Конспект урока по литературе на тему Любовь в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

"Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Цель: рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.
Учитель:  “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!”
Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь? Что мы будем анализировать?
Учащиеся: речь пойдет о любви Мастера и Маргариты, об особенностях изображения Булгаковым этого чувства.
Учитель: Вы правы. Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.
Учащиеся перечисляют:
Евгений Онегин и Татьяна; Ленский и Ольга; Болконский и Ростова; Безухов и Ростова; Раскольников и С. Мармеладова, Ромео и Джульетта и т.д.
Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.
(Заранее подготовленные учащиеся инсценируют эпизод встречи героев).
Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам И вообразите, внезапно заговорила она.
Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?
Мастер: Нет.
Маргарита: Вы вообще не любите цветов?
Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.
Маргарита: А какие?
Мастер: Я розы люблю.
Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках
Учитель: Определите роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
Учащиеся: Булгаков использует контраст: черный и желтый цвета. Знакомые с цветовой гаммой Достоевского, символикой цветов Блока, ученики отмечают, что Булгаков использует традиции предшественников. Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком.
Учитель: Какие чувства вносит эта цветовая гамма в описание зарождения любви?
Учащиеся: тревогу, предчувствие трагизма.
Учитель: Правильно. Все это усугубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!” - Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории.
Учащиеся описывают героиню с использованием цитат:
Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми. Учитель: - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос. Учащиеся: Маргарита Николаевна испытывала потребность любить. Мастера поразил при встрече ее взгляд – “необыкновенное, никем не виданное одиночество”.
Учитель: А муж? Ведь у нее был молодой, красивый, добрый, честный муж, который обожал ее? Учащиеся рассуждают о том, что, по-видимому, Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Они вспоминают, что именно муж явился причиной того, что она не осталась с Мастером в ту роковую ночь, когда он бесследно исчез. Вспоминают ее слова: “Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью”. В этих словах и уважение, и благодарность за комфорт, которым он окружил ее. Чтение учителем (наизусть) стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Путь к любви”.
Все чувства могут привести к любви, страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, страх и даже презрение. Да все чувства исключая одного: благодарности. Благодарность – долг, всякий человек платит свои долги, но любовь – не деньги.
По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”. Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.
- Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?
Заранее подготовленный учащийся сообщает о Елене Сергеевне Шиловской.
Делаем вывод, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.
- Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?
Учащиеся говорят, что она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа. Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга.
- Из каких составляющих еще складывается образ возлюбленной по Булгакову?
Поразмыслив, мы приходим к выводу, что возлюбленная по Булгакову - это подруга, ведьма, королева. То, что возлюбленная – это подруга, мы доказали. Что это ведьма нетрудно представить, так как во всякой женщине есть что-то от ведьмы, особенно если ее задеть за живое. Вспоминаем портретную деталь: Маргарита у Булгакова слегка косит, что свойственно юным ведьмам. И возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. При кажущейся парадоксальности подобные реминисценции находим у В.Я. Брюсова (читает наизусть заранее подготовленный ученик):
Ты – женщина, ты книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток;  В его строках и дум и слов избыток, В его мечтах безумен каждый стих.
Ты – женщина, ты ведьмовский напиток Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.
Ты – женщина, и этим ты права От века убрана короной звездной Ты – в наших безднах образ божества
По ходу романа эти образы: подруга, ведьма, королева – углубляются и конкретизируются:  Возможна демонстрация рисунка с творческим решением этого триединства образа.
- Докажите, что Маргарита стала верной, надежной подругой.
Учащиеся отмечают, что Маргарита стала надежной подругой не только в дни вдохновения и счастья, но и в дни отверженности и болезни. Она тоже “похудела, побледнела, перестала смеяться”. Но всеми действиями показывала решимость и готовность к борьбе. В трудную для Мастера минуту, она решает уйти от мужа. Видя, как угасает Мастер, готова на гибель вместе с ним. Но она опоздала, как несчастный Левий Матвей
- Вспоминаем, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?
(Становится ведьмой, продав душу дьяволу).
- А теперь рассмотрим Маргариту в роли ведьмы.
Ученик делает пересказ – анализ эпизода “Погром в квартире Латунского”.
Обращаем внимание на внешние художественные детали: испустила хищный задушенный вопль, кромсала ножницами простыни, громила вазоны с цветами, взяв в руки тяжелый молоток, громила рояль - отражающие психологическое состояние героини. Неистовая ведьмовская ненависть исчезает, уступив место разуму и милосердию, лишь при виде испуганного ребенка. Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. Королевой она была для возлюбленного, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.
- Покажите Маргариту в роли королевы. Докажите, что она достойна короны.
Заранее подготовленный учащийся делает пересказ – анализ эпизода “Маргарита на балу у Воланда”.
Учащиеся не упускают мысль, что главная задача Маргариты – всех одарить вниманием и любовью. “Если кто-нибудь не понравится нужно полюбить его, полюбить, королева”. Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа: “Все люди добры”. Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты – великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде. “Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”. Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает: Я очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.
И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду, и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.
Учитель: Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим. В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения. И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева: «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!»
- Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?
Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства. Учитель: А теперь вернемся к началу урока. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?
Учащиеся называют Ярославну, в которой есть что-то от ведьмы: “Обернусь я, бедная, кукушкой” Она заклинает силы природы, которая в финале способствует побегу Игоря. Учащиеся называют М. Миронову из “Капитанской дочки”. В ней они видят смелость, решительность и самоотверженность, сближающие ее с Маргаритой, желание любой ценой спасти возлюбленного. Возможна аналогия с Сонечкой Мармеладовой, которая последовала за возлюбленным на каторгу и спасла его душу. Возможна аналогия с Олесей Куприна. Учитель: Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе любовь!”
- Так что же есть любовь по Булгакову?
Учащиеся перечисляют. Концепция любви по Булгакову:
- дружба; - сотрудничество; - сопереживание; - верность; - самоотверженность; -  борьба; - самопожертвование; - счастье.
Учитель: Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.
Выставление оценок. По окончании урока учащиеся пишут свою фамилию на жетоне одного из цветов (в зависимости от степени усвоения материла): желтый (тему не понял), синий (тему понял, но не смогу объяснить другому), зеленый (тему понял, смогу объяснить товарищу).
Домашнее задание: составить синквейн по теме.
1ђ Заголовок 115