Рабочая программа по литературе. 5 кл.(по программе под редакцией В.Я.Коровиной), с учётом требований ФГОС.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»________________________
/Глушенкова Л..А./
«__»________________2016 г. «Утверждаю»
Директор МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________________
/Стасевич О.В../
Приказ № _______ от «__»_______________2016 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе в 5 классе
педагога первой квалификационной категории
Закутней Елены Юрьевны
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № ____от «__»______2016 г.
с. Александровка 3-я
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2013 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2012 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2013.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способно стей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме: в 5 классе — 105 ч, 3 часа в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ , включающий разделы: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, календарно-тематический план, личностные, метапредметные, предметные результаты освоения литературы, перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное твор-во.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы 18 века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы 19 века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Русская литературная сказка 19 века.
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения). Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка.
Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps».Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты 19 века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы 20 века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Русская литературная сказка 20 века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Саша Черный.«Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной лит-ры
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.).снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы- Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо. М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Требования к знаниям и умениям к концу изучения раздела.
№ Наименование разделов и тем Часов Планируемые результаты
1. Введение. Книга в жизни человека 1 Ценностно-ориентационная сфера: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.
2. Устное народное творчество 10 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора.
3. Древнерусская литература 2 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем древнерусской литературы, понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.
4. Литература XVIII века 1 Познавательная сфера: понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 18 века. Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимании их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
5. Литература XIX века 42 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.
Метапредметные результаты: умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка, умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, уметь вести диалог. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
6. Из русской литературы XX века 31 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе.
Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их. Понимание авторской позиции и своё отношение к ней. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Написание сочинений на темы, связанные с тематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы.
7. Из зарубежной литературы
13 Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов. Предметные результаты: понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог.
8. Итоги года 2 Метапредметные результаты: умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов, умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование

урока Наименование разделов
и тем
Дата по плану Фактическая дата Корректировка плана Проектная деятельность ИКТ
Формирование УУД
1. Введение
(1 час)
Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества Знать: особенности художест-
венной и учебной книги.
Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Уметь:
2 Устное народ-
ное твор-
чество(10 ч)
Вн. чт. Мифы и мифология. Славянские мифы. Миф «Сотворение земли» Презентация «Устное народное тв-во» Знать: что такое миф, мифология, показать активное влияние мифов на культуру человечества.
Понимать: значение мифов в жизни народа.
Познакомить с различными сборниками по мифологии;
Уметь: распознавать особенности славянской мифологии
3 Устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор Творческий мини-проект: «Книжка-малышка «Загадки» Знать: виды малых жанров фольклора: пословицы, поговорки, загадки.
Понимать: значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь: использовать малые жанры фольклора в устной речи
4 Сказка как особый жанр фольклора Отбор материала Знать: отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать: значение сказок в жизни народа.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам
5 «Царевна – лягушка» встреча с волшебной сказкой Иллюстрации, слайды 6 Герои. Народные идеалы в сказке «Царевна-лягушка» Консультации
учителя 7 «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» -волшебная сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иллюстрации
слайды Знать: признаки волшебной и героической сказок.
Понимать: отношение народа к героям сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок
8 Сказка о животных «Журавль и цапля».
Бытовая сказка «Солдатская шинель» Представление книжки загадок детьми Уметь: объяснить отличие сказки о животных (животные не помощники, а главные герои) и бытовой сказки (отражен быт, повседневная жизнь) от волшебной
9 Сказка «Общее счастье» Составление волшебной сказки Знать: отличительные особенности жанра сказки.
Понимать: значение сказок в жизни народа.
Уметь: выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказке
10-11 Т. Александрова «Светофорчик» Понимать: значение правил в жизни людей.
Уметь: выделять структурные элементы текста; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к тексту
12,
13 Древнерусская литература
(2 ч)
Русское летописание.
Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Презентация «Повесть временных лет». Знать: основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать: основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.
Уметь: видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи
14 Из литера-
туры XVIII века(1 час)
М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» Знать: сведения о жизни и творчестве М.В. Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два астронома в пиру...»
Понимать: юмористический характер стихотворения.
Уметь: давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
15 Из литера-
туры XIX века
(42 часа)
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр Таблица «Роды и жанры литературы»,
иллюстрации-
слайды Знать: роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать: аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Уметь: выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором
16 И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова. Басня «Волк на псарне»- отражение исторических событий 17 Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Обличение человеческих пороков в баснях Портрет писателя,
иллюстрации-
слайды Знать: содержание басен И.А. Крылова; одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басен.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям
18 РР Басни Крылова. Анализ и исполнение Знать: содержание басен И.А. Крылова. Одну басню наизусть.
Понимать: аллегорический смысл басни.
Уметь: выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям
19 Вн. чт. Жанр басни в мировой литературе
Презентация Знать: предшественников и последователей И.А. Крылова в жанре басни.
Уметь: сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов, выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское мастерство
20 В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» Иллюстрации-слайды Знать: сведения о жизни и творчестве В.А. Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна».
Понимать: роль поэта в создании жанра литературной сказки.
Уметь: пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки
21 В.А. Жуковский. Начало литературного творчества. Жанр баллады. «Кубок» Знать: творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А. Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады.
Понимать: лексику баллады; роль звукописи в тексте.
Уметь: выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения
22 А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Презентация «А.С.Пушкин»
Портрет писателя Знать: сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимать: нравственную проблематику литературных произведений.
Уметь: находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства о определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи
23
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Иллюстрации-слайды Знать: сюжет и содержание «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Понимать: проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки
24 РР Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского «Со сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина Знать: сюжеты и содержание сказок В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.
Понимать: роль художественных средств в литературных сказках.
Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументированно и последовательно доказать свою точку зрения
25 Стихи и проза. Рифма и ритм Презентация «Ритм и рифма в поэзии» Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.
Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью.
Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)
26 РР Мои любимые сказки А.С. Пушкина
Викторина-слайды Знать: сюжет и содержание сказок А.С. Пушкина.
Понимать: идейные особенности сказок, их связь с народной моралью.
Уметь: сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения
27 Из зарубежной литературы. Х.К. Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды Знать: сведения о жизни и творчестве Х.К. Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева».
Понимать: отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки
28 Победа добра над злом в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» Знать: сюжет и содержание сказки.
Понимать: в чем заключается истинная красота и сила; нравственную проблематику произведения; позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним
29 Русская литературная сказка. А. Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители» Знать: сведения о жизни и творчестве А. Погорельского (кратко); сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».
Понимать: отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов
30-31 В.М. Гаршин. Сказка «Attalea princeps» Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки; сюжет и содержание сказки «Attalea princeps».
Понимать: жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princeps»; роль иронии в произведении.
Уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки
32 М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова (кратко); содержание стихотворения «Бородино»
Понимать: патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям.
Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть
33 Художественные особенности стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» Знать: стихотворение наизусть.
Понимать: нравственную проблематику стихотворения.
Уметь: пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение.
34 Н.В. Гоголь. Общее знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Заколдованное место»
Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.В. Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Понимать: лексику повести «Заколдованное место»
Уметь: выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению
35 Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
Знать: сюжет и содержание повести «Заколдованное место».
Понимать: роль фантастики и юмора повести.
Уметь: пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки
36 Н.А. Некрасов. Стихотворение «На Волге» Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды Знать: сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге».
Понимать: сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения.
Уметь: выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи
37 Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селениях…» -отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Знать: содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях…»; содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».
Понимать: отношение автора к героям; как создается собирательный образ русской женщины.
Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
38 Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Анализ стихотворения Знать: содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».
Понимать: отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
39 И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями
Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму».
Понимать: характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя.
Уметь: выступать с сообщениями на литературную тему
40 Герасим и его окружение Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Уметь: характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль, прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов
41 Герасим и Муму. Счастливый год Знать: сюжет и героев рассказа.
Понимать: отношение автора к героям и их поступкам.
Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; составлять план текста и пересказывать по плану; прослеживать изменения в характере героя; объяснять значение слов и выражений, встретившихся в тексте; описывать иллюстрации
42 Смысл финала рассказа Знать: теоретико-литературные понятия эпитет, сравнение, метафора, гипербола.
Понимать: роль пейзажа и интерьера в рассказе; позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Уметь: прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении вопросов аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
43, 44 РР Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия портрет, интерьер, пейзаж, литературный герой.
Уметь: составлять план сочинения; подбирать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды)
45 «Чудные картины» А.А. Фета Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о жизни и творчестве А.А. Фета (кратко); содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть.
Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи
46 Контрольное тестирование за первое полугодие Тест интерактивный Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.
Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям.
Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты.
47 Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды Знать: сведения о жизни и творчестве Л.Н. Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кавказский пленник».
Понимать: отношение автора к героям и их поступки.
Уметь: пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов
48 Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: смысл названия рассказа; позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
49 Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведения.
Уметь: делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
50-51 Л. Толстой «Война и мир» (отрывки из романа) Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды Знать: сюжет и содержание отрывков романа
Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль художественных деталей в характеристике героев
Уметь: делать аналитический пересказ произведения; собирать материал для сравнительной характеристики героев, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; выяснять значение незнакомых слов
52-53 А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»
Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П. Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия».
Понимать: отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов
54 Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте Знать: сюжеты и содержание рассказов А.П. Чехова; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов.
Уметь: выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки
55, 56 РР Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе Презентация «Русские поэты ХIХ века о родине и родной природе» Знать: содержание стихотворений поэтов ХIХ века о родине, о родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть.
Понимать: значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.
Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи
57-58 Из русской литературы
(31 час)
И.А. Бунин. Рассказ «Косцы» Портрет писателя,
Иллюстрации- слайды Знать: сведения о детстве И.А. Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы».
Понимать: роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе.
Уметь: находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи
59 В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе». Вася и его отец
Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
60 Жизнь среди «серых камней» Знать: жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать: роль автора-рассказчика в повести.
Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
61-62 РР Подготовка к сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Знать: этапы и приемы над сочинением.
Понимать: позицию автора, его чувственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи
63-64 С.А. Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды Знать: сведения о детстве и юности С.А. Есенина (кратко).
Понимать: лирический пафос стихотворений поэта.
Уметь: выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение
65-66 П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» Портрет писателя,
Иллюстрации-слаыды Знать: сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка.
Уметь: выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
67 Контрольная работа Знать: содержание и героев произведений, прочитанных раннее.
Понимать: отношение авторов к изображаемому.
Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать развернутые ответы на вопросы
68 Вн. чт. Мир сказок П.П. Бажова Тест интерактивный Знать: сюжеты и содержание сказов П.П. Бажова.
Понимать: роль автора-рассказчика в произведениях, его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказов; сопоставлять произведения литературы и живописи; видеть связь произведений П.П. Бажова с фольклором
69-70 К.Г. Паустовский. Сказка «Теплый хлеб» «Что значит милосердие?»
Мини-проект, работа над проектом Портрет писателя,
Иллюстрации-слайды
Знать: сведения о жизни и творчестве К.Г. Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб».
Понимать: нравственную проблематику произведения.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании
71-72 К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы» «Что значит милосердие?»
Мини-проект. Презентация проекта Знать: сюжет и содержание рассказа «Заячьи лапы».
Понимать: роль природы в жизни человека.
Уметь: выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
73 С.Я. Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев» Портрет писателя,
Иллюстрациийды- Знать: сведения о жизни и творчестве С.Я. Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы.
Понимать: позицию автора и его отношение к героям, сходства и различия между народной и литературной сказками; нравственную проблематику произведения.
Уметь: объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; видеть связь пьесы-сказки с фольклором; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения
74 Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Знать: сюжет и содержание пьесы-сказки.
Понимать: сходства и различия между народной и литературной сказками; нравственную проблематику произведения.
Уметь: выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения
75 А.П. Платонов. Рассказ «Никита» Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П. Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита».
Понимать: как преображается реальный мир в создании ребенка.
Уметь: соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план
76 Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П. Платонова Презентация «Тема труда в рассказах Платонова» Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям.
Уметь: выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их поступки; оценивать актерское чтение
77 А.П. Платонов «Неизвестный цветок» Знать: композицию художественного произведения, понятие афоризма как малого жанра.
Понимать: роль
Уметь: пересказывать эпизоды сказки-были, характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины
78 В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» Знать: сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Понимать: как формировался характер героя.
Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины
79 Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Знать: сюжет и содержание рассказа.
Понимать: необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Уметь: прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения; описывать иллюстрации
80 РР Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Знать: содержание рассказа; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой.
Понимать: оптимистический, гуманистический пафос произведения.
Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения
81-82 Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Мини-проект «Детство, опалённое войной» Знать: сведения о жизни и творчестве А.Т. Твардовского и К.М. Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне.
Понимать: нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям.
Уметь: выразительно читать стихотворения; сопоставлять друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений; оценивать актерское чтение
83-84 РР Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе Знать: содержание стихотворений поэтов ХХ века, одно стихотворение наизусть.
Понимать: лирический пафос стихотворений.
Уметь: выразительно читать стихотворение; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять поэтические тексты друг с другом; сопоставлять произведения литературы и живописи
85-86 Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник», «Игорь- Робинзон». Ю.Ч. Ким «Рыба-кит» Знать: сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю. Кима (кратко); содержание рассказов С. Черного и песен Ю.Ч. Кима
Понимать: роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах; юмористический пафос произведений.
Уметь: сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль
88-89 Зарубежная литература
(13ч.).
Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед» Знать: сведения о жизни и творчестве Р.Л. Стивенсона; ); сюжет и содержание баллады «Вересковый мед»; понятие «баллада».
Понимать: позицию автора и его
отношение к героям.
90-91 Даниель Дефо «Робинзон Крузо» Знать: сведения о жизни и творчестве Д. Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо».
Понимать: нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении.
Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя; сопоставлять литературные произведения друг с другом (Д. Дефо «Робинзон Крузо», В.П. Астафьев «Васюткино озеро», С. Черный «Игорь-Робинзон»; оценивать актерское чтение
92-93 Вн.чт. Жорж Санд «О чем говорят цветы» Знать: сведения о жизни и творчестве Ж. Санд (кратко); сюжет и содержание сказки «О чем говорят цветы».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям.
Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды сказки; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки
94-95 Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
Том Сойер и его друзья Знать: сведения о жизни и творчестве М. Твена (кратко); сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».
Понимать: позицию автора и его отношение к героям; юмористический пафос произведения.
Уметь: выразительно пересказывать текст; инсценировать эпизоды романа; оценивать актерское чтение; характеризовать героя и его поступки
96-97 Дж. Лондон «Сказание о Кише» Знать: сведения о жизни и творчестве Дж. Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише».
Понимать: позицию автора и него отношение к герою.
Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа; сопоставлять героев разных литературных произведений (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Дж. Лондон «Сказание о Кише»); сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним
98-99 Итоговые уроки Знать: содержание и героев прочитанных произведений.
Уметь: пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения
100-105 Резервные уроки Тесты, викторина- слайды Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература»
Личностными результатами, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение
Предмет Название примерной учебной программы (авторской программы) Вид программы Кем
утверждена Наличие учебно-методического обеспечения
программы
Учебники Учебно-методические пособия
Литература Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной.
общеобразовательная МО РФ Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2013.
Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2013. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).
1.Литература. 5 класс: система уроков по уч.Коровиной В.Я./авт.-сост.И.В.Карасёва,В.Н.Пташкина.- Волгоград: Учитель,2014(ФГОС)
2.ФГОС.Диагностические работы по литературе 5 класс /Авт-сост. В.И.Громова,Т.Ю.Сторожева –Саратов:ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО»,2013.
3. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 224 с. – (Домашний репетитор).
4. Словари и справочники: словарь синонимов русского языка, словарь иностранных слов, этимологический, фразеологический.
5. Томашевский Б.В. Теория литературы.-ООО Изд. Северо-Запад, 2006
6. Русова Н.Ю. Технология написания сочинения.-М.Айрис-Пресс, 2007
7. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).
8. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
9. Репродукции картин художников.