Методические рекомендации для разработки мелкой моторики рук


Развитие речи через мелкую моторику рук
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика.
На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Ниже приведены развивающие игры для детей 3 - 4 лет, с помощью которых развивается чувствительность пальчиков, мелкая моторика, творческое воображение и целостное восприятие.
Шаловливые ручонки
Игра развивает чувствительность пальцев, мелкую моторику.
Необходимый инвентарь: прищепки, карандаши, фасоль, горох, пуговицы и другие мелкие предметы.
Как играем: познакомьте ребенка со своими пальцами — большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Поиграйте с ними: каждый пальчик на одной руке здоровается со своим «тезкой» на другой — большой с большим, указательный с указательным и т. д. (прикасаясь подушечками пальцев). Затем каждый палец одной руки знакомится с каждым по очереди на другой.
А теперь пусть малыш сложит ладошки и потрет подушечки пальцев друг о друга.
У вас дома наверняка найдутся прищепки. Тогда можно поиграть в такую игру.
Кусается больно котенок-малыш,
Он думает — это не пальчик, а мышь.
Ведь я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь».
На каждое произнесенное слово слегка «покусывайте» каждый пальчик прищепкой.
Перебирая пальцами, покрутите карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок. Сначала используйте все пальцы, затем по два.
Откручивать и закручивать пробки на флаконах, бутылках — полезное и интересное занятие для малышей. Пусть ребенок катает каждым пальцем карандаш, фасоль и т. д. Перебирает пуговицы, поднимает с поверхности стола фасоль по одной штучке — всего не перечислишь.
Закрепляем: весьма полезно для развития тактильной чувствительности трогать пальцами наждачную бумагу, ребристую поверхность, катать мелкие шары и др.
Веселая семья
Этот пальчик папа.
Этот пальчик мама.
Этот пальчик деда.
Это пальчик баба.
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья!
(Начинаем считать с большого пальца)
Собираем грибы
Этот братец гриб нашел.
Это братец резать стал.
Это братец жарить стал.
Ну, а этот только ел,
Оттого и потолстел.
(Начинаем считать с безымянного пальца)