Опыт работы «Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию»


Опыт работы: «Игры и игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук и сенсорному развитию»
Условия возникновения опыта
Вопрос, касающийся развития мелкой моторики детей является актуальным. Это не единожды подчеркивалось педагогами, психологами и иными специалистами, имеющими отношение к дошкольному образованию.
Актуальность работы, касающейся развития мелкой моторики детей раннего возраста объясняется возрастными психологическими и физиологическими особенностями ребят: в раннем и младшем дошкольном возрасте активно развиваются функции и структуры головного мозга ребенка, что способствует расширению возможности в познании окружающего мира. Полное представление об окружающем предметном мире у людей не в состоянии сложиться без тактильно - двигательного восприятия, поскольку оно является базой чувственного познания. Именно с помощью него складываются первичные впечатления о форме и величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы ребенок научился разговаривать, необходима не только тренировка его артикуляционного аппарата, но и развитие мелкой моторики рук.
Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению и именно в этой области дошкольники могут испытывать серьезные трудности. Именно поэтому работу, направленную на развитие мелкой моторики следует начинать задолго до поступления в школу, а именно с максимально раннего возраста.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной, а так же костной систем, в большинстве случаев в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами верхних и нижних конечностей. В применении к моторным навыкам руки и пальцев нередко используется термин ловкость.
К сфере мелкой моторики относится многообразие движений: от элементарных жестов (например, захват объектов) до мельчайших движений, от которых, к примеру, зависит человеческий почерк.
1.2 Влияние игр на развитие мелкой моторики.
Значение мелкой моторики.
Движения рук являются базой для формирования навыков самообслуживания у малышей. Степень развития тонкой моторики считается одним из важнейших показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Движения пальцев кисти оказывают влияние на развитие моторной функции речи и способствуют стимуляции развития иных психических функций, к которым относятся мышление, память, внимание.
Функция руки человека уникальна и универсальна. Сухомлинский писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
По мнению М. М. Кольцовой, степень развития речи зависит от уровня сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие мелкой моторики соответствует возрасту ребенка, то и его речевое развитие будет в норме; если же моторика отстает, скорее всего, будет задерживаться и развитие речи. М. М. Кольцова отмечает, что есть смысл рассматривать кисть руки как «орган речи» — сродни артикуляционному аппарату. С данной точки зрения, двигательная проекционная область кисти руки является еще одной речевой зоной мозга.
По наблюдениям ученых, развитие словесной речи малышей начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают необходимой тонкости.
Развитие мелкой моторики как бы подготавливает почву для формирования речи. Оказывается, что у подавляющего большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, особенно это касается городских детей, поскольку в условиях деревни людям приходится выполнять больше физической работы.
Слабое развитие общей моторики, и в частности - руки, ведет к общей неготовности большинства современных детей к письму или проблемам с речевым развитием. Можно предположить, что если имеются проблемы с речью, то скорее всего, присутствует недоразвитие моторики.
Работа, направленная на развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на становление речи, ее функций и на психическое развитие ребенка в целом. В Японии, к примеру, целенаправленная тренировка рук у малышей проводится в условиях детских садов, начиная с двухлетнего возраста (по мнению ученых, это стимулирует умственное развитие детей, а в условиях дома в данной стране пальчики детям развивают начиная с годовалого возраста.
Начинать работу по развитию тонкой моторики нужно с максимально раннего возраста. Уже грудничку можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя этим на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем, а так же младшем дошкольном возрасте следует выполнять несложные упражнения, сопровождаемые стихотворениями, помнить о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и др.
Дети любят махать ручками, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку", показывать "козу рогатую". Все данные игры крайне полезны, поскольку тренируют руку. Также в раннем детстве имеют пользу игры с кубиками, пирамидками и матрешками, а в дальнейшем – с различного вида конструкторами.
1.3 Виды игр, способствующих развитию мелкой моторики
Тонкую моторику рук развивают:
- всевозможные игры с пальчиками, где необходимо выполнять движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (лишь под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-либо брать - вытаскивать, выливать – наливать, сжимать – разжимать и т. д. ;- рисование (карандашом, фломастером, кистью и т. д.);
- застегивание - расстегивание молний, пуговиц, одевание - раздевание и т. д.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Актуальность, цели, задачи
Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа, направленная на развитие тонкой моторики у ребят раннего возраста способствует развитию речевой деятельности, формированию интеллектуальных способностей. От нее зависит психическое и физическое развитие ребенка в целом.
Работа по развитию мелкой моторики проводилась мною с детьми 1-й младшей группы. В данную группу приходят дети “домашние”, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все данные навыки формируются под воздействием развития у ребенка общей и мелкой моторики. Руки детей в этом возрасте физиологически несовершенны. Как и полностью организм, они находятся в стадии интенсивного развития. Тонкая моторика развита плохо. Пальчики сгибаются и разгибаются синхронно, другими словами, действуют все вместе. Их движения слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальца остальные выполняют это же действие. Характерна неполная амплитуда движений и достаточно быстрая утомляемость.
Цель работы: развитие мелкой моторики у малышей раннего возраста с помощью дидактических игр и игрушек.
Для решения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития тонкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук посредством дидактических игр и игрушек.
3. Развивать тактильную чувствительность детских рук.
Ожидаемый результат:
1. Усовершенствование предметно - развивающей среды.
2. Положительная динамика развития мелкой моторики у воспитанников.
3. 2.2 Принципы
4. Чтобы сформировать у ребят определенную систему знаний по этой теме важно использование некоторых принципов.
5. Принцип индивидуальности и доступности
У каждого ребенка свой индивидуальный уровень развития, свои качества, а так же имеющийся первоначальный сенсорный опыт. При этом взрослому важно знать личностные особенности каждого ребенка, искать подходящие методы индивидуальной работы с каждым из них. Используемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому малышу.
Принцип последовательности и систематичности.
К. Д. Ушинский отметил: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.»Важнейшим фактором развития тонкой моторики является последовательность и систематичность. Придержанность систематичности придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от самого простого к более сложному. В раннем детстве процесс усвоения знаний точно так же, как и формирование умений, долен происходить систематически, а не периодически.
Принцип связи с жизненным опытом.
От умения реализовывать данный принцип напрямую зависит конкретный результат, успех и качество обучения детей. Важным моментом в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактических играх с закреплением знаний и умений в условиях повседневной жизни: на улице, во время самостоятельной деятельности и т. д. В процессе одевания и раздевания закрепляем умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.
Принцип наглядности
Учитывая психологию и возрастные особенности малышей, наглядность играет немаловажную роль в сочетании со словами. При этом происходит образование связи между предметами и явлениями окружающего мира и обозначающими их словами. Правильно подобранные обучающие пособия несут в себе положительный эмоциональный заряд.
Все многообразие наглядного материала и дидактических пособий, применяемое в нашей группе, имеет привлекательный внешний вид: картинки красочные; игрушки целые, не сломанные; яркие кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и насыщенный цвет дидактических пособий доставляют ребятам радость, вызывают желание поиграть ими.
2.3 Методы и приемы
Правильно подобранные обучающие методы и приемы способствуют развитию тонкой моторики у детей. Дидактические игры и с игрушками сопровождаются следующими методами:
Словесный метод
Словесные обращения воспитателя к воспитанникам развивают понимание речи взрослого. Так как на этапе становления речи сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и словесную информацию, то само объяснение должно быть кратким: лишние слова отвлекают ребят от зрительного восприятия.
Наглядно-действенный метод
В раннем возрасте малыши познают мир посредством наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, трогают, действуют с ними. Учитывая данную возрастную особенность, я стараюсь постоянно использовать приемы наглядности: показываю предметы, даю возможность потрогать их, внимательно рассмотреть.
Практический метод
Для того, чтобы знания были усвоены, важно применять их в практической деятельности.
Игровой метод
Игровым методам и приемам отводится большое значение в обучении детей раннего возраста. К ним можно отнести дидактические игры, поднимающие у них интерес к содержанию обучения, обеспечивающие связь познавательной деятельности с игровой. Мною часто используются игровые приемы, которые помогают мне заинтересовать детей, помочь им лучше и быстрее усвоить материал:
- разнообразные игровые упражнения, обыгрывание ситуаций;
- использование сюрпризных моментов, прием неожиданного появления сказочных героев;
- решение небольших «проблем», возникающих у игрушек.
Дети, особенно это касается раннего возраста, быстро развиваются, в связи с чем перед воспитателем встает задача применения методов, способствующих постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
2.4 Создание предметно - развивающей среды
Понятие «развивающая среда» подразумевает создание подходящих условий для развития ребенка. Любой предмет в группе может являться развивающим. Я приложила усилия для создания среды, окружающую малышей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и параллельно развивала мелкую моторику.
Пирамидки со своим многообразием видов, форм и конфигураций позволяют каждый раз придумывать новое задание. И при этом ребята не теряют к ним интереса. Конструкторы способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики состоит в собирании из мелких частиц целого изображения. В процессе игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляя такие качества, как сообразительность, наблюдательность, терпение, настойчивость. Игры-шнуровки способствуют развитию сенсомоторной координации, тонкой моторики рук, развивают речь и творческие способности. Игры с прищепками нацелены на развитие моторики, пространственного воображения, интеллекта, мышления, а также на становление речи.
Дидактические игры:
Игра «Где же, где же наши ручки?»
Цель: учить детей подражать движениям взрослого.
Ход игры:
Воспитателем предлагается детям повторять следующие движения:
- Давайте спрячем наши ручки - вот так! (дети прячут ручки за спину).
- Где же, где же наши ручки? (воспитатель заглядывает за спину детей, «ищет» ручки).
- Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают ручки).
- Снова ручки спрятались. (дети снова прячут руки).
- Где же, где же наши ручки? А вот они! (ребята показывают руки).
Игра повторяется неоднократно. Важно, чтобы дети выполняли необходимые действия по сигналу.
Игра «Котенок»
Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослых.
Ход игры:
Воспитатель раздает малышам игрушки и предлагает сжать их в кулачке. При этом читается двустишие:
Ты, котенок, не пищи,
Лучше маму поищи.
После того, как все «котята пропищат», воспитателем показывается «мама - кошка» - большая игрушка.
Игра повторяется несколько раз.
Помимо игр и упражнений, развитию моторики способствуют и иные виды продуктивной деятельности: лепка, рисование, конструирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к выводу, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию тонкой моторики рук у малышей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению психического и физического здоровья ребенка.