Актуальные проблемы языковой политики


Утегалиева Г.К
Доклад на тему: Актуальные проблемы языковой политики в рамках Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы.
Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению языками.  Государственная программа развития  функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы .       При разработке Программы был изучен опыт правового регулирования вопросов, связанных с реализацией государственной языковой политики свыше 30 зарубежных стран.
Основание             Программа разработана в соответствии содля разработки :        статьями 7, 93 Конституции Республики                        Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11                        июля 1997 года "О языках в Республике                        Казахстан"; Стратегическим планом развития                        Республики Казахстан до 2020 года,                        утвержденным Указом Президента Республики                        Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;                        Указом Президента Республики Казахстан от 19                        марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня                        государственных программ"; пунктом 3 Плана                        мероприятий по реализации поручений                        Президента Республики Казахстан Назарбаева                        Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа                        Казахстана; Доктриной национального единства;                        Концепцией расширения сферы функционирования                        государственного языка, повышения его                        конкурентоспособности на 2007-2010 годы,                        утвержденной постановлением Правительства                        Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года                        № 1122
Цель Программы :       Гармоничная языковая политика, обеспечивающая                        полномасштабное функционирование                        государственного языка как важнейшего фактора                        укрепления национального единства при                        сохранении языков всех этносов, живущих в                        Казахстане
Задачи:
Совершенствование языковой культуры,
Функционирование русского языка в коммуникативно- языковом пространстве,
Сохранение языкового многообразия в Казахстане
Срок реализации: 2011-2020 годы
первый этап: 2011-2013 годы
второй этап: 2014-2016 годы
третий этап: 2017-2020 годы
Целевые индикаторы: увеличения                         доли населения, владеющего тремя языками                        (государственным, русским и английским)                        (к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020                        году - до 15%)
      Как отметил Глава государства Назарбаев Н.А.: "Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его".      Снижение языковой культуры казахстанского общества. В указанном аспекте дальнейшее развитие лингвистического пространства существенно затруднено проблемами в сфере терминологии, антропонимики и ономастики, необходимостью совершенствования культуры речи и письменности, а также создания толерантной языковой среды.      Необходимость сохранения и укрепления лингвистического капитала казахстанцев. В данном аспекте существует блок проблем, связанных с сохранением уровня владения русским языком как конкурентного преимущества казахстанцев, созданием условий для развития языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана, и изучением английского и других иностранных языков как средств делового международного общения.      1. Функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве.      Реализация четвертого направления предполагает организацию системной работы по обеспечению присутствия русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Казахстана.      В рамках этого будет продолжена работа по дальнейшему учебно-методическому и интеллектуальному обеспечению системы обучения русскому языку, а также профессиональному обучению преподавательских кадров.      Информационная поддержка функционирования русского языка будет достигаться посредством обеспечения представленности русского языка в информационном поле Казахстана.      2. Сохранение языкового многообразия в Казахстане. В рамках данной задачи предполагается, прежде всего, создание условий для обучения родному языку представителей этносов, проживающих в Казахстане. Для этого планируется оказание учебно-методической помощи воскресным школам, а также привлечение опытных педагогов-носителей языка, использование международного опыта и современных технологий при обучении родным языкам.      Наряду с этим предполагается обеспечение необходимых условий для сохранения языков и взаимообогащения культур этносов. В числе необходимых мер - организация культурно-массовых мероприятий с широким информационным сопровождением, обеспечение сохранения исторического и современного письменного наследия этносов.      Содействие творческой реализации населения планируется через дальнейшую реализацию культурных и творческих возможностей этносов.Исходя из этого предметом изучения учащихся становится культура, во всем многообразии значения этого слова. Язык же выступает как средство познания.
Ожидаемые результаты:
уважение учащихся к культурным различиям;
уважение учащихся к уникальности культуры каждого народа;
позитивное отношение учащихся к непривычным проявлениям инокультур;
отсутствие у учащихся завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.
закрепления статуса русского языка как официального языка межгосударственных отношений в странах СНГ (объективна необходимость функционирования единого языка-посредника, а в силу исторического фактора таковым является только русский язык);
Нужно сказать, что одним из этапов любой Государственной программы является создание мотивации или фаза вызова интереса. Появляется возможность заинтересовать детей. Создаются ситуации, в которых ребёнок «перевоплощается» в действующее лицо. Речь идет о приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого общения, т. е. и
Задача учителя сегодня – совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти эффективные способы интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс.
Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся.
Для реализации данной цели на сегодняшний день в нашей школе, как и во всех школах страны, осуществляется раннее обучение английскому языку, а также его углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идёт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают
Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека.