Родительское собрание в средней группе Играют дети — играют все


Родительское собрание в средней группе
Тема: Играют дети – играют все
Калинина Ольга Николаевна
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №8»
Кунгур, Пермский крайЦель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребенком в процессе игры.
Форма проведения: традиционная с элементами совместных игр с родителями.
Участники: воспитатели, родители, дети.
План проведения:
1.Вступительная часть.
2. Анализ результатов микроисследования.
3. Педагогический всеобуч.
4. Психогимнастическое упражнение «Моя любимая игрушка в детстве».
5.Обсуждение дискуссионных вопросов.
6. Творческая работа « Игрушка в жизни моего ребёнка»
7. Игра « Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок».
8. Совместные игры детей и родителей.
9. Заключительная часть.
Ход мероприятия.
1.Подготовительный этап.
1. « Игрушка, которая мне нравиться» (проводиться с каждым ребенком индивидуально). Ребёнку из десяти игрушек предлагают выбрать ту, которая ему нравится. Каждого ребёнка фотографируем с выбранной игрушкой.
2. Подбор материалов для выставки :игр и игрушек в соответствии с возрастом детей, информационного материала, литературы.
3. Оформление плакатов с цитатами:
« Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» ( В.А.Сухомлинский);
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры» (А.В.Луначарский);
«Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых» (Я.Корчак).
4. подготовка наглядного материала( схемы, плакат с изображением айсберга).
2. Организационный этап.
1. В одной половине группы расставлены стулья для родителей, в другой детские столы и стулья для игр с родителями, настольно – печатные игры, дидактические игры, набор «Строитель», стол с игрушками, которые предлагались детям для выбора.
2. Материалы для творческой работы ( листы белой бумаги формата А3, ножницы, карандаши, фломастеры, клеящие карандаши, цветная бумага, старые детские журналы, музыка.
1. Вступительная часть.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание. Но сначала определимся с его темой. Предлагаю упражнение «Ассоциация». Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. (звучит музыка).
Ведущий: Вагоны – это стулья,
А паровоз – кровать,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
А если ты не веришь,
То можешь не играть. Р. Сеф.
Тема собрания звучит так: «Играют дети – играем вместе». Как вы думаете, какова цель нашего собрания? (высказывания родителей).
Мы раскроем значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности. Обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и поиграем со своими детьми.
Сегодня нам предстоит работа в группах. Поэтому я напоминаю правила, которых необходимо придерживаться. Вы:
*Должны быть активны;
*Вправе давать о себе только ту информацию, которую сочтете нужной;
*Вправе не разглашать частную информацию, полученную от других участников в ходе собрания;
*В процессе совместной игровой деятельности с детьми должны признавать личность ребёнка и стремится к сотрудничеству.
Приём «Чудесный мешочек»
Разделение родителей на три микрогруппы. Из мешочка каждый родитель достает один предмет, и далее родители объединяются по общему признаку или предмету ( круги трех цветов или мелкие игрушки). Стулья сдвигаются, создаются три микрогруппы.
Ведущий: Вы заметили, что, покупая современные игрушки, взрослые порой охотнее играют в них, чем сами дети? Это не случайно.
Когда одного учёного спросили: «Что вы будете делать, если начнется конец света?», - он ответил:» Играть». Заметьте: не плакать, не спасаться, не молиться, а играть! Да, взрослое человечество играет. Азартно играет на биржах, стадионах, казино. Взрослые играют в политику, в деньги, играют словами и обещаниями. Как говорят, разница между взрослым и ребёнком – в цене игрушек.
А как играют наши дети? Раньше играли дети круглый год, с утра до позднего вечера, развиваясь физически, умственно, духовно. К сожалению, современные дети перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов всего мира. Что бы вы сказали, если бы птицы перестали петь, зайцы перестали прыгать, а бабочки летать?
Прервалась многовековая непрерывная цепь передачи игровой традици от одного детского поколения другому, и это привело к кризису игровой культуры. Играть стали не меньше, а хуже. Изменилось само качество, сама суть детской игры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Всё больше примитивных игровых форм – шалостей, проказ, забав, стоящих уже на последней грани игры и всё чаще переходящих в озорство и даже хулиганство(забавы с огнём, взрывами, мучительством животных). А зачем ребёнку нужна игра? А что по этому поводу думают педагоги и психологи. (озвучивается утверждения и вывешиваются на доску).
«Игра – это школа произвольного поведения»(Д.Б.Эльконин);
«Игра – школа морали в действии» (А.Н.Леонтьев);
«Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте».
Родителям каждой микрогруппы предлагается обсудитьодно утверждение, привести примеры. Далее представители от каждой группы высказывают свои доводы.
Выводы:
Игра –это школа произвольного поведения. Заставьте ребёнка стоять смирно – он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст цель с успехом будет достигнута. Вспомните старинную припевку: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура замри!». Ведь замирают и стоят самые непоседливые дети, даже на одной ножке.
Игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо, но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание через постановку себя на место другого научить его действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, заботясь друг о друге, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и наоборот, - для друзей, оказавшихся игровыми соперниками. Азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. Но здесь, конечно, важно руководство взрослого.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Это деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка.
Ведущий: Любая проблема, а в нашем случае это игра детей, содержит видимую и невидимую стороны (обращаем внимание на плакат, на котором изображен айсберг. На поверхности находится небольшая часть, а большая под водой).Игры существуют разные (показываем схему с разными видами игр): подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные, творческие, театрализованные. Одни развивают мышление и кругозор, другие ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и полезны детям. Но именно свободная творческая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Большинство родителей относят игру к приятному, но не самому необходимому и важному для ребёнка времяпрепровождению. Поэтому если у взрослого есть свободное время и выбор: поиграть или позаниматься с ребёнком, то он скорее выберет последнее.
При решении проблемы важно не замыкаться только на видимой части, важно подумать, как избежать опасности столкновения с подводной частью. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития.
Игра радует детей, делает их веселыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: прыгают, бегают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
Воспитательное значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение ко всему. Игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
2. анализ результатов микроисследования.
Ведущий: При подготовке нашего собрания мы провели опрос детей и анкетирование родителей. Родители в своих ответах на вопросы «Играете ли вы с ребёнком?», «Играете ли вы с ним вместе?», «Ваш ребёнок любит играть вместе с вами?» ответили положительно. А дети на вопрос «С кем вы играете дома?» Ответили, что играют в одиночестве 15%, с братьями и сестрами 40%, с родителями45%.
3. педагогический всеобуч.
Развитие детей в игровой деятельности.
Родителям необходимо участвовать в детских играх. Наблюдая за поведением ребёнка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребёнка на выражение своих чувств и эмоций.
Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях, демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.
Задачи социального и нравственного развития детей в игре в семье.
1.знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей:
- рассказывать ребёнку о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи, о своем детстве (игры, друзья, интересные события), о своей профессии и работе родственников;
- беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт), раскрывать круг их профессиональных обязанностей.
- наблюдать за общением людей при посещении магазинов, поликлиник.
2.организовывать совместную игру с детьми:
-принимать участие в игре по желанию ребёнка и с его согласия, предварительно обговорить сюжет игры, назвать свою роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения;
-позволять ребёнку исполнять в игре главные роли;
- избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребёнка (ребёнок – равный партнёр);
- поддерживать стремление ребёнка действовать сообща;
3. создавать условия для самостоятельной игровой деятельности:
- знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них благоприятные условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме( «семья», «больница» и т.д.);
- поощрять стремление ребёнка использовать в игре предметы – заместители: колёсики, кубики, палочки и т.д.;
- предоставить возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью;
- организовать хранение игрушек в легкодоступном месте;
- с уважением относится к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре;
- понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливым и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками;
- создавать у ребёнка уверенность в том, что никто не прервёт игру и не вмешается в неё без его ведома;
- поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты;
- уделять пристальное внимание конфликтам в игре, ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях, некоторые конфликты обсуждать после игры;
- позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.
4.развивать у детей творческие навыки и воображение:
- вместе с детьми придумывать и разыгрывать ситуации, когда вымышленные герои действуют в реальных условиях (зайчонок пришел с мамой в парикмахерскую);
- широко применять приём замещения ( заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета);
- поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (изображать катание коляски, купание малыша);
- поддерживать стремление ребёнка к перевоплощению, подражанию звукам, имитация движений;
- вместе с ребёнком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий ( мама варит дочке кашу, уговаривает дочку съесть кашу, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается сним, рассказывает, как прошел день, как вела себя дочка);
-сочинять смешные истории, «небылицы»;
- применять в игре разнообразные приёмы для развития творчества.
Игровое взаимодействие с детьми в семье.
Основные направления деятельности взрослых в семье.
1.исходя из материальных возможностей семьи, приобретать или мастерить самим для ребёнка разнообразные игры и игрушки, из которых можно выбрать нужное в данный момент. Но не накапливать их в доме без разбора.
2.Заранее согласовывать с ребёнком требования к хранению и уборке игрушек.
3.Продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации – «праздновать результат» (награждать аплодисментами, зарисовывать постройку) и только после этого убирать игрушки и детали на место.
4.Вспомнить своё детство и рассказывать ребёнку о том, как вы играли в детстве.
5. Тактично, ненавязчиво предлагать помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля?», «А хочешь, я помогу тебе построить гараж для твоей машины?» и т.д.).отказ ребёнка от предложенной помощи воспринимать как должное.
6.Проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребёнка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно с благодарностью принять её. Играя свою роль, проявлять свою инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль вы исполняете. Всегда в игре соглашаться со своим ребёнком! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.
7.По окончании игры выразить своё удовлетворение и высказать надежду на то, что и в следующий раз ребёнок пригласит вас для участия в ней.
4. Психогимнастическое упражнение «Моя любимая игрушка».
Звучит спокойная музыка.
Ведущий: А сейчас пришло время поговорить о любимой инрушке. Сядьте удобно: ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору. Спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вам было лет пять. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, как вы с ней играете. Она вам очень нравится, вы её любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости, и вы улыбаетесь, вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в нашу группу. Когда вы будете готовы, откройте глаза. Расскажите о своей любимой игрушке.
Любимую игрушку помнят всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.
5. Обсуждение дискуссионных вопросов.
Вопрос 1. Что детям нужно для игры?
Высказывания родителей.
Ведущий: По мнению К.Д.Ушинского, «лучшая игрушка для детей – это куча песка». Как вы думаете, почему?
Известный исследователь детской игры Д.В.Менджерицкая писала: «Для игры детям требуются игрушки и разные предметы. На каждой площадке можно найти прекрасный материал для детских построек. Детям понадобиться для игры комбайн – они сделали его из скамеек и стульев. Кривая палка служит трубой.
Дети очень любят играть в водой, налитой в корыто или таз. Они пускают плавать лодки, пароходы и разные предметы. Дети берут палки, камни, веточки, листья и интересно с ними играют.
Для детских игр необходимы песок, вода, палки, доски, поленья, ветки, камешки, жёлуди, шишки, всё то, что в изобилии имеется под рукой.Очень важно, чтобы взрослый умел делать игрушки из дерева, коры, шишек, лоскутков и т.д. и научил этому детей.
Кроме того, у детей должны быть игрушки: куклы, игрушечные животные, тележки, машинки и многое другое.» - Подумайте и приведите примеры того, что в домашних условиях может служить материалом для игр детей и как это может использоваться в игре.
- каким должен быть игровой уголок дома? Какие игрушки полезны, а какие не следует преобретать?
( родителям предлагается памятка)
6. Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребенка».
Ведущий: мы сегодня убедились: у каждого человека есть любимая игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Хорошие родители должны знать, какие игрушки любит их ребенок, и с уважением относится к их выбору. В детском саду много игрушек, но в течении дня ребёнку хочется видеть свою любимую, ту, которая находиться дома. Нарисуйте картинку с любимой игрушкой вашего сына (дочери).
Выполнение работ
Ведущий: мы покажем ваши творческие работы детям и предложим им угадать, где чьи мамы нарисовали. Но вначале поиграем.
7. Игра «Угадайте, какую игрушку выбрал ваш ребёнок»
Задание: из десяти игрушек выбрать ту, которую предпочел ваш ребёнок.
После того как родители сделали свой выбор, им показывают фотографии, и они определяют, совпал ли их выбор с выбором ребёнка.
8. Совместные игры с родителями
Общая игра «Как живете?».
Все становятся в круг. Ведущий задает вопросы, участники отвечают имитируя движения.
- Как живете?
- Вот так! (Показывают большие пальцы обеих рук)
- Как идете?
- Вот так! (Маршируют)
- Как бежите?
- вот так! (Бегут на месте)
-Как ночью спите?
- Вот так! (Соединяют ладони и кладут под голову)
- Как берёте?
- Вот так! (Прижимают ладонь к груди)
- А даёте?
- Вот так! (Выставляют ладонь вперед)
- Как молчите?
- Вот так! (Надувают щёки и кулаками легко ударяют по ним)
- Как грозите?
- Вот так! (Пальцами грозят друг другу)
9. заключительная часть.
Ведущий: Наше собрание подходит к концу. В заключении хочется сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с детьми! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.
Приложения.
1.Вопросы для анкетирования.
* игра – просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития?
* Любит ли ваш ребенок играть?
* Играете ли вы с ребенком? Как часто?
* Просит ли Вас ребенок поиграть с ним?
* Ваш ребенок любит играть вместе с Вами?
* В какие игры Вы играете с ребенком дома?
* Нужно ли играть с ребенком и почему?
* Чему могут научить ребенка эти игры?
* Назовите любимые игры вашего ребенка?
* Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком?
* С папой ребенок любит играть в ……, С мамой ребенок любит играть в ……
* Учите ли Вы играть своего ребенка в любимые игры Вашего детства?
* Что, на Ваш взгляд, означает «быть игровым партнером» ребенка?
* Какая игра, на Ваш взгляд, приносит ребенку больше пользы: когда он увлеченно играет один, участвует в коллективной игре с другими детьми или со взрослыми?
* Прислушиваетесь ли Вы к разговорам детей во время игры? Вступаете ли в ролевое общение с ними?
* Какие роли и сюжеты чаще разыгрываются?
* Какие игрушки Вы покупаете своему ребенку?
* Покупаете ли вы ребенку развивающие игрушки?
* Чем Вы руководствуетесь при выборе игрушки?
* Какие герои мультфильмов являются любимыми игровыми персонажами Вашего ребенка?
* Как Вы приучаете беречь игрушки?
* Часто ли Ваш ребенок ломает игрушки и как Вы поступаете в таких случаях?
Вопросы детям.
*Есть ли у тебя дома место, где ты можешь посмотреть книги, порисовать, поиграть?
*Ты любишь играть?
*В какие игры играешь дома?
*У тебя есть любимые игрушки? Назови их.
*С кем ты играешь дома?
*Любишь ли ты, когда с тобой играет мама, папа, бабушка?
*Приходят ли к тебе друзья поиграть?
*Разрешают ли тебе ходить в гости к друзьям?
*Что ты делаешь, если игрушка сломалась?
Памятка по игре.
Чему обучается ребенок в игре?
1.Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.
2.Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.
3.Осознавать свое реальное место среди других детей.
4.Уважать себя и верить в себя.
5.Надеяться на свои силы при столкновении с проблемами.
6.Свободно выражать свои чувства.
7.Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.
Советы взрослым.
1.Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!
2.Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.
3.Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками.
4.Обратите особое внимание на неиграющих детей!
Какие игрушки нужны детям?
Виды игрушек:
Сюжетные (образные) – куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода.
Технические – транспорт, конструкторы, технические агрегаты.
Забавы – смешные фигурки зверей, животных, людей (в основе их лежат движения, сюрприз, неожиданность).
Спортивно – моторные – способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо).
Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, и т.д.
Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной, и т.д. (разноцветные вкладыши, матрешки, пазлы, мозаики, лото и другие).