина. 1 Семья капитана Миронова. Маша Миронова - милый Пушкину тип русской женщины. Нравственная красота героини. Роль Маши Мироновой в судьбе Гринева. Уметь владеть различными видами пересказа, приводить доказательства, используя цитатный материал
22 Пугачев и народное восстание в повести и историческом труде Пушкина. 1 Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Главы «Незваный гость» - Гринев на военном совете Пугачева, «Мятежная слобода» - Гринев у Пугачева в его «дворце» в Бердской слободе, «Сирота» - спасение Марьи Ивановны. Знать исторические сведения о Пугачёвском восстании.
Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.
23 Народное восстание в авторской оценке. 1 Своеобразие личности Пугачева. Пугачев как историческое лицо и как художественный образ. Знать исторические сведения о Пугачёвском восстании.
Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.
24 Гуманизм в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». 1 «Капитанская дочка» -поэтическое завещание Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Идейно-художественная структура романа, способы выражения позиции автора. Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.
25 Р.р. Историзм в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. 1 Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Гринев в жизненных испытаниях Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме, подобрать цитатный материал
26
27 Р.р. Сочинение по произведению «Капитанская дочка». 2 Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Гринев в жизненных испытаниях Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме, подобрать цитатный материал
28 Вн.чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга. 1 Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести.
Картины Петербурга в пушкинской повести. Связь петербургских пейзажей с атмосферой произведения, характерами и поступками героев Пушкина. Петербург в других произведениях поэта. Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст.
29 Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина 1 Ответы на тестовые вопросы и развернутые ответы на проблемные вопросы. Знать биографию поэта, содержание и проблематику прочитанных произведений.
30 М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. 1 Слово о поэте. Знать основные факты жизни и творчества поэта.
31 Воплощение исторической темы в творчестве. 1 Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Лермонтов и история.
Уметь определять род и жанр литерного произведения, выражать свое отношение к прочитанному.
32 М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Воспитание в монастыре. 1 История создания поэмы «Мцыри». Тема и идея произведения. Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, характеризовать особенности сюжета, композиции.
33 М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. 1 Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Романтический герой. Уметь выделять смысловые части художественного произведения, характеризовать особенности сюжета.
34 Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. 1 Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри». Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в поэме. Уметь выделять смысловые части художественного произведения, характеризовать особенности сюжета.
35 Р.р. Обучению сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». 1 Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Уметь развернуто обосновывать суждения.
36 Н.В.Гоголь. Слово о писателе. 1 Н. В. Гоголь-писатель-сатирик. Исторические реалии в произведениях Гоголя. «Тарас Бульба» (повторение и обобщение). Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь составлять тезисы к лекции.
37 Н.В.Гоголь. «Ревизор». История создания комедии. 1 Жизненная основа комедии «Ревизор». «Ревизор» в театре. «Ревизор» в современных постановках. Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа.
38 Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». 1 «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в создании образов.
39 Разоблачение пороков чиновничества в поэме. 1 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Сатирическая направленность произведения. Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.
40 Приемы сатирического изображения чиновников. 1 Комическое в пьесе. Комедия характеров и комедия положений. Образ города и тема чиновничества в комедии. Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей.
41 Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. 1 Образ Хлестакова. Хлестаков и Осип. Хлестаков и Городничий. Хлестаков, Анна Андреевна и Марья Антоновна. Понятие о хлестаковщине. Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина».
42 Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. 1 Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Завязка, кульминация и развязка. Многозначность финала. Смысл эпиграфа. Знать особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
43 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по комедии. 1 Сочинение в жанре монолога от лица одного из героев пьесы. Разные точки зрения на одни события. Идейный замысел и его воплощение. Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному.
44 Вн.чт. Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. 1 Гуманистический смысл повести «Шинель». Изображение чиновничества и «маленького человека». Авторское отношение к герою и событиям. Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека».
45 Вн.чт. Духовная сила героя и его противостояние обществу. 1 Н.В. Гоголь и Петербург. Жизненные источники повести. Роль фантастики в художественном произведении.
Человек, лицо и вещь в художественном мире Гоголя. Роль «значительного лица» в истории Акакия Акакиевича. Петербург Гоголя Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека».
46 И.С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася». 1 Характер и судьба И.С. Тургенева. Автобиографический характер повести «Ася». Знать особенности художественного мира И.С. Тургенева; автобиографический характер повести «Ася».
47 История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. 1 История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя-повествователя. Уметь анализировать художественное произведение.
48 Р.р. «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя. Подготовка к домашнему сочинению. 1 «Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.
Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Знать пути и приемы раскрытия образов повести, уметь выражать свое отношение к прочитанному.
49 М.Е.Салтыков-Щедрин. Образы градоначальников в отрывке из «Истории одного города». Средства создания комического. 1 Характер и судьба Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста». Коллективный портрет глуповских «людишек». Народ и власть в романе. Исторические события и реальные персонажи истории, на которых намекает Щедрин. «Историческая сатира» и «сатира на современность». Знать понятие «сатира», особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать художественное произведение.
50 Р.р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». 1 Образы градоначальников. Значимые имена и фамилии. Примеры гротеска в «Описи градоначальникам». Композиционное значение «Описи...». Знать понятие «сатира», особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать художественное произведение.
51 Р.р. Анализ отрывка из «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина «О корени происхождения глуповцев». 1 Анализ содержания и поэтики эпизода из главы «Органчик». Выражение идейного замысла всего произведения в выбранном эпизоде. Знать понятие «сатира», особенности художественного мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать художественное произведение.
52 Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ «Старый гений». 1 Тематика произведений и герои Н. С. Лескова: странники, праведники, талантливые люди. Добро и зло в рассказе «Старый гений». Восстановление справедливости. Знать особенности художественного мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.
53 Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество 1 Старушка в поисках справедливости.
Образ старого гения. Светлое, жизнеутверждающее начало в рассказе. Знать особенности художественного мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора.
54 Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. 1 Слово о писателе. Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблему произведения.
55 Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет. 1 Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Иван Васильевич как герой-рассказчик. Психологизм рассказа.
Особенности композиции рассказа. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Автор и рассказчик в произведении Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
56 Пейзаж и внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. 1 Пейзаж и внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
57 Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» 1 Место повести «Отрочество» в автобиографической трилогии
Л. Н. Толстого. Николенька Иртеньев среди других героев повести. Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
58
Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. 1 Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Основные образы, мотивы, изобразительно–выразительные средства. Настроение лирического героя. Уметь выразительно читать стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
59 Поэзия родной природы в творчестве Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. 1 Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Основные образы, мотивы, изобразительно–выразительные средства. Настроение лирического героя. Уметь выразительно читать стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
6 Из русской литературы ХХ века 30 ч. (20 ч. + 7 ч. + 2 ч. + 1 ч.)
60 А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история упущенного счастья. 1 Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Характеры и судьбы главных героев, причины невозможности их счастья. Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы 20 века.
Характеризовать героя русской литературы 20 века.
Развивать представление о сюжете и фабуле, фольклоризме литературы, герое-повествователе.
Получать начальные представления о драматической поэме, об авторских отступлениях как элементе композиции.
Выявлять характерные для произведений русской литературы 20 века темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений русской литературы 20 века с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.
Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.
Писать сочинение на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.
Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии.
Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Бунина, И.А.Куприна, А. А. Блока, С. А. Есенина, И.С.Шмелёва, А.Т.Твардовского, А.П.Платонова, В.П.Астафьева. Знать основные события жизни писателя, уметь находить художественную деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.
61 Психологизм рассказа А.П.Чехова «О любви». 1 Диалоги чеховских героев. Роль детали и жеста. Уметь находить художественную деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов.
62 И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». 1 И. А. Бунин. «Кавказ»: проблема счастья и его недолговечности. Любовь и смерть. Психологизм прозы писателя. Знать жизнь Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать художественный текст.
63 А.И.Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье. 1 Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Образы главных героев, их взаимоотношения. Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа.
64 Романтизм М. Горького. Рассказ «Челкаш» как романтическое произведение. 1 Слово о писателе. Проблемы рассказа «Челкаш». Образы главных героев, их взаимоотношения. Знать жизнь Горького, уметь находить черты романтизма в рассказе.
65 Герои и судьбы в рассказе М. Горького «Челкаш» 1 Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст. Идея рассказа. Знать содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа.
66 Р.р. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». 1 Представления о счастье в рассказах русских писателей 19 – нач. 20 в. Образы счастливых людей. Причины несчастливых судеб.
Владение основными видами публичных выступлений.
67 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна 1 Составление плана сочинения, отбор материала для аргументации суждений. Знать пути и приемы раскрытия образов в произведениях Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, уметь выражать свое отношение к прочитанному.
68 А.А.Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее история. 1 Основные факты биографии и творческого пути поэта. Образ России в творчестве Блока. Анализ стихотворения «Россия» Уметь определять род и жанр литературного произведения; формулировать идею, тему, проблематику.
Уметь выразительно читать стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
69 С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. 1 Слово о поэте. Характер Пугачева в поэме. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина. Драматическая поэма (начальное представление). Уметь выразительно читать стихотворения, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста.
70 Р.р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. 1 Восприятие Пугачева как батюшки-защитника в произведениях фольклора. Неоднозначный образ бунтовщика в романе Пушкина. Есенинский образ Пугачева. Владение основными видами публичных выступлений.
71 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению. 1 Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Знать пути и приемы раскрытия образов в произведениях С.А. Есенина, уметь выражать свое отношение к прочитанному.
72 И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. 1 Личная и творческая биография писателя. Воспоминания о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими текстами (мемуары, воспоминания, дневники). Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
73
74 Вн.чт. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности: Тэффи «Жизнь и воротник», М.М.Зощенко «История болезни». 2 Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).
Слово о писателях. Сатира и юмор в рассказах Н. Тэффи «Жизнь и воротник» и М. Зощенко «История болезни». Художественное своеобразие рассказов. Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа.
75 М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». 1 Слово о писателе. Реальное и фантастическое в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание. Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.
76 Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина. 1 Тест по изученному материалу. Уметь работать с тестами.
77 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни. Тема честного служения жизни. 1 Слово о поэте. А.Т. Твардовский - поэт-гражданин. Творческий замысел «Василия Теркина», история создания образа главного героя Знать образную природу словесного искусства, уметь дать характеристику героев
78 Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Теркина. Правда о войне 1 Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов. Человек на войне. Василий Теркин - защитник родной страны. Обобщающий смысл образа главного героя Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию.
79 Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. 1 Композиция «Книги про бойца». Героика и юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского-художника в поэме Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию.
80 Р.р. Сочинение по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» 1 Тема, идея, план, отбор цитат-аргументов. Знать пути и приемы раскрытия образа Василия Тёркина в произведении А.Т.Твардовского «Василий Теркин», уметь выражать свое отношение к прочитанному.
81 А.П.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа 1 Слово о писателе. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения.
82
83 Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. (М. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги») 2 Боевые подвиги и военные будни в творчестве
М.Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату»), Б.Окуджава («Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал»), А. Фатьянова («Соловьи...»), Л. Ошанина («Дороги»). Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Знать поэтов военного времени и их творчество, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям.
84 В.П.Астафьев. Слово о писателе. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». 1 Слово о писателе. Роль бабушки в жизни героя. Образ учителя. Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа.
85 Проблема рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. 1 Приметы военного времени в рассказе. Значение фотографии для героя. Уметь воспринимать и анализировать художественное произведение, владеть различными видами пересказа.
86
87
Р.р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века». 2 Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении о Великой Отечественной войне Тема, идея, сюжет произведения, конфликт, характеры персонажей. Авторское отношение к изображаемому. Уметь писать сочинение по мотивам литерного произведения.
88 Русские поэты о Родине, родной природе. 1 Иннокентий Анненский. Николай Заболоцкий, Николай Рубцов, Борис Пастернак. Стихотворения о прошлом и настоящем России, о любви поэтов к Родине. Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.
89 Поэты Русского зарубежья. 1 Феномен русского зарубежья. Основные представители. Образ России и ностальгические настроения в стихотворениях Н. Оцупа, З. Гиппиус, И. Бунина. Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге.
7 Из зарубежной литературы 13 ч. (11 ч. + 2 ч.)
90 У. Шекспир. Слово о писателе. 1 Слово о драматурге. Тема семейной чести. Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта - образы-символы любви и жертвенности. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагедия: основные признаки жанра. Воспринимать текст литературного произведения.
Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.
Характеризовать героя зарубежной литературы.
Развивать понятия классицизм, комедия, исторический роман.
Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.
Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.
Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.
Формулировать вопросы по тексту произведения.
Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.
Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления.
Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.
Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.
Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.
Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.
Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.
Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык Знать основные факты жизни Шекспира.
91 У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». 1 «Всё в мире движимо любовью». Развитие понятия о «вечных темах» (проблемах) в литературе, «вечных образах». Гуманизм Шекспира. Знать содержание трагедии.
92 У.Шекспир. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии. 1 Устный и письменный анализ эпизода (сцена 5, акт 3). Уметь выразительно читать текст по сценам; сопоставлять сцены (на балконе и сцена 3 акта), строить устные и письменные ответы.
93 Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. 1 Сонеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Воспевание поэтом любви и дружбы. «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Сонет как форма лирической поэзии. Знать образную природу словесного искусства.
94 Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). 1 Ж.Б.Мольер. Время, личность, судьба. История создания комедии «Мещанин во дворянстве».
Знать основные этапы жизни и творчества Ж.Б. Мольера, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.
95 Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. 1 Признаки классицизма в драме.
Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Герои пьесы и особенности их изображения. Идейно-художественный анализ 3-5 действия. Сатирический образ господина Журдена. Знать понятие «сатира», особенности художественного мира Мольера; уметь анализировать художественное произведение.
96 Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). Общечеловеческий смысл комедии. 1 Герой-резонер, носитель разумного начала в пьесе. Комедия Мольера в сопоставлении с драматургией Д.И.Фонвизина. Уметь анализировать художественное произведение.
97
98 Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». 2 Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. Гротесковый характер изображения. Знать основные этапы жизни и творчества писателя Дж. Свифта, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного.
99
100 В.Скотт «Айвенго». 2 Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. Знать основные этапы жизни и творчества писателя В. Скотта, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго».
101 Урок-зачет по произведениям, изученным в 8 классе. 1 Решение тестовых заданий. Письменные ответы на проблемные вопросы. Знать биографии поэтов и писателей, с творчеством которых познакомились в 8 классе, знать содержание произведений. Уметь работать с тестами.
102 Рекомендации на летние каникулы. 1 Список произведений на лето. Методическое оснащение программы
Список литературы
Для учителя
1.1. Основная литература
1) Программа по литературе. 8 класс // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. Базовый уровень. 10-11 классы. Профильный уровень / Под ред. В. Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014. - ISBN 978-5-09-021712-5.
2) Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / [авт.-сост. В. Я. Коровина и др.]. М.: Просвещение, 2008. - ISBN 978-5-09-022426-0, 978-5-09-022428-4.
3) Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 8 классе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009. ISBN 978-5-09-018672-8.
Дополнительная литература
Аркин И. И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Еремина О. А. Поурочное планирование по литературе. 8 кл. М.: Экзамен, 2003.
Золотарева И. В., Крысова Т. А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2004.
Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе. - М.: Просвещение, 2006.
Марченко A. M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Мозженко Н. В. Рабочая тетрадь по литературе и культуре речи. 8 класс. В 2 ч. СПб.: Паритет, 2004.
Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2001.
Турьянская Б. И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.
Для учащихся
2.1. Основная литература
1) Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2.2. Дополнительная литература
Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности: М.: Дрофа, 2000.
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. – М.: Просвещение, 1997.
Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
Безелянский Ю.Н. 69 этюдов о русских писателях – М.: Эксмо, 2008.
Баевский В.С. История русской поэзии. – М., 1996.
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – 2-е изд. – СПб., 2007.
Гинзбург Л.Я. О лирике. – М., 1997.
Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.
Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996.
Энциклопедия литературных терминов и понятий / Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.