«Использование различных предметов для развития тонкой моторики рук в создании здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста.»











Консультация - практикум для педагогов






Тема: «Использование различных предметов для развития тонкой моторики рук в создании здоровьесберегающей среды для детей дошкольного возраста.»









Учитель-логопед Лейченкова С.Н.






2015-20116 уч.год



План:

1. Теоретические основы формирования правильного речевого дыхания.
2. Основные различия физиологического и речевого дыхания.
3. Факторы, влияющие на развитие дыхательной функции у детей с речевыми нарушениями.
4. Последовательность работы по развитию речевого дыхания:
- игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных и согласных звуков.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
- дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слов, предложений и фраз.
5. Рекомендации по проведению дыхательно-звуковой гимнастики.
6. Практикум для педагогов в использовании различных игровых упражнений по развитию речевого дыхания в коррекционно- оздоровительной работе с детьми на занятиях и прогулке.




Используемая литература:
1. О.Е. Громова « Инновации - в логопедическую практику».
2. А.И. Майорова « Учись говорить правильно».
3. Е.С. Краузе « Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика».
4. Е.Л. Новикова « Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного речевого дыхания у детей 5-7 лет с ОНР».
журнал «Дошкольная педагогика» - февраль 2009 год.










План:

1.Теоретические основы взаимосвязи уровня развития речи и сформированности тонких движений пальцев рук.

2. Формы и виды деятельности по развитию тонкой моторики рук.

3. Практикум для педагогов МДОУ по использованию различных предметов для развития тонкой моторики рук.



























1) Исследованиями института физиологии детей установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если движения развиты и соответствуют возрастной норме, то и речь будет в норме. Движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребёнка.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во П веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами.
Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие (хотя многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие).
Необходимо с раннего возраста стимулировать мелкую моторику ребёнка, которая влияет не только на его эмоциональное и интеллектуальное, но и речевое развитие.











2) Для этого могут быть использованы следующие виды деятельности:

Разнообразные пальчиковые гимнастики и игры, в которых движения сопровождаются стихотворным текстом, что стимулирует не только развитие ручного праксиса, но и речевое развитие.
Упражнения с бумагой: складывание и разворачивание, скручивание,
скатывание, разрывание; оригами (изготовление игрушек из бумаги)
Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; вращение карандаша, катушки с нитками, гладкого бруска сначала всеми пальцами, а потом тремя, двумя.
Элементы самомассажа биологически активных точек, которые находятся на кончиках пальцев (вращательными движениями по часовой стрелке - 10 раз, затем в обратную сторону массируются все пальцы правой и левой руки);
Использование для массажа и самомассажа ладоней и пальцев рук различных предметов ( колючий массажный мячик, бельевые прищепки, шишки, грецкие орехи, фундук , щётки для волос, коврики «Травка», ипликаторы Кузнецова)
Упражнения на развитие мелкой моторики и координации речи с движениями:
- свободное похлопывание кистями по столу поочерёдно и одновременно
- свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочерёдно
- имитация игры на пианино
- разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе)
- «футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя и т.д. пальцами
- сжимание пальцев в кулак и разжимание (ладонями вверх, ладонями вниз, обеими руками одновременно, левой и правой рукой по очереди; выполняется с силой в сжатом положении, фиксируется 2-3 секунды)
- вращение кистями рук (в правую, затем в левую сторону, вовнутрь обеими кистями, наружу обеими кистями)

6. Подготовка к письму и профилактика дисграфии.









3). Первое, с чем встречается ребёнок, приходя в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. И в группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию тонкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных «застёжек», «шнуровок», конструкторов и мозаик можно предложить:
- мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
- пробки от пластиковых бутылок:
красные, синие, зелёные – для звукового разбора,
всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов,
парные – как «башмачки» для пальцев рук,
просверлённые посередине – для нанизывания бус;
- верёвки капроновые плетённые (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
- кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
- бельевые прищепки – для координации движений пальцев рук;
- щётки для волос,Су-джок , аппликаторы Кузнецова, коврики «Травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
- игрушки из «киндер – сюрпризов» - для вытаскивания из « сухих бассейнов»;
- «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
- грецкие орехи, фундук, еловые и сосновые шишки– для самомассажа кистей и пальцев рук.

Использование различных методов, форм и видов работы по развитию тонкой моторики способствует также развитию памяти, внимания, словарного запаса, речедвигательных координаций,
дошкольников и позволяет создать положительный эмоциональный настрой
на занятиях и в свободной деятельности детей.