Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС по программе В.Я.Коровиной и др.2016-2017г.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Усень-ИвановскоеРАССМОТРЕНО
на ШМО _________
МБОУ СОШ
с.Усень-Ивановское_ . 2016____
Протокол №1 СОГЛАСОВАНО
зам.директора по УВР
МБОУ СОШ
с.Усень-Ивановское______ / …………/
___.____.2016____ УТВЕРЖДАЮ
директор
МБОУ СОШ
с.Усень-Ивановское __________/………../
«___»____2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_______литература__________
(наименование учебного предмета (курса)_________________________________5___________________________________
(класс)
_____________2016-2017учебный год____________________
(срок реализации программы)
Учебник Литература
5 класс
____В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин_____
В двух частях
Москва «Просвещение»2015__г.

(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего:_102, в неделю 3ч
Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу.
_____Герасимова Ольга Васильевна,I квалификационная категория__
(преподаваемый предмет, квалификационная категория)
2016г.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе рабочей программы Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы (М.: Просвещение, 2016 г.), базисного учебного плана, годового календарного учебного графика, образовательной программы школы.

Реализация учебной программы обеспечивается учебником: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях под редакцией В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2015, включённым в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.
Количество учебных недель-34. Учитель имеет право в течение года проводить корректировку часов по темам, с занесением в графу «Примечание»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
2) самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание учебного предмета «Литература»
В программе представлены следующие разделы:1. Устное народное творчество.2. Древнерусская литература.3. Русская литература XVIII в.4. Русская литература первой половины XIX в.5. Русская литература второй половины XIX в.6. Русская литература первой половины XX в.7. Русская литература второй половины XX в.8. Литература народов России.9.  Зарубежная литература.10. Повторение (Обзоры. Сведения по теории и истории литературы.) 5 класс
Введение (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество (10ч.)
Фольклор — коллективное устное народное творчество.
Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки — повторение).
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые (анекдотические, новеллистические). Нравоучительный и философский характер сказок. Сказители. Собиратели сказок. (Обзор.)
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные Василисы Премудрой...» (М. Горький). Иван Царевич — победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников — Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Изобразительный характер формул волшебной сказки. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.
Из древнерусской литературы (2ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. (Обзор.)
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). Ломоносов — ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру...» — научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из литературы XIX века (42 ч.)
Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). (Обзор.)
Иван Андреевич Крылов Краткий рассказ о баснописце (детство, начало литературной деятельности).
«Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т. д. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник).
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальные представления).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Русская литературная сказка
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастической и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек – Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочных и фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalta Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России).
«Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности).
«Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения) Поэтические картины народной жизни. Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности).
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» — повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя — символ немого протеста крепостных крестьян.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальные представления).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте.
Стихотворение «Весенний дождь» — радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А. Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И. С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А. Н. Майков. «Ласточки»; И. 3. Суриков. «Зима» (отрывок); А. В. Кольцов. «В степи». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (28ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок, связанных между собой видимыми и тайными силами. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание —- основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальные понятия).
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом...» и «Низкий дом с голубыми ставнями...» — поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака.
«Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом — традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении — жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности).
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальной ситуацииIТеория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
«Ради жизни на Земле...»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны.
К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»; А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста».
Война и дети — обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин. «Помню—долгий зимний вечер...»; Прокофьев. «Аленушка»; Д. Кедрин. «Аленушка»; Рубцов. «Родная деревня», Дон-Аминадо. «Города и годы».
Стихотворные лирические произведения о Родине, ной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (15 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя (смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами). Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» — сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика — смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства — опора в труднейших жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Повторение (2ч.)
№ п/пНазвание раздела Кол-во часов
1. Введение
1
2. Устное народное творчество
10
3. Древнерусская литература
2
4. Из русской литературы 18 века
2
5. Из русской литературы 19 века
42
6. Из литературы 20 века
28
7. Из зарубежной литературы
15
8. Повторение (Уроки итогового контроля)
2
Итого
102
Календарно - тематическое планирование

п/пТема урока
Дата проведения Примечание
Планируемая дата Фактическая дата 1 Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.
2 Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.
3 Малые жанры фольклора. 4 Сказка как вид народной прозы. «Царевна-лягушка» как волшебная сказка. 5 «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой и Ивана-царевича.
6 «Царевна-лягушка». Поэтика волшебной сказки. 7 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. 8 С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»:герои сказки в оценке автора. 9 Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости в сказках о животных. 10 Бытовые сказки. «Журавль и цапля»(повторение).«Солдатская шинель». Народные представления о справедливости в сказках о животных. 11 Р/р. Русские народные сказки. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.
12 Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник. 13 Из «Повести временных лет»: «Подвиг отрока -киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей. 14 Вн. чт. М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. Краткий рассказ о жизни писателя. 15 М.В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. 16 Вн. чт. Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века: А.П. Сумароков, И.И. Дмитриев).17 И. А. Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и ягненок», «Ворона и лисица», «Свинья под дубом» 18 Аллегорическое отражение исторических событий в баснях «Волк на псарне». 19 Р/р. И.А. Крылов. Басни. Своеобразие языка басен Крылова 20 В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.
21 В.А. Жуковский. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Понятие о балладе.
22 А.С. Пушкин. «Няне». Рассказ и детских и лицейских годах жизни. Поэтизация образа няни поэта Арины Родионовны.
23 А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок.
24 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: события и герои. Противостояние добрых и злых сил.
25 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: сравнительная характеристика героев. 26 «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: истоки сюжета, поэтика сказки. 27 Р/р. Подготовка к домашнему сочинению. 28 Вн. чт. А.С. Пушкин. Сказки. Художественный мир пушкинских сказок.
29 Р/р. Написание сочинения-размышления по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
30 Р/р. Написание сочинения-размышления по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. 31 А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Краткий
32 Вн. чт. П.П. Ершов. «Конёк горбунок». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.
33 Вн. чт. В.М. Гаршин. «Attalea Princeps». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.
34 М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. 35 «Бородино»: проблематика и поэтика. «Два великана».
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.
36 Вн. чт. «Ашик-Кериб» как литературная сказка. Добро и зло в сказке. 37 Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни.
38 «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. Сказочный характер фантастики в повести.
39 Вн. чт.
«Вечера на хуторе близ Диканьки». «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть». Поэтизация картин народной жизни.
40 Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» Поэтический образ русской женщины. 41 «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. 42 Вн. чт. Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. .43 И.С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму» как повесть о крепостном праве. 44 Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе.
45 Р/р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести.
46 Р/р. Написание сочинения-размышления. по повести «Муму». 47 А.А. Фет. Лирика. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
«Весенний дождь»: радостная, яркая, полная движения картина весенний природы. «Чудная картина…»: полный загадочности и очарования зимний пейзаж. «Задрожали листы, облетая…»: противостояние осенней «шумящей мглы» и «тёплого гнёздышка».
48 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. 49 Жилин и Костылин. Сравнительная характеристике героев. 50 Р/р.
Написание сочинения-размышления. по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. 51 Р/р.Написание сочинения- по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого.
52 А.П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа.
53 Р/р. «Хирургия». Речь персонажей как средство их характеристики и способ создания комической ситуации.
54 Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. Юмор в рассказах Чехова. 55 Ф.И. Тютчев. Образ родины в пейзажной лирике поэта. «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»
56 Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор)
А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др).
57 Русские поэты о Родине и о родной природе (обзор) Анализ лирического произведения.
А. С. Пушкин, А.Н. Майков «Ласточки», И. С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок), И.Суриков «Зима» (отрывок), А.Н. Плещеев «Весна» (отрывок), А.В. Кольцов «В степи» и др).
58 И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в рассказе.
59 Вн. чт. И.А. Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России.
60 В.Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец.
61 «В дурном обществе». Жизнь семьи Тыбурция.
62 «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела».
63 Р/р. «В дурном обществе». Изображение города и его обитателей в рассказе.
64 С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой родины. 65 П.П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и Хозяйки Медной горы. Реальность и фантастика в сказе. 66 «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. Своеобразие языка. 67 К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. 68 «Тёплый хлеб»: язык сказки. Реальное и фантастическое в сказке. 69 Вн. чт. «Заячьи лапы» и другие рассказы. Природа и человек в сказках К.Г. Паустовского.
70 Вн. чт. С.Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Нравственные проблемы сказки. 71 Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». 72 «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа.
73 А.П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита»: человек и природа. Душевный мир главного героя. 74 «Никита»: быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя.
75 В.П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации.
76 «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера главного героя. 77 Р/р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». 78 Р/р. Классное контрольное сочинение №4. Сочинение «Мой сверстник в русской литературе 19-20 вв». 79 Русские поэты 20 в. о Родине и родной природе (И.А. Бунин, А. Блок, С. Есенин и др.). 80 Д. Кедрин «Алёнушка», А. Прокофьев «Алёнушка», Н. Рубцов «Родная деревня». Образ родины в стихотворениях о природе. 81 К.М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете..». Дети и война. 82 А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Дети и война. 83 Саша Чёрный. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о поэте. Образы детей в рассказе. 84 Саша Чёрный. «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. 85 Ю.Ч. Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. 86 Р.Л. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед»: верность традициям предков. Развитие понятия о балладе. 87 Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»: необычайные приключения героя. 88 Д. Дефо. «Робинзон Крузо»: характер героя.
89 Д. Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа, гимн неисчерпаемым возможностям человека. 90 Г.Х. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. 91 «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. 92 «Снежная королева»: «что есть красота?». Противопоставление красоты внутренней и внешней. 93 Вн. чт.
Сказки Андерсена. Победа добра, любви, дружбы над злом. Подготовка к сочинению. 94 Р/р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. 95 Р/р. Сказки Х.-К. Андерсена. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. 96 М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев. 97 М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»: неповторимый мир детства. 98 Р/р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей. 99 Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. 100 Вн. чт. Ж. Санд. «О чем говорят цветы». 101 Заочное путешествие по литературным местам России 102 Р/р. Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».