Программа внеуроччной деятельности. Развитиен осязания и мелкой моторики.

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №106
для слепых и слабовидящих детей"



Программа рекомендована к работе педагогическим советом школы
Протокол №_____
от______________________2015г.

Программа обсуждена на методическом объединении учителей гуманитарного цикла
Протокол №_____
от _____________________2015г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МК С(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №106 для слепых и слабовидящих детей"
______________________________
Приказ № ________
от _______________________2015г.





ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО РАЗВИТИЮ ОСЯЗАНИЯ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

– 4 классы




Составитель программы:
Кейль Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
МК С(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №106 для слепых и слабовидящих детей"



Новокузнецкий городской округ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа внеурочной деятельности «Развитие осязания и мелкой моторики» разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 N 373, письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011 № 03 – 296.
Программа составлена в соответствии с планом внеурочной деятельности учреждения, реализуется в рамках социального направления в 1-4 классах, рассчитана на четыре года обучения.
Адекватно воспринимать окружающую действительность детям с нарушениями зрения помогает развитие компенсаторных механизмов, в качестве которых выступают осязание и мелкая моторика. Мелкая моторика является основой развития всех психических процессов: внимание, память, восприятие, мышление, речь. Несовершенство двигательной координации кистей и пальцев рук обучающихся затрудняет овладение ими письмом, чтением, трудовыми компетенциями. Дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности мышц рук движения оказываются вялыми или слишком напряженными. Это сдерживает развитие тактильной чувствительности и отрицательно сказывается на формировании графических навыков.
Для развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения требуются специально созданные условия в рамках программы внеурочной деятельности.
Цель программы – развитие осязания и мелкой моторики, обеспечивающее детям с нарушениями зрения объективное познание предметов и объектов окружающего мира, умение ориентироваться в пространстве.
Задачи:
развивать осязание и мелкую моторику;
учить простейшим способам действий с предметами;
совершенствовать координацию движений рук;
формировать предметно-практическую деятельность;
учить ориентировке в пространстве;
способствовать адаптации в социуме.
Особенность данной программы состоит в том, что она содержит следующие направления деятельности:
обучение самомассажу рук и пальцев;
формирование моторики рук,
развитие двигательных функций;
развитие глазомера;
обучение способам дифференцировки предметов и поверхностей;
обучение нахождению предметов на плоскости;
обучение приёмам активного осязания: выделение ведущей руки и действий двумя руками одновременно на уровне узнавания;
развитие навыков самообслуживания.
Данная программа включает четыре этапа обучения.
Задачи первого этапа обучения (1 класс):
обучать комплексу пальчиковой гимнастики;
обучать самомассажу кистей рук для снятия моторной напряженности мышц рук и пальцев.
Задачи второго этапа обучения (2 класс):
развивать навыки самомассажа кистей рук;
развивать мелкую моторику;
развивать гибкость и подвижность пальцев рук;
обучать приемам работы с бумагой, пластилином, иглой и ниткой;
развивать навыки ручной умелости.
Задачи третьего этапа обучения (3 класс):
развивать навыки самомассажа кистей рук;
развивать мелкую моторику;
развивать гибкость и подвижность пальцев рук;
совершенствовать приемы работы с бумагой, пластилином, иглой и ниткой;
совершенствовать навыки ручной умелости.
Задачи четвертого этапа обучения (4 класс):
развивать навыки самомассажа рук;
развивать мелкую моторику;
развивать гибкость и подвижность пальцев рук;
совершенствовать приемы работы с бумагой, пластилином, тесьмой, тканью, иглой и ниткой;
совершенствовать приемы и навыки ручной умелости.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Существенной чертой коррекционно-развивающего обучения является проведение индивидуальной и групповой работы, направленной на компенсацию недостатков развития детей с нарушениями зрения. Данная деятельность основывается на учете зоны актуального развития и определяет программу зоны ближайшего развития, создавая условия для поэтапного, многоступенчатого развития обучающихся.
Обучение по программе «Развитие осязания и мелкой моторики» осуществляется на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся, с учетом не только зрительного дефекта, но и жизненного опыта, особенностей развития личности, а также уровня готовности к овладению ручной умелостью.
Программа предусматривает изучение следующих разделов:
Введение.
Укрепление кистей рук и пальцев.
Развитие осязания и мелкой моторики.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
Раздел «Введение» содержит определение целей и задач обучения.
Раздел «Укрепление кистей рук и пальцев» включает в себя обучение пальчиковой гимнастике по укреплению кистей рук и пальцев, специальным упражнениям по развитию подвижности, гибкости кистей рук и пальцев.
Раздел «Развитие осязания и мелкой моторики» направлен на формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков, развитие моторных координаций, через обучение упражнениям по преодолению осязательных и моторных нарушений. В работе используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Обучение восприятию рельефных изображений и предметов» предусматривает обучение рациональным приёмам обследования рельефно-графических изображений и чтения рельефно-точечных текстов, развитие координации кисти, логического мышления, пространственного воображения, внимания, сфокусированного на тактильной чувствительности при обследовании предметов.
Раздел «Диагностика развития осязания и мелкой моторики» предусматривает проведение обследования состояния осязания и мелкой моторики рук обучающихся.
Основной организационной формой обучения являются занятия, которые проводятся с учётом зрительного дефекта и уровня ручной умелости обучающихся в индивидуальной или групповой форме.
Занятие состоит из двух частей:
Проведение упражнений для кистей рук и пальцев: самомассаж, пальчиковые игры. Этот вид деятельности необходим для снятия напряжения мышц кистей и пальцев рук, а также развития их подвижности и гибкости.
Ознакомление с приёмами выполнения различных видов предметно-практической деятельности: обследование предметов, лепка, конструирование, моделирование. Этот вид деятельности необходим для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики рук и пальцев.
На занятиях используются разнообразные и продуктивные виды деятельности: наблюдение, обследование, рисование, лепка, аппликация, чтение (рельефно-точечный шрифт Брайля).
На занятиях создаются оптимальные условия для эффективного усвоения программного материала, всестороннего развития личности. Формирование компетенций обучающихся осуществляется в рамках игрового взаимодействия, экскурсионной и проектной деятельности, выполнения разнообразных заданий и упражнений.
Развитие осязания и мелкой моторики детей с нарушениями зрения осуществляется через систему упражнений: определение структуры поверхности или материала, различение по форме или величине. Это позволяет расширять возможности руки как органа перцепции, формировать зрительно-осязательные ориентировки, повышать социально-адаптивные возможности.
Особенностью организации внеурочной деятельности является коррекционная направленность процесса, учет возрастных особенностей и навыков обучающихся.
В основу программы положен концентрический принцип, заключающийся в увеличении объема знаний, накоплении приемов и способов ручной умелости.
Содержание программы имеет интегративный характер, позволяющий соединять теоретические и практические знания, предусматривает постепенное усложнение материала по развитию осязания и мелкой моторики рук. Сложность и объем заданий возрастает с переходом на следующий этап обучения.
Место программы в плане внеурочной деятельности:
Программа рассчитана на 138 часов обучения:
1 класс – 33 часа (1 час в неделю);
2-4 классы по 35 часов (1 час в неделю).
Продолжительность занятий составляет:
1 класс – 35 минут (первое полугодие), 45 минут (второе полугодие);
2-4 классы – 45 минут.
Ценностные ориентиры содержания
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов, умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушениями зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство. Это позволяет им быть более активными, самостоятельными, коммуникабельными.
Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки:
развитие умения учиться – развитие познавательных интересов, инициативы, любознательности, творчества, способности к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
развитие самостоятельности, инициативы, ответственности – развитие самостоятельности, ответственности, способности к преодолению трудностей и уважению труда других людей;
развитие ценностно-смысловой сферы личности – формирование общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, чувства прекрасного;
развитие общения, сотрудничества – развитие умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
Уровень развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения оценивается с помощью проведения диагностических исследований по окончанию каждого этапа обучения.
Одним из немаловажных компонентов коррекционно-развивающей работы является проведение бесед, семинаров, практикумов, лекториев с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) о необходимости и важности развития мелкой моторики рук детей с нарушениями зрения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Предметные результаты:
В результате освоения программы первого этапа обучения (1 класс) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:
организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности;
делать самомассаж рук под контролем учителя;
правильно выполнять движения для сцепления рук;
делить вату на маленькие кусочки и наматывать на палочку;
знать виды бумаги и ее свойства;
делать небольшие поделки из бумаги;
отрывать полоски бумаги по намеченной линии;
сворачивать бумагу в гармошку;
выполнять несложные аппликации;
делить пластилин на кусочки по заданному глубокому надрезу;
разминать пластилин до мягкого состояния;
раскатывать пластилин круговыми движениями между ладонями;
создавать шарообразные формы;
раскатывать пластилин между ладонями или на доске;
создавать цилиндрические формы.
В результате освоения программы второго этапа обучения (2 класс) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:
правильно выполнять упражнения без помощи учителя;
складывать бумагу по чертежу и выполнять несложные поделки;
вырезать отдельные геометрические формы;
узнавать изображения, выполненные способом аппликации;
наклеивать в свободном порядке заготовки, подготовленные учителем;
дополнять изображения одним элементом;
выполнять рваную аппликацию, наклеивать элементы изображения на опорные точки;
придавать цилиндрическую и шарообразную форму куску пластилина;
соединять валик из пластилина для получения кольца;
создавать конусообразную форму из бруска пластилина треугольной формы;
лепить предметы из нескольких частей;
расплющивать шарообразную форму для получения диска;
создавать изображения из пластилина на доске, выкладывать валик по контурному изображению предмета;
заполнять пластилином изображения, используя заготовки из цветной бумаги;
правильно пользоваться иглой и ниткой;
шить «вверх-вниз» под контролем учителя;
пришивать пуговицы с 2-мя отверстиями;
В результате освоения программы третьего этапа обучения (3 класс) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:
делать самостоятельно простейшие поделки из бумаги;
создавать предметную аппликацию;
выполнять узоры способом аппликации, начиная с двух элементов, постепенно доводя до пяти;
создавать комбинированную аппликацию из бумаги и природного материала;
создавать сюжетно-тематическую аппликацию;
самостоятельно лепить предметы цилиндрической, шарообразной и конусообразной формы;
вытягивать часть формы, вдавливать и оттягивать детали, соединять части предметов прижиманием и промазыванием;
лепить фигуры с использованием различные приёмов;
обмазывать пластилином и украшать различные поверхности;
пришивать пуговицу с 4-мя отверстиями;
вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;
шить: «вперёд иголка», «змейка»;
вязать крючком воздушные петли;
плести из тесьмы.
В результате освоения программы четвертого этапа обучения (4 класс) дети с нарушениями зрения приобретают следующие навыки:
делать кисточки и помпоны;
делать куклы из ниток;
принимать участие в выполнении коллективного декоративного панно;
делать подарки и сувениры;
знать основы ниткоплетения на четырёхграннике;
наматывать тесьму на катушку;
выкладывать тесьму по рисунку;
выполнять аппликации по замыслу;
знать свойства ткани;
выполнять аппликации на ткани;
создавать поделки из подручного материала;
работать с конструктором типа «Лего»;
работать с мозаикой.
Развитие жизненной компетенции:
умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях (очки, лупа, грифель, прибор для письма по Брайлю);
умение взаимодействовать с учителем при затруднениях, формулировать запрос о специальной помощи («мне не видно», «я не разбираю шрифта», «я не понял»);
умение ориентироваться в пространстве, на плоскости;
умение задать вопрос, выразить свои намерения;
умение включаться в исследовательскую деятельность;
знание правил поведения в разных ситуациях: экскурсия, практическая работа, проектная деятельность;
развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение – 4 часа
Определение целей и задач каждого этапа обучения.
Укрепление кистей рук и пальцев – 16 часов
Обучение самомассажу кистей рук. Работа с эспандером.
Пальчиковая гимнастика «Умелые ручки», «Гномики», «Веселые друзья».
Пальчиковые игры на сжимание-разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев.
Выполнение упражнений из книги О.И. Егоровой «Приключение сказочного человечка» для развития координации движений и концентрации внимания.
Развитие осязания и мелкой моторики – 69 часов
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности:
Работа с бумагой.
Овладение различными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация, оригами, смешанная техника). Сворачивание бумаги в «гармошку». Изготовление лодочки из бумаги путем складывания.
Рисование по точкам.
Соединение рисунков по точкам. Обведение рисунков по контуру, дорисовывание изображений. Упражнения «Веселые человечки», «Путешествие по волнам».
Работа с трафаретами.
Обводка по контуру, штриховка. Рисование внутри большой фигуры, постепенно уменьшающегося или наоборот увеличивающегося узора (не отрывая карандаш от бумаги).
Работа с ножницами.
Вырезание ножницами по намеченному контуру.
Упражнения с ватой.
Деление ваты на маленькие кусочки, наматывание на палочку.
Работа с пластилином.
Деление на куски, размягчение. Раскатывание пластилина на доске. Изготовление цилиндрической, шарообразной, конусообразной форм. Обмазывание пластилином готовых форм, украшение природным материалом. Лепка простых предметов (овощи, фрукты, грибы), сложных предметов (животные, люди).
Работа с иглой и ниткой.
Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд иголку». Пришивание пуговицы с двумя отверстиями, с четырьмя отверстиями. Шитье и вышивание по проколу. Изготовление кисточек и помпонов из ниток. Изготовление куклы из ниток. Вязание крючком воздушных петель.
Работа с пуговицами.
Нанизывание пуговиц на шнурок.
Работа с тесьмой.
Выкладывание тесьмы по рисунку. Наматывание тесьмы на катушку. Плетение из тесьмы.
Работа с предметами.
Упражнения с бусами, орехами, шишками, семенами. Восприятие натуральных предметов пальцевым, ладонным и кистевым способами. Обучение обследованию предмета при помощи рук. Дифференциация предметов по температурному и болевому признаку. Игра «Хитрый мешочек».
Работа с мозаикой, конструктором.
Освоение приёмов сборки и разборки конструктора по таблицам. Выкладывание горизонтальных и вертикальных дорожек, простых узоров, рисунков из мелкой мозаики по образцу.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов – 45 часов
Коррекция зрительно-двигательных функций, моторной координации.
Обучение приёмам обследования рельефного рисунка. Восприятие рельефных изображений. Распознавание простейших плоских предметов, рельефных изображений. Узнавание рельефных изображений из множества предметов. Соотнесение рельефного изображения с натуральным объектом. Чтение рельефно-точечного шрифта пальцами.
Дифференциация предметов и геометрических фигур.
Упражнения для определения различных по форме, величине, фактуре поверхностей: гладкая, шероховатая, ворсистая. Узнавание изображений, выполненных способом аппликации. Выполнение орнамента из геометрических форм.
Знакомство с разными видами и свойствами материалов.
Различные виды и свойства бумаги. Различные виды ткани. Умение определять вид ткани на ощупь. Знакомство со свойствами материалов: пластмасса, стекло, металл.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики – 4 часа
Проведение диагностического обследования состояния осязания и мелкой моторики рук: «Готовность руки к овладению письмом» (А.Л. Венгер), 1 класс; «Прямые линии» (Е.В. Колесникова), 2 класс; «Скопируй фигуры» (М.М. Безруких), 3 класс; «Домик» (Н.И. Гуткина), 4 класс.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-4 классы

п/п
Название раздела

Количество часов

1.
Введение.
4 часа

2.
Укрепление кистей рук и пальцев.
16 часов

3.
Развитие осязания и мелкой моторики.
69 часов

4.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов.
45 часов

5.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
4 часа


ИТОГО:
138 часов


1 класс

п/п
Название раздела

Количество часов

1.
Введение.
1 час

2.
Укрепление кистей рук и пальцев.
6 часов

3.
Развитие осязания и мелкой моторики.
13 часов

4.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов.
12 часов

5.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
1 час


ИТОГО:
33 часа

2 класс
№ п.п
Название раздела
Количество часов

1.
Введение.
1 час

2.
Укрепление кистей рук и пальцев.
4 часа

3.
Развитие осязания и мелкой моторики
18 часов

4.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов.
11 часов

5.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
1 час


ИТОГО:
35 часов

3 класс
№ п.п
Название раздела
Количество часов

1.
Введение.
1 час

2.
Укрепление кистей рук и пальцев.
3 часа

3.
Развитие осязания и мелкой моторики.
17 часов

4.
Обучение восприятию рельефных изображений и предметов.
13 часов

5.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
1 час


ИТОГО:
35 часов

4 класс
№ п/п
Название раздела
Количество часов

1.
Введение
1 час

2.
Укрепление кистей рук и пальцев.
3 часа

3.
Развитие осязания и мелкой моторики.
21 часа

4.
Обучение воспроизведению рельефных изображений и предметов.
9 часов

5.
Диагностика развития осязания и мелкой моторики.
1 час


ИТОГО:
35 часов


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

п/п
Тема раздела, занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения

Введение – 1 час

1.
Определение целей и задач обучения.
1 час


Укрепление кистей рук и пальцев – 6 часов

2.
Упражнения для развития силы пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика.
1 час


3.
Упражнения для развития силы пальцев рук.
Работа с эспандером.
1 час


4.
Упражнения для развития силы пальцев рук.
Массаж пальцев.
1 час


5.
Чтение рельефных изображений пальцами по книге О.И. Егоровой «Приключение сказочного человечка», 1 часть.
1 час


6.
Чтение рельефного шрифта пальцами по книге О.И. Егоровой «Приключение сказочного человечка», 2 часть.
1 час


7.
Выполнение упражнений из книги О.И. Егоровой «Приключение сказочного человечка».
1 час


Развитие осязания и мелкой моторики – 13 часов

8.
Обучение самомассажу кистей рук.
Практическая работа.
1 час


9.
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения.
1 час


10.
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук.
1 час


11.
Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости.
1 час


12.
Пальчиковые игры.
Упражнения для сцепления рук.
1 час


13.
Пальчиковые игры. Упражнения с ватой.
Деление ваты на маленькие кусочки.
1 час


14.
Упражнения с бумагой.
Сворачивание бумаги в «гармошку».
1 час


15.
Упражнения с пластилином.
Деление на куски, размягчение.
1 час


16.
Обучение обследованию предмета при помощи рук.
Практическая работа.
1 час


17.
Обучение дифференциации предметов по температурному и болевому признаку.
1 час


18.
Обучение дифференциации поверхностей по разным признакам.
1 час


19.
Обучение нахождению предметов на плоскости по указанному признаку.
1 час


20.
Закрепление изученного материала.
Игра «Хитрый мешочек».
1 час


Обучение восприятию рельефных изображений и предметов – 12 часов

21.
Знакомство с разными видами и свойства материалов: пластмасс, стекло, металл.
1 час


22.
Узнавание различных материалов осязательным способом.
1 час


23.
Обучение приёмам обследования рельефного рисунка.
1 час


24.
Чтение рельефных изображений пальцами.
Практическая работа.
1 час


25.
Чтение рельефного шрифта пальцами.
Игра «Веселые точки».
1 час


26.
Обследование прямолинейных геометрических фигур с кривыми поверхностями: шар, конус.
1 час


27.
Узнавание геометрических фигур при ощупывании пальцами: треугольник, пирамида, куб.
1 час


28.
Алгоритм обследования предметов двумя руками: ознакомительное, беглое.
1 час


29.
Упражнения, связанные с дифференциацией предметов и геометрических фигур: форма, величина.
1 час


30.
Упражнения в определении различных по фактуре поверхностей: гладкая, шероховатая, ворсистая.
1 час


31.
Различные виды ткани.
Умение определять вид ткани на ощупь.
1 час


32.
Различные виды бумаги. Свойства.
Практическая работа.
1 час


Диагностика развития осязания и мелкой моторики – 1 час

33.
Диагностика «Готовность руки к овладению письмом» (А.Л. Венгер).
1 час



2 класс

п/п
Тема раздела, занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения

Введение – 1 час

1.
Определение целей и задач обучения.
1 час


Укрепление кистей рук и пальцев – 4 часа

2.
Обучение самомассажу рук.
Пальчиковая гимнастика.
1 час


3.
Вырезание геометрических форм.
Практическая работа.
1 час


4.
Наклеивание заготовок в свободном порядке.
Изделие «Листопад».
1 час


5.
Самомассаж рук.
Упражнения для подушечек пальцев.
1 час


Развитие осязания и мелкой моторики – 18 часов

6.
Работа с пластилином.
Раскатывание пластилина на доске.
1 час


7.
Изготовление цилиндрической и шарообразной формы из пластилина.
1 час


8.
Изготовление конусообразной формы из пластилина.
Игра «Чья выше?»
1 час


9.
Изготовление лодочки из бумаги путем складывания.
Игра «Путешествие по волнам».
1 час


10.
Рисование по точкам.
Упражнение «Веселые человечки».
1 час


11.
Изготовление рваной аппликации.
Изделие «Золотая осень».
1 час


12.
Работа с мозаикой.
Упражнение «Разноцветные дорожки».
1 час


13.
Наклеивание заготовок в свободном порядке.
Изделие «Снеговик».
1 час


14.
Вырезание узоров из бумаги.
Упражнение «Ажурный узор».
1 час


15.
Вырезание снежинок из бумаги.
Игра «Снегопад».
1 час


16.
Пальчиковая гимнастика «Развитие гибкости пальцев».
1 час


17.
Изготовление игрушек к Новому году.
Оформление выставки «Новогодний карнавал».
1 час


18.
Изготовление подарков к Рождеству.
Изделие «Звездочка».
1 час


19.
Работа с иглой и ниткой.
Упражнение «Иголка, нитка, узелок».
1 час


20.
Работа с иглой и ниткой.
Шитье и вышивание по проколу.
1 час


21.
Работа с иглой и ниткой.
Шитье и вышивание по рисунку.
1 час


22.
Работа с иглой и ниткой.
Вышивание изделия «Солнышко».
1 час


23.
Работа с пуговицами.
Нанизывание пуговиц на шнурок.
1 час


Обучение восприятию рельефных изображений и предметов – 11 часов

24.
Узнавание изображений.
Изготовление аппликации «Подарок маме».
1 час


25.
Выкладывание шнура по контурному изображению предмета.
1 час


26.
Наклеивание шнура по контурному изображению предмета.
1 час


27.
Узнавание изображений, выполненных способом аппликации.
1 час


28.
Работа с бумагой.
Выполнение аппликации «Геометрическая фигура».
1 час


29.
Работа с пластилином.
Лепка фигурки из нескольких частей «Зайка».
1 час


30.
Работа с бумагой и пластилином.
Изготовление модели «Комета».
1 час


31.
Работа с пластилином.
Упражнение «Заполнении корзину».
1 час


32.
Работа с мозаикой.
Игра «Цветочная поляна».
1 час


33.
Работа с бумагой.
Изготовление оригами «Лодочка».
1 час


34.
Работа с бумагой.
Бумагопластика «Тюльпан».
1 час


Диагностика развития осязания и мелкой моторики – 1 час

35.
Диагностика «Прямые линии» (Е.В. Колесникова).
1 час



3 класс

п/п
Тема раздела, занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения

Введение – 1 час

1.
Определение целей и задач обучения.
1 час


Укрепление кистей рук и пальцев – 3 часа

2.
Пальчиковая гимнастика «Умелые ручки».
1 час


3.
Пальчиковые игры.
Практическая работа «Орехи, семечки, крупа».
1 час


4.
Обучение самомассажу рук.
Пальчиковая гимнастика «Дождик».
1 час


Развитие осязания и мелкой моторики – 17 часов

5.
Обучение целенаправленному движению рук.
1 час


6.
Выполнение упражнений с активным включением остаточного зрения.
1 час


7.
Сюжетно-тематическая аппликация.
Изделие «Осенний листопад».
1 час


8.
Работа с пуговицами.
Упражнение «Расстегни – застегни!».
1 час


9.
Завязывание и развязывание шнурков.
Игра «Веселый башмачок».
1 час


10.
Комбинированное изделие из природного материала и бумаги.
1 час


11.
Работа с конструктором.
Освоение приёмов сборки и разборки по таблицам.
1 час


12.
Работа с конструктором.
Подвижные и неподвижные соединения.
1 час


13.
Вязание крючком воздушных петель.
Практическая работа «Фантазеры».
1 час


14.
Работа с пластилином.
Изделие «Любимая кошка».
1 час


15.
Работа с пластилином.
Изделие «Куколка-принцесса».
1 час


16.
Комбинированная аппликация.
Изделие «Новогодний сюрприз».
1 час


17.
Работа с пластилином.
Изделие «Красивая ваза».
1 час


18.
Обмазывание пластилином готовых форм, украшение природным материалом.
1 час


19.
Изготовление поделок из различных материалов.
Изделие «Сувенир».
1 час


20.
Работа с иглой. Вдевание нитки в иголку, завязывание узелка. Шов «вперёд иголку».
1 час


21.
Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.
1 час


Обучение воспроизведению рельефных изображений и предметов – 13 часов

22.
Восприятие рельефных изображений.
Различие точек, расположенных в одной плоскости.
1 час


23.
Виды рельефных линий, способы выполнения, нахождение на плоскости.
1 час


24.
Распознавание простейших плоских предметов.
Практическая работа.
1 час


25.
Обкалывание грифелем предметов по контуру.
Практическая работа.
1 час


26.
Проведение грифелем линий по опорным точкам.
Практическая работа.
1 час


27.
Работа с рельефным изображением.
Упражнение «Полосатая зебра».
1 час


28.
Работа с рельефным изображением.
Упражнение «Флажок».
1 час


29.
Работа с рельефным изображением.
Упражнение «Домик».
1 час


30.
Выполнение орнамента из геометрических форм.
Упражнение «Сибирские мотивы».
1 час


31.
Выполнение орнамента по опорной аппликации.
Изготовление изделия «Салют! Победа!»
1 час


32.
Выполнение орнамента из геометрических форм.
Коллективная работа «Скоро лето!»
1 час


33.
Создание и выполнение объемной аппликации.
Упражнение «Лучики надежды».
1 час


34
Выполнение узоров способом аппликации.
Коллективная работа «Мы все можем!»
1 час


Диагностика развития осязания и мелкой моторики – 1 час

35.
Диагностика «Скопируй фигуры» (М.М. Безруких).
1 час


4 класс

п/п
Тема раздела, занятия
Кол-во
часов
Дата
проведения

Введение – 1 час

1.
Определение целей и задач обучения.
1 час


Укрепление кистей рук и пальцев – 3 часа

2.
Обучение самомассажу рук. Упражнение «Лесенка».
1 час


3.
Упражнения по развитию кистей рук и пальцев.
Пальчиковая гимнастика «Гномики».
1 час


4.
Упражнения по развитию ручной умелости.
Пальчиковая гимнастика «Веселые друзья».
1 час


Развитие осязания и мелкой моторики – 21 час

5.
Обучение одновременному оперированию двумя предметами по заданию.
1 час


6.
Обследование незнакомых объектов.
1 час


7.
Самостоятельное обследование объектов.
Практическая работа.
1 час


8.
Сравнение знакомых предметов с незнакомыми, относящимися к той же группе.
1 час


9.
Сравнение двух объектов.
Установление сходства и различия.
1 час


10.
Закрепление навыка осязательного восприятия.
Практическая работа.
1 час


11.
Завязывание узелков.
Игра «Путаница».
1 час


12.
Работа с мозаикой.
Упражнение «Путешествие в волшебную страну».
1 час


13.
Работа с трафаретами: обводка по контуру, штриховка.
1 час


14.
Восприятие натуральных предметов пальцевым, ладонным и кистевым способами.
1 час


15.
Восприятие различного природного материала пальцами рук.
1 час


16.
Работа с пластилином и природным материалом.
Изделие «Новогодняя елка».
1 час


17.
Работа с нитками.
Изготовление кисточек и помпонов из ниток.
1 час


18.
Работа с нитками.
Изготовление куклы из ниток.
1 час


19.
Работа с тесьмой. Наматывание тесьмы на катушку и лучи четырёхгранника.
1 час


20.
Работа с нитками.
Наматывание ниток на цилиндр.
1 час


21.
Выкладывание тесьмы по рисунку.
Упражнение «Дорожки».
1 час


22.
Работа с тканью.
Выполнение аппликации по замыслу.
1 час


23.
Изготовление поделок из подручного материала.
Выставка «Вторая жизнь забытых вещей».
1 час


24.
Работа с пластилином.
Создание композиции «Зоопарк».
1 час


25.
Работа с конструктором типа «Лего».
Изготовление модели «Любимый город».
1 час


Обучение воспроизведению рельефных изображений и предметов – 9 часов

26.
Узнавание рельефных изображений.
Практическая работа.
1 час


27.
Узнавание рельефных изображений из множества предметов. Практическая работа.
1 час


28.
Соотнесение рельефного изображения с натуральным объектом.
1 час


29.
Распознавание сюжетных рельефных рисунков.
Практическая работа.
1 час


30.
Самостоятельное восприятие рельефных изображений.
Практическая работа.
1 час


31.
Выполнение орнамента рельефно-точечным шрифтом.
Самостоятельная работа.
1 час


32.
Самостоятельное выполнение орнамента из объемных геометрических фигур.
1 час


33.
Самостоятельное выполнение орнамента из природного материала.
1 час


34.
Самостоятельное восприятие рельефных изображений.
Упражнение «Я познаю мир».
1 час


Диагностика развития осязания и мелкой моторики – 1 час

35.
Диагностика «Домик» (Н.И. Гуткина).
1 час


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях используются дидактические материалы, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, развивающие игры, иллюстративно-графические пособия, информационно-коммуникационные средства обучения.
Книгопечатная продукция
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 48 с.
Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практ. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 48 с. – (Методика).
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152с. – (Мастерская учителя).
Г.Глинка Буду говорить, читать, писать правильно./ АО «Питер» – Санкт-Петербург, 1997.
Обухоа Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е.. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007. – 288 с. – (Мастерская учителя).
Узорова Н.А., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Аквариум, 1999, 104 с., ил.
Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми».)
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Мудрак Т.С. Сэконд хэнд – игрушки из старых вещей. М., «Мастерилка»,1998.
Узорова О.В. Игры с пальчиками/О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 124 с.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 127с.
Технические средства
доска с магнитной поверхностью;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование
камешки, косточки, семечки, зерна (различной формы и величины);
мозаики (мелкие и крупные);
бусы и пуговицы (различной формы и величины);
катушки (для наматывания на них ниток и веревок);
наборы для вышивания (с множеством отверстий);
застежки, кнопки, крючки, шнурки (различной формы и величины);
пособия для шнуровки (из различного материала);
наборы веревок (различной длины и толщины);
наборы палочек (из различного материала);
игрушки (мелкие и крупные);
конструкторы (из различного материала);
предметы (из различных материалов);
пирамидки, стаканчики-вкладыши (различной формы и величины).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Тест
Готовность руки к овладению письмом (А.Л. Венгер),
1 класс
Применяется: для определения уровня готовности руки к овладению письмом.
Методика: рисование простых узоров.
Материалы: лист нелинованной бумаги, мягкий карандаш.
Проводится: индивидуально.
Установка: предлагается дорисовать простой узор, по предложенному началу и образцу.
Результаты: обучающийся хорошо справляется с заданием – руки подготовлены к овладению письмом, получившейся узор не соответствуют образцу – плохо умеет управлять движениями рук и пальцев, недостаточно развита коррекция глаз и рук, зрительный контроль.

Тест
Прямые линии (Е.В. Колесникова),
2 класс
Применяется: для определения уровня развития двигательных навыков.
Методика: рисование прямых линий.
Материалы: лист линованной бумаги, мягкий карандаш.
Проводится: индивидуально.
Установка: предлагается нарисовать прямые линии в различных направлениях и под наклоном.
Результаты: обучающийся справляется с заданием – двигательные навыки развиты на хорошем уровне, не справляется – на низком.
Тест
Скопируй фигуры (М.М. Безруких),
3 класс
Применяется: для определения уровня развития зрительно-моторных координаций.
Методика: рисование по образцу.
Материалы: лист бумаги, мягкий карандаш.
Проводится: индивидуально.
Установка: предлагается внимательно рассмотреть узор, по предложенному началу дорисовать узор.
Результаты: высокий уровень – узор продолжен правильно; средний – допущены ошибки в чередовании элементов, либо пропущенные элементы; низкий – узор не продолжен.
Тест
Домик (Н.И. Гуткина),
4 класс
Применяется: для определения особенности развития тонкой моторики руки.
Методика: рисование по образцу.
Материалы: лист бумаги, мягкий карандаш.
Проводится: индивидуально.
Установка: предлагается внимательно рассмотреть рисунок и срисовать домик как можно точнее.
Результаты: точное воспроизведение – 0 баллов, за каждую допущенную ошибку – 1 балл; 1-3 балла – норма, более 4 баллов – отклонение от нормы.
Ошибками являются:
неправильно изображенный элемент;
замена одного элемента другим;
отсутствие элемента;
разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены;
сильный перекос рисунка.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


13PAGE \* MERGEFORMAT14215




>ђ Заголовок 1_ђ Заголовок 2_ђ Заголовок 3Ќђ Заголовок 4 Заголовок 515