Рабочая программа литература 10 класс база


Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 «А» 10 «Б» классов_составлена в соответствии
с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённым приказом Министерства образования российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы общеобразовательных учреждений, литература, 5-11 классы, базовый уровень. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 10-ое издание, Москва,Просвещение,2009;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010 года « Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Уставом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Основной образовательной программой - Образовательной программой среднего общего образования ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Учебным планом ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год;
Положением «Об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга;
Положением «О рабочей программе по учебному предмету, курсу» ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга.
Рабочая программа по Литературе для 10 «А» и 10»Б» классов составлена на основании учебной программы по литературе для 10 класса , автор В.Я.Коровина (Москва,Просвещение,2009)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений,
автор – Ю.В.Лебедев, М. «Просвещение», 2014г (№1.3.1.1.7.1 ФПУ), в полном объёме реализующего содержание программы по литератере для 10 класса.
Программа рассчитана на102 часа в год ( 3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение в год:
Уроков развития речи – 10 часов
Цель рабочей программы:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Реализация рабочей программы способствует решению следующих задач:
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;• постижение учащимися вершинных произведений отечественной литературы посредством их прочтение и анализ, основанного на понимании образной природы искусства слова, принципах единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историей;• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;• создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио- графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Кроме того, специфической особенностью изучения литературы в 10 «В» классе является тесная связь с предметом «Русский язык», поскольку русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающихся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Педагогические технологии
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий:
критического мышления;
проблемного обучения;
творческих мастерских;
проектно- исследовательской деятельности;
интерактивных и интернет- технологий.
Выбор данных технологий для 10 «А» и 10 «Б»классов обусловлен необходимостью интенсивного освоения курса литературы 2 половины 19 века при всей его сложности и многообразии в рамках времени, ограниченном стандартом образования 3 часами в неделю, с учётом разноуровневой подготовки классного контингента, специфики интереса к чтению и классической литературы в частности у современных школьников.
Формы оценивания знаний, умений и навыков обучающихся 10 «А» и 10 «Б» классов осуществляются в соответствии с
Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости, формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и переводе обучающихся в следующий класс;
Положением о государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Общая характеристика учебного предмета.
         В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
         В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. В центре анализа — литературный процесс в XIX веке,  автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
        Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
        В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.      
Основное содержание учебного предмета.
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», а также три стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», а также три стихотворения по выбору.
Н.В. Гоголь
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) (обзорное изучение с анализом отдельных глав).
Одна из петербургских повестей по выбору .А.Н. Островский
Драма «Гроза»
И.А. Гончаров
Роман «Обломов»
(с анализом фрагментов).
Очерки «Фрегат Паллада» (фрагменты)
И.С. Тургенев
Роман «Отцы и дети»
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), а также три стихотворения по выбору.
А.А. Фет
Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», а также три стихотворения по выбору.
А.К. Толстой
Три произведения по выбору.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…», а также три стихотворения по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – обзорное изучение с анализом фрагментов).
Н.С. Лесков
Одно произведение по выбору.
М.Е. Салтыков-Щедрин
«История одного города» (обзор).
Ф.М. Достоевский
Роман «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой
Роман-эпопея «Война и мир»
А.П. Чехов
Рассказы: «Студент», «Ионыч», а также два рассказа по выбору.
Рассказы: «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Пьеса «Вишневый сад»

Тематическое планирование по литературе в 10 «А» и 10 «Б» классах

.
№ Тема Количество часов
1 Введение. 1
2 Александр Сергеевич Пушкин.
2
3 Михаил Юрьевич Лермонтов.
2
4 Николай Васильевич Гоголь.
2
5 Россия второй половины 19 века 2
6 Александр Николаевич Островский.
9
7 Иван Александрович Гончаров 8
8 Иван Сергеевич Тургенев.
11
9 Н.Г. Чернышевский 1
10 Федор Иванович Тютчев.
3
11 Афанасий Афанасьевич Фет.
5
12 Николай Алексеевич Некрасов. 9
13 Николай Семенович Лесков 3
14 Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
4
15 Федор Михайлович Достоевский
10
16 Алексей Константинович Толстой 2
17 Лев Николаевич Толстой
18
18 Антон Павлович Чехов.
9
19 Итоговое занятие 1
20 Резерв 1
Итого 102
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 «А » и 10 «Б» классах

п/пТема урока Кол. час. Дата проведения Форма занятий
1 Вводный урок. Общая характеристика литературы XIX века.
1 Лекция с элементами беседы
2-3 А.С. Пушкин
Жизнь и творчество А .С.Пушкина Мотивы лирики Пушкина Роман «Евгений Онегин» 2 Урок-повторение, беседа, чтение и обсуждение.
4-5 М.Ю.Лермонтов Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» 2 Урок-повторение чтение и обсуждение, беседа
6-7 Н.В.Гоголь Жизнь и творчество Н.В.Гоголя Поэма «Мёртвые души» 2 Урок-повторение, беседа
8 Обзор русской литературы 2 половины 19 века 1 Лекция с элементами беседы
А.Н.Островский 9 9 Жизнь и творчество А.Н.Островского. «Колумб Замоскворечья» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
10 Драма «Гроза». Творческая история пьесы «Гроза». Основной конфликт и расстановка действующих лиц в пьесе. 1 Работа с текстом, аналитическая беседа
11 Город Калинов и его обитатели. 1 Аналитическая беседа,ИКТ12-13 Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в пьесе Островского «Гроза». Проверочная работа.
2 Проблемные задания, работа с текстом
14 Сила и слабость характера Катерины 1 Беседа, работа с текстом
15 Конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» 1 Развитие речи
16 Быт и нравы русской провинции в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница» 1 Аналитическая беседа
17 Р.Р. Подготовка к сочинению по творчеству Островского 1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
И.А.Гончаров 8 18 Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Три романа писателя. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
19 Роман «Обломов».Суть «обломовщины». Обломов – его сущность, характер, судьба. 1 Комбинированное
20-21 Обломов и Штольц. Сравнительная характеристика. Проверочная работа. 2 Проблемные задания, диалог
22 Обломов и Ольга Ильинская(Женские образы в романе) 1 Проблемные задания,
аналитическая беседа
23 Судьбы обломовцев. Захар. Историко-философский смысл романа. 1 Проблемные задания
24 Однотезисное сочинение по роману «Обломов» 1 Развитие речи
25 Конспект статьи Н .Добролюбова «Что такое обломовщина?» 1 Развитие речи
И.С.Тургенев 11 26 Жизнь и творчество И.С.Тургенева 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
27 Сборник «Записки охотника» 1 Семинарское занятие
28 Характеристика эпохи 60-х гг. XIX в. Роман «Отцы и дети». История создания. Смысл названия романа 1 Комбинированное
29 Базаров в селе Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев. Торжество демократизма над аристократией. 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
30 Базаров в системе действующих лиц романа. Трагический характер конфликта в романе. 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
31 Кто истинные друзья и последователи Базарова? 1 Проблемные задания
32 Дружба и любовь в жизни героев. 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
33 Мировоззренческий кризис Базарова. Базаров и народ. 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
34 Художественная сила последних сцен романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Проверочная работа 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
35 Конспект статьи Д.Писарева «Базаров» 1 Развитие речи
36 Подготовка к домашнему сочинению по творчеству И.С.Тургенева 1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
37 Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» 1 Урок-лекция, презентации учащихся
38 Ф.И.Тютчев.
Жизнь и творчество. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
39-40 Мотивы лирики Тютчева 2 Семинарское занятие
41 А.А.Фет. Жизнь и творчество 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
42-43 Мотивы лирики А.А. Фета. Художественное своеобразие его поэзии 2 Семинарское занятие
44-45 Сочинение по творчеству Тютчева и Фета 2 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
Н.А. Некрасов 9 46 Жизнь и творчество Н.А. Некрасова 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
47 Тема любви в лирике Некрасова 1 Семинарское занятие
48 Тема народа в творчестве Некрасова 1 Комбинированное
49
Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция. 1 Комбинированное
50-51 Жизнь народа и образы крестьян в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Савелий- богатырь святорусский, Гриша Добросклонов- народные заступники. 2 Аналитическая беседа, работа с текстом
52 Сатирические портреты помещиков в поэме А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
53 «Долюшка русская, долюшка женская…» 1 Аналитическая беседа, работа с текстом
54 «Стиль, отвечающий теме». Художественные особенности поэмы. Проверочная работа по творчеству Н.А.Некрасова 1 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
55 Н.С.Лесков. Жизнь и творчество 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
56-57 Повесть «Очарованный странник». Проверочная работа 2 Комбинированное
М. Е. Салтыков-Щедрин.
4 58-59 Жизнь и творчество. Роман «История одного города» Обзор 2 Лекция с элементами беседы, ИКТ
60 Роман «господа Головлевы»- эпизоды из жизни одной семьи. Образ Иудушки Головлева 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
61 «Сказки» Салтыкова-Щедрина. Своеобразие жанра поэтической сказки. Общечеловеческое звучание сказок Салтыкова-Щедрина 1 Комбинированное
Ф.М. Достоевский 10 62 Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
63-64 Роман «Преступление и наказание». История создания социально- психологического романа. Петербург в изображении Достоевского. 2 Комбинированное
65 Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
66 «Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
67-68 Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова 2 комбинированное
69 Женские образы романа. Проверочная работа. 1 комбинированное
70-71 Р.Р Сочинение по творчеству Достоевского 2 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
72-73 Лирика А.К. Толстого 2 Анализ лирического произведения
Л.Н. Толстой 18 74-75 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого 2 Лекция с элементами беседы, ИКТ
76 Роман «Война и мир». История создания романа- эпопеи. Особенности жанра и композиции. Смысл названия. 1 Комбинированное
77 Высший свет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
78 «Род человеческий развивается только в семье». Семья Болконских и семья Ростовых 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
79 Изображение войны 1805-1807гг. 1 Комбинированное чтение
80 «Надо жить, надо любить , надо верить» 1 Комбинированное чтение
81-82 «Война- противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» 2 Лекция с элементами беседы, ИКТ
83 «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною …силой». Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
84 «Нет величия там, где нет простоты , добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона) 1 Проблемные задания, беседа
85-86 Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов 2 Проблемные задания
87 Проверочная работа 1 Проверка ЗНК
88 Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
89 Наташа Ростова- любимый женский образ Л.Н.Толстого 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
90-91 Сочинению по творчеству Л.Н.Толстого 2 Развитие речи
Урок проверки знаний и умений
А.П.Чехов.
9 Лекция.
92 Жизнь и творчество. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
93 Ранние рассказы. 1 94 Трилогия о любви. 1 Семинарское занятие
95 Рассказ А.П.Чехова «Ионыч». 1 Сообщения, лингвистический анализ
96 «Вишнёвый сад»- драма или комедия? 1 Комбинированное
97 Тема «уходящего мира». Образы старшего поколения в пьесе. 1 Лекция с элементами беседы, ИКТ
98 Молодое поколение в пьесе. 1 комбинированное
99 «Россия- наш сад». Символика названия. 1 Лекция ,конспект
100 Проверочная работа по творчеству А.П.Чехова 1 101
Итоговый урок по курсу 10 класса
1 102 Резервный урок 1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
По окончании 10 класса ученик должен:

знать/понимать:
-  образную природу словесного искусства;                                                                                    
-     содержание изученных литературных произведений;
-  основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;                                          
-   основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
-  основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
-  воспроизводить содержание литературного произведения;
-  анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-  соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-  определять род и жанр произведения;
-  выявлять авторскую позицию;                                                                                              
-  выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-  аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
-   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
-  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;            
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;                              
 4)определения своего круга чтения  и оценки литературных произведений.
Учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся:                                                                                                                                                                                                                                                                                              1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2014.
2.Мультимедийные презентации.