Рабочая программа по курсу Развитие осязания и мелкой моторики


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по коррекционному курсу «Развитие осязания и мелкой моторики» составлена на основе Программы специальных(коррекционных) образовательных учреждений IVвида(для детей с нарушением зрения)Раздел: Коррекционная работа в детском саду. Развитие осязания и мелкой моторики / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М.: Издательство «Экзамен», 2003.
Цель коррекционного курса – развитие осязания и мелкой моторики, формирование умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение приемам выполнения предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Основными задачами курса являются:
образовательные:
совершенствовать умения обследовать предметы и их изображения,
дифференцируя различные признаки и свойства предметов;
формировать умения описывать в устной форме свои действия с предметным материалом;
формировать представления о форме, объёме, размере и качестве предметов;
расширять специальные знания о предметах и явлениях окружающего мира;
коррекционные:
стимулировать познавательные действия частично зрячих и незрячих детей с целью формирования у них приемов осязательного восприятия объектов;
развивать образность и точность мышления;
развивать умения соблюдать цветовую композицию;
развивать зрительно–моторную координацию;
воспитательные;
воспитывать самостоятельность при выполнении учебных заданий, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность в работе;
развивать творческие способности, фантазию;
развивать бережное отношение к материалам;
В результате применения таких занятий осязательное восприятие ребенка с нарушением зрения качественно улучшается, повышается уровень координации движений, развитие ориентировки в малом пространстве, техники письма и чтения по системе Брайля, эффективность обследования наглядных средств обучения
Общая характеристика программы
Под термином «мелкая моторика» подразумеваются точные высокодифференцированные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Мелкие моторные навыки включают в себя выверенные движения кистей рук и пальцев.
Учеными доказано, что развитие моторики руки находится в тесной связи с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. И.П. Павлов говорил, что развитие функции обеих рук и связанное с этим формированием речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, т.к. речь теснейшем образом связана с мышлением.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Дети с глазной патологией имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания, как средства замещения недостаточности зрительной информации.
Для таких учащихся характерны:
слабость мышц;
неумение рационально распределять мышечные усилия;
неловкость движений;
недостаточная сформированность моторного праксиса и т.д.
Общеизвестно, что ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом осваивают технику письма. Развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, который предполагает развитую мелкую моторику кистей рук, достаточно высокую выносливость к статическим нагрузкам, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.
Из–за несовершенства моторики дети при обучении испытывают затруднения не только на уроках русского языка, но так же на уроках математики в работе с линейкой, угольником, циркулем, на уроках рисования, труда. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, затрудняет адаптацию и интеграцию подростков с нарушениями зрения в обществе.
Недостатки тонких движений пальцев рук проявляются:
в слабом развитии навыков самообслуживания;
при выполнении противоположных действий каждой рукой;
в аритмичности и нечеткости пальцевых движений;
в низком уровне развития графомоторных навыков, которые проявляются на письме (несоблюдение пропорций и соотношений частей букв по высоте и протяженности, очень сильный нажим, низкий темп письма);
в развитии речи
Всё выше сказанное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию осязания и мелкой моторики у детей данной категории.
Занятия по развитию осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения относятся к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом специфических особенностей и возможностей учащихся. Они способствуют восполнению сенсорной недостаточности, активизации познавательной деятельности, формированию социально-адаптивных знаний, навыков, умений.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данного коррекционного курса заключается не только в развитии осязания и мелкой моторики, но и в получении знаний о народном декоративно-прикладном искусстве. Выполняя поделки и сувениры из различных материалов, дети учатся правильно подбирать и различать цвета, развивают художественный и эстетический вкус, применяя различные средства построения композиции; учатся быть экономными и бережливыми с материалами для работы.
Приобретенные знания, умения и навыки помогут им в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность. Кроме того, эти изделия - прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. На занятиях дети учатся радоваться не только своим успехам, но и успехами своих товарищей.
Занятия в рамках коррекционного курса «Развитие мелкой моторики», разработанного для 2 класса являются комплексными и разносторонними, влияющими не только на развитие мелкой моторики, но и на формирование познавательной деятельности, на мотивацию детей к зрительно-интеллектуальной активной деятельности. На занятиях осуществляется:
дифференцированный подход
учет зрительного диагноза, возрастных, психологических особенности детей для правильного подбора работ
постепенное усложнение при подаче нового материала
связь с другими областями декоративно-прикладного искусства (плетение, аппликация, использование техники торцевания и т. д.)
использование наглядных пособий
использование технических средств обучения для эффективности подачи нового материала
Место курса в учебном плане БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии.
Данная программа распланирована на одно занятие в неделю в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком. Срок реализации учебной программы 2016-2017 учебный год.
Формы организации образовательного процесса
В связи с тем, что состав классов неоднороден, и учащиеся различаются по виду и степени нарушения зрения, по времени возникновения зрительного дефекта, по условиям воспитания, развитие осязательного восприятия и мелкой моторики возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому учащемуся. Поэтому организационной формой работы по реализации коррекционного курса являются занятия:
индивидуальные;
групповые;
Коррекционный курс построен по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема и усложнение материала в каждом классе
Активная зрительная нагрузка во время занятий не превышает 10 мин, затем отдых для глаз (физкультминутка, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика или переход к другому виду деятельности).
Заканчиваются коррекционные занятия общей релаксацией, расслабляющими зрительными упражнениями, подведением итогов.Структура занятия по развитию осязания и мелкой моторики
1 часть Инструктаж по технике безопасности при выполнении технической работы с использованием различных материалов (проволока, ножницы и т. д.)
2 часть Коррекция мелкой моторики руки
Массаж (способствует восстановлению мелкой моторики и координации движений работающей руки, снятию излишнего напряжения в руке)
Статические упражнения для пальцев рук
Динамические упражнения для пальцев рук
Упражнения для соверщенствования точных движений пальцев руки (шнуровки, завязывание и развязывание узелков, застегивание и расстегивание пуговиц и т.д.)
3 часть предметно – практическая деятельность
Плетение (Конструирование, бумажное плетение, лепка, мозаика)
Аппликация (с использованием различной техники, комбинированная с использованием различных материалов на разной основе)
4 часть итоговая
Получение готового изделия
Самооценка учащегося
Подведение итогов
Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны иметь представления:
о строении и возможности рук;
о сенсорных эталонах форм;
о величине предметов;
о различных признаках и свойствах предметов;
об ориентировке на плоскости с помощью осязания;
о приемах самомассажа рук;
Уметь:
владеть разными приемами сцепления пальцев;
выполнять различные движения кистями и пальцами рук;
владеть приемами наложения, приложения, вложения для изготовления изделий;
владеть алгоритмом осязательного обследования различных объектов (растений, различных муляжей, геометрических фигур и т.д.);
выделять признаки и свойства обследуемых предметов (форму, величину, материал, детали и т.д.);
дифференцировать предметы по температурным ощущениям;
сравнивать объекты по их свойствам и признакам, устанавливая сходства и различие;
изготавливать предметы по образцу и схеме описания;
выполнять работы, пользуясь различными материалами и техниками выполнения работ (различные виды плетения, аппликации и т.д.);
самостоятельно выполнять работу по предложенному педагогом схеме, образцу;
Знать:
технику безопасности при выполнении практической работы с использованием различных материалов;
технику плетения из бумаги;
приемы лепки;
технику аппликации;
технику плоскостного письма;
Сложность и объём заданий коррекционного курса постепенно возрастают в зависимости от достигнутого уровня учащегося. Задания строятся по принципу от простого к сложному. При планировании задания учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.
При оценивании задания следует учитывать пропуски занятий по болезни и другим причинам.
При хорошо организованных и систематически посещаемых коррекционных занятиях правильное и четкое выполнение заданий должно составлять не менее 90%.
Бесперспективность коррекционной работы признаётся только в том случае, если, несмотря на регулярные посещения занятий, программные требования учащимся не выполняются (показатели выполнения контрольных заданий менее 75%)
Программа состоит из ряда направлений, которые включают в себя различные виды предметно-практической деятельности.
Аппликация (различные варианты)
плоскостная аппликация на пластилиновой основе
методом выкладывания на клеевой основе
Лепка (моделирование)
рельефно – плоскостная
объёмная
Конструирование
оригами
объёмное моделирование с использованием различных материалов
Коррекционный курс подразделяется на следующие этапы:
Предварительный этап
Изучение анамнеза каждого ребенка
Формирование подгрупп
Диагностический этап
Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики каждого ученика в классе (см. приложение)
Коррекционно – развивающий этап
Второе и последнее занятия – диагностические.
Учебно-тематическое планирование
Содержание Кол-во часов Кол-во диагностических обследований
Введение 1 Подготовка рабочего места. Правила рабочего человека. 1 Пальчиковые игры. 2 Работа с нитками. Наматывание на цилиндр. 2 Выкладывание тесьмы по рисунку. 2 Завязывание узелков на палочке, на мешковине. Виды узлов. 2 Отрывание бумаги с помощью линейки. 2 Лепка животных..2 Лепка посуды. 2 Композиция «В лесу»..3 Свойства ткани. 2 Аппликация из ткани «Одежда для куклы». 3 Поделки из подручного материала. «Кошка». 3 Работа с конструктором. 3 Диагностика 2 2
Резервные уроки 2 2
Итого 34 Тематическое планирование по курсу «Развитие осязания и мелкой моторики», 2 класс
№ п/п Тема Кол- вочасов Основное содержание. Понятия. Виды деятельности. Учебные действия.
Введение
1 Введение. 1 Проведение инструктажа безопасности
2 Подготовка рабочего места. Правила рабочего человека. 1 Знакомство с правилами рабочего человека
3,4 Пальчиковые игры. 2 Повторение пальчиковых игр
Работа с нитками.
5,6 Работа с нитками. Наматывание на цилиндр. 2 Знакомство с наматыванием нитки Повторение инструктажа по технике безопасности
Знакомятся:
с техникой наматывания нитки на цилиндр
с алгоритмом техники наматывания нитки на цилиндр
с печатной инструкцией по Брайлю
с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Наматывание нитки на цилиндр
Зрительная гимнастика
7,8 Выкладывание тесьмы по рисунку. 2 Знакомство с тесьмой и техникой ее выкладывания 1.Повторение инструктажа по технике безопасности
2.Знакомятся:
•с техникой выкладывания тесьмы по рисунку
•с алгоритмом техники выкладывания тесьмы по рисунку
•с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
3.Практическая работа
•Массаж пальцев рук
•Пальчиковая гимнастика
•Выкладывания тесьмы по рисунку
Зрительная гимнастика
9,10 Завязывание узелков на палочке, на мешковине. Виды узлов. 2 Знакомство с видами узлов 1.Повторение инструктажа по технике безопасности
2.Знакомятся:
•с техникой завязывания узелков
•с алгоритмом техники завязывания узелков
•с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
3.Практическая работа
•Массаж пальцев рук
•Пальчиковая гимнастика
•Завязывание узелков
Зрительная гимнастика
Работа с бумагой
11,12 Отрывание бумаги с помощью линейки. 2 Знакомство со способами отрывания бумаги 1.Повторение инструктажа по технике безопасности
2.Знакомятся:
•с техникой отрывания бумаги с помощью линейки. •
с алгоритмом техники отрывания бумаги с помощью линейки.
3.Практическая работа
•Массаж пальцев рук
•Пальчиковая гимнастика
•Отрывание бумаги с помощью линейки
Зрительная гимнастика
Лепка
13,14 Лепка животных..2 Рельефно-плоскостная, объемная Повторяют инструктаж по технике безопасности
Знакомятся с техникой лепки
Практическая работа
Пальчиковая гимнастика
15,16 Лепка посуды. 2 Рельефно-плоскостная, объемная Повторяют инструктаж по технике безопасности
Знакомятся с техникой лепки
Практическая работа
Пальчиковая гимнастика
17,18,19 Композиция «В лесу»..3 Рельефно-плоскостная, объемная Повторяют инструктаж по технике безопасности
Знакомятся с техникой лепки
Практическая работа
Пальчиковая гимнастика
Работа с тканью
20,21 Свойства ткани. 2 Знакомятся со свойствами и видами тканей
детальное тактильное рассматривание тканей
Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
22,23,24 Аппликация из ткани «Одежда для куклы». 3 Плоскостная аппликация на клеевой основе. Используя эту технику возможно изготовление различных плоскостных фигур, панно и т.п. 1.Повторяют инструктаж по технике безопасности
2. Знакомятся
с техникой вырезания по шаблону
с алгоритмом выполнения аппликации
с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
3.Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Выполнение аппликации
Зрительная гимнастика
25,26,27 Поделки из подручного материала. «Кошка». 3 Объёмная аппликация, используя подручный материал на пластилиновой и клеевой основе. Используя эту технику возможно изготовление различных объёмных и плоскостных фигур, панно и т.п. 1.Повторяют инструктаж по технике безопасности
2. Знакомятся
с техникой изготовления поделки и алгоритмом его выполнения
с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
3.Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Изготовление изделия
Зрительная гимнастика
Работа с конструктором
28,29,30 Работа с конструктором. 3 Работа с конструктором.
Изготовление простых изделий, с использованием конструктора. 1.Повторяют инструктаж по технике безопасности
2. Знакомятся
с техникой работы с конструктором
с алгоритмом работы
с готовым изделием (детальное тактильное рассматривание изделия)
3.Практическая работа
Массаж пальцев рук
Пальчиковая гимнастика
Сборка изделий
Зрительная гимнастика
31,32 Диагностика 2 Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики каждого ученика в классе Тестирование
33,34 Резервные уроки 2 Учебно-методическое обеспечение:
Литература
Сказочный мир через настоящие очки: Методические материалы для работы со слабовидящими детьми. – М.: Чистые пруды, 2009.
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. – М.: АРКТИ, 2007.
Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения: Из опыта работы/под. Ред. М.И.Земцовой. – М.: Просвещение, 1978.
Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. – М.: АРКТИ,2007.
Юрченко Е.Н. Я иду играть. Развивающие игры и упражнения для детей. – Новосибирск, 2007.
Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. /Под ред. Солнцевой. – М.: ВОС, 1990.

Приложение 1
Диагностические задания для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев
Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.Последовательность выполнения задания:
Крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней.
Удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5.
Под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
Результаты выполнения теста, заносятся в таблицу.
Тест на выявления переключаемости движений пальцев рук доминантной руки «Кулак — ребро — ладонь» (А.Р. Лурия)
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро -ладонь»
Могут быть нарушены:
переключение с одного вида движений на другое;
последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемом движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего.
Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Точность выполнения движений пальцами считается достаточной, если ребенок соединяет пальцу колечками ловко, не сбиваясь, не нарушая последовательности.
Точность выполнения движений пальцами считается недостаточной при нарушении точности, ловкости, последовательности соединения пальцев в колечки.
Тест на определение уровня графической подготовленности
Тест, с одной стороны, по своим требованиям совпадает с требованиями процесса письма, с другой - доступен для детей, не умеющих писать и даже не умеющих начальных представлений о технике написания букв.
Ход тестирования:
Обращается внимание на точность нанесения линий в ограниченном пространстве. Испытуемые должны сделать 20 (30) штрихов соединяя противоположные стороны. Эти штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям.
Обводка трафарета без отрыва руки от листа бумаги.
Тесты оцениваются по пятибалльной шкале:
5 баллов - задание выполнено полностью,
4 балла - задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями;
3 балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями:
2 балла - задание выполнено полностью, но с очень большими искажениями;
1 балл - задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.