Консультация для родителей Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики руки


Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики руки
Ни для кого не секрет, что в последние годы заметно снизился уровень речевого развития детей, поскольку произошло снижение уровня развития мелкой моторики рук. Если раньше во время одевания на прогулку ребенку нужно было застегивать пуговицы, завязывать шнурки, то сейчас шнурки и пуговицы сменились липучками и молниями, и как следствие – отставание в развитии мелкой моторики рук, а значит, и отставание в развитии речи.
Давно известна связь между движениями рук и речью, поэтому развитие мелкой моторики благоприятно сказывается на становлении речи у детей. Ведь если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. И наоборот, если развитие движений пальцев отстает, то и речевое развитие задерживается. Вот почему при выполнении разнообразных движений пальцами рук происходит развитие речи, а значит и мышление ребенка. Одним словом, можно смело говорить о том, что руки – это активаторы мозга, то есть пальцы помогают говорить.
Очень   важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка. Как  родителей, так и педагогов  волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность  его речевых навыков. В дошкольном возрасте как раз самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук. В  результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев повышается работоспособность коры головного мозга, вследствие  чего  улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.
Развитие мелкой моторики рук возникает не сразу. Взрослым необходимо направлять, ребенка, чтобы он больше тренировался, и поощрять за каждую удавшуюся попытку, а при неудачной попытке пробовать снова и снова, а не делать это за ребенка.
К концу третьего года жизни, то есть к началу детсадовского возраста, главным средством общения ребенка со сверстниками становится речь, а значит, ее необходимо развивать, для чего оптимальными условиями являются совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность детей.
Для развития мелкой моторики предусмотрены:
-         Игры с пальчиками.
-         Пальчиковые игры с палочками
-         Пальчиковые игры со стихами.
-         Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
-         Пальчиковый театр.
-         Театр теней.
-         Ручной труд в развитии мелкой моторики.
- Собирание конструкторов, мозаики и пазлов.
- Упражнения с массажным мячом.
-         Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук
-         Разнообразные  игры с мелкими предметами и игрушками, дидактическими пособиями и панно, направленные на активизацию и развитие речевых, познавательных и сенсорных способностей.
Развитию мелкой моторики способствуют также лепка, аппликации, пластилинография, рисование, конструирование, плетение веревочных косичек, нанизывание бусинок, завязывание узелков и т.п. .
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальчиками стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, повышают речевую активность ребёнка. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. Развиваются воображение и фантазия. Пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.
При своевременной работе по развитию мелкой моторики рук движения становятся более четкими, отрабатывается умение сопровождать движение рук речью, дети стремятся к общению со взрослыми, подражают им. Играйте с ребенком и развивайте, играя!