Урок по литературе для 11 класса на тему: Понятие времени в романе М.А.Булгакова Мастер и Маргарита


Конспект урока в 11 классе на тему:
«ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"».
ЦЕЛЬ: дать понятие времени в романе; рассмотреть два пласта времени, сплетённые Булгаковым в сюжете романа: 30-е годы ХХ века и 30-е годы I века; совершенствовать умения сравнительной характеристики основных героев романа через сюжетные линии: философскую - Иешуа и Понтий Пилат, любовную - Мастер и Маргарита, мистическую и сатирическую - Воланд, его свита и москвичи.Эпиграф к уроку:
Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;
Ты так сурово жил и до конца донёс
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в длинных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил,
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и всё вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.
О, кто поверить смел, что полоумной мне,
Мне, плакальщице дней погибших,
Мне, тлеющей на медленном огне,
Всё потерявшей, всех забывшей, -
Придётся поминать того, кто, полный сил
И светлых замыслов, и воли,
Как будто бы вчера со мною говорил,
Скрывая дрожь предсмертной боли.
Анна Ахматова.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.1.Приветствие.
2.Определение отсутствующих.
3.Проверка готовности учащихся к уроку.
4.Проверка подготовленности классного помещения.
5.Организация внимания: "Откройте ваши сердца, приготовьтесь услышать, увидеть, понять, почувствовать, принять и помочь".
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
-Каков жанр романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"?
- М. А. Булгаков назвал "Мастера и Маргариту" романом, но жанровая уникальность этого произведения вызывает у литераторов споры. Его определяют как роман - миф, философский роман, роман - мистерия. Это происходит потому, что в романе соединились весьма органично едва ли не все существующие в мире жанры и литературные направления.
-В чём оригинальность композиции?
- столь же оригинальна, как и жанр, композиция "Мастера и Маргариты" - роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.
-В чём своеобразие сюжета романа?
- своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е годы ХХ века и I века нашей эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.
Таким образом, сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно - временной точке - Вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают "прощение и вечный приют". Коллизии, ситуации персонажи библейских глав, зеркально отражаясь в московских главах, содействуют такому сюжетному завершению и помогают раскрытию философского смысла романа.
III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ПЛАН
1. Время над романом не властно.
2. Два пласта времени в романе.
3. Воланд, Мастер и Маргарита.
4. Пересечение двух миров.
5. Герои перед лицом вечности.
И время прочь, и пространство прочь…
А.Ахматова (Из сожжённой тетради)
Вступительное слово учителя.
В стихотворении, посвященном памяти М.А. Булгакова, Анна Ахматова назвала его жизнь «суровой и высокой». Несомненно, на романе «Мастер и Маргарита» лежит печать его личной судьбы. Своё время Булгаков воспринимал как время мировых катастроф, как время апокалипсическое. Бравурные «Марши энтузиастов» заглушали беззаконья и трагизм эпохи. В «закатном» романе Булгакова нашли отражение и писательские невзгоды, и тяжёлые предсмертные раздумья автора. «Рукописи не горят», - с этой верой в нетленную силу искусства уходил писатель из жизни. Эти слова служили как бы заклятием от разрушительного воздействия времени. Поразительно, но заклятие подействовало. Спустя почти четверть века роман был напечатан и «среди других, более актуальных по теме книг последнего времени оказался произведением насущным, неувядшим…» (В. Лакшин) Сегодня можно с уверенностью утверждать, что время над романом не властно.
Два пласта времени сплетены Булгаковым в сюжете романа:
30-е годы 20 века и 30-е годы 1 века.
Обратимся к более позднему времени, к 30-м годам 1 века.

-Как ведёт себя Понтий Пилат во время допроса Иешуа? Почему, не веря в вину арестованного и не желая его гибели, он утверждает смертный приговор?
– Понтий Пилат – могущественный римский прокуратор, в его руках жизнь и смерть любого из жителей Иудеи. Но свободы у него нет! Он раб кесаря, раб своей должности, карьеры. И хотя он хочет спасти Иешуа – внутренняя несвобода не даёт порвать ему цепи этого рабства.
- Что означают мысли Понтия Пилата: «Погиб…», потом: «Погибли!..»? - Обратимся к тексту: «Мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом «Погибли!..» И какая-то совсем нелепая среди них о каком-то долженствующем непременно быть - и с кем?! – бессмертии, причём бессмертие почему-то вызывало нестерпимую тоску».
Тоска объяснима. Пилат обессмертил своё имя как неправедный судья Иисуса. Теперь их имена всегда рядом как идущие рука об руку по жизни добро и зло.
- Кто такой Иешуа Га-Ноцри?
- Иешуа арестованный, зверски избитый, приговорённый к смерти, несмотря ни на что остаётся свободным. Отнять у него свободу мысли и свободу духа невозможно.
- Чем объясняется интерес прокуратора к Иешуа?
– интерес прокуратора к Иешуа объясняется изумлением, охватившим игемона, так как арестант глубоко понял своего судью, человека очень умного, но замкнутого и окончательно потерявшего веру в людей: «Ведь нельзя же, согласитесь, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, - и тут говорящий позволил себе улыбнуться».
- Что позволяет Иешуа разговаривать с римским правителем в неожиданной манере?
– Внутренняя свобода и независимость позволяют ему разговаривать с римским правителем, ибо любая авторитарная власть требует чинопочитания, трепета перед власть имущими. Искра человечности пробежала между судьёй и арестантом.
- В чём заключается смысл спора между Иешуа и Понтием Пилатом? – Диалог добра и зла, что есть истина.
- За что был наказан Понтий Пилат?
– Он глубже всех понял Иешуа, но не захотел ему помочь.
Сколько раз, начиная с библейских времён, разные люди возлагали на свои плечи гнёт пилатова греха!
Страстотерпцы всех времён всходили на свою Голгофу. У поэта Евгения Евтушенко есть такие строки: «Вы всегда плюёте, люди, в тех, кто, хочет вам добра».
Вещающие об истине во все времена были трагически не поняты своими современниками. Диалог эпох улавливает читатель, обращающийся к классическому наследию. Так и Булгаков в контексте русской жизни 30-х годов 20 столетия почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами.
Множество невиновных отправлено на казнь, в стране воцаряется атмосфера всеобщего недоверия. Появляется армада пилатов нового времени, повторяющих поступок римского прокуратора, ибо каждый спасает себя, жертвуя другим, а назавтра сам оказывается на скамье подсудимых, обретая своего пилата.
- Что вы можете рассказать о Мастере?
– Мастер остается верен себе до конца во многом, почти во всем. Но все-таки кроме одного: в какой-то момент, после потока злобных, угрожающих статей, он подается страху. Нет, это не трусость, которая толкает к предательству, заставляет совершать зло. Мастер никого не предает, не совершает ни какого зла, не идет ни на какие сделки с совестью. Но он подается отчаянию, он не выдерживает враждебности, клеветы, одиночества.
Мастер – это собирательный образ того, кто стремиться познать вечные законы нравственности.
- Кто в этом помогает Мастеру?
– Маргарита, которая в романе является носительницей огромной поэтической и вдохновенной любви, которую автор называл «вечной». И чем более не привлекательным, «скучным, кривым» предстает перед нами переулок, где это любовь возникает, тем более необычном оказывается это чувство, возникшее «молнией». Маргарита борется за Мастера. Согласившись быть королевой на Великом балу полнолуния, она при помощи Воланда возвращает Мастера. Вместе с ним под раскаты очищающей грозы она переходит в вечность.
- Как вы думаете, почему Мастер «не заслужил света», а заслужил покой?
– в романе много загадок, по поводу которых критики продолжают ожесточенные споры. И этот вопрос – одни из таких загадок.
Мастером движет жажда познания. Он пытается поникнуть в глубину веков, чтобы разобраться в вечном. Как и Фаусту, познание дает ему Сатана. Явно просматривается параллель между Мастером и Иешуа. Не зря «Мастер» пишется с большой буквы, а судьба этого человека трагична, как и у Иешуа.
Уйдя от нас, Мастер оставил нам свой роман напоминание о том, что наши нравственные проблемы решать нам самим.
ВЫВОД. В художественной ткани произведения своеобразно пересекаются два мира: земной, обыденный, содержащий изображение Москвы 30-х годов, и библейский, исторический, включающий в себя персонажей, связанных с казнью Иешуа.
– А где эти миры встречаются и пересекаются? – миры эти встречаются и пересекаются в своеобразном «третьем» мире – прообразе Вечности. Мысль о том, что прошлое «связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одного из другого» (А.П.Чехов) - очень важная для Булгакова – подчёркивается оригинальным художественным приёмом: каждая новая глава романа Мастера которыми закончилась предыдущая глава из жизни Москвы 30-х годов 20 века.
- С какой целью Булгаков ставит своих героев перед лицом Вечности? – Вечность, где встречаются миры обыденный и библейский, является пространственно-временными координатами «Мастера и Маргариты».
Ставя своих героев перед лицом Вечности. Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Образы Воланда, Пилата, Иешуа, Маргариты служат доказательством нетленности и неизменности человеческих принципов: Иешуа совершает подвиг, когда остается твёрдым в своей гуманистической проповеди. Судьба Понтия Пилата, двенадцать тысяч лун расплачивающихся за свою трусость, служит неоспоримым доказательством приоритета извечной нравственности над сиюминутными суетными интересами. Конкретно-временной спор его с Иешуа о том, что есть истина, добро и зло, перерастает во вневременной спор, вечный конфликт реального и идеального, общечеловеческого и узко политического, возвышенного и суетного. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Выполняются самостоятельные задания (на выбор)
1. Почему роман, вмещающий в себя три основных мира и соответствующих им героев, назван «Мастер и Маргарита»? Какие особенно дорогие автору мысли подчёркнуты этим названием?
2. Сочинение – эссе «История Понтия Пилата и Иешуа и её место в структуре романа «Мастер и Маргарита».
3. Заполните таблицу «Три сюжетные линии «Мастера и Маргариты».
Сюжетная линия Философская Любовная Мистическая
Главные герои      
Место действия      
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.Два пласта времени, сплетённые Булгаковым в сюжете романа, являются осью, вокруг которой медленно вращается весь пёстрый и сложный мир романа. Булгаковым время осмысливается, прежде всего, как философская категория.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Закончите задание в тетрадях.