«Развитие у ребенка мелкой моторики рук, взаимосвязь развития речи дошкольников» Родительское собрание в младшей группе


Родительское собрание в младшей группе №1
«Развитие у ребенка мелкой моторики рук, взаимосвязь развития речи дошкольников»
Цель: •    показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;•    обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;•    научить родителей психотехническим играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.
Подготовительная работа:1.    Организация выставки рисунков, аппликаций, поделок из природного материала, пластилина.2.    Изготовление приглашений на собрание для родителей.3.    Подбор слайдов с пальчиковыми играми.4.    Организация выставки развивающих игр.
Оборудование:•    Плакаты с высказываниями:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).                         
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э.Кант).                                                                     
«Рука – это инструмент всех инструментов». (Аристотель).
•    листы бумаги, солёное тесто, дощечки для лепки, стеки;•    описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;•    мультимедийная установка для показа слайдов;•    слайды с фотографиями играющих детей.
Участники:•    воспитатели;•    родители.Форма проведения: собрание – практикум.
Ход собрания.1.    Организационная часть.Воспитатель. В самостоятельной деятельности я предложила детям отгадать загадку:Пять да пять – родные братцы,Так все вместе и родятся.Если вскапываешь грядку,Держат все одну лопатку.Не скучают, а играютВместе все в одни игрушки.А зимою всей гурьбоюДружно прячутся в теплушки.Вот такие «пять» да «пять»,Угадайте, как их звать?                                 (Пальцы.)Наши ребята не сразу догадались, о чём идёт речь. Речь шла о пальцах. Тема нашего собрания – практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.Предлагаю посмотреть выставку работ детей нашей группы.2.    Основная частьОчень часто вы спешите, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней  связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.    Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем  сразу две задачи:    косвенным образом влияем  на общее интеллектуальное развитие ребёнка;    готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет  избежать многих проблем школьного обучения.Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму? Учёные доказали, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3 – 4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:    Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.    В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «Сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания (застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.)    В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координаций руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.Вы должны понять, что развитие мелкой моторики возможно только в игровойформе, постарайтесь не забывать хвалить ребёнка, создавая ситуации успеха.3.    Практикум «Приёмы развития мелкой моторики рук с помощью лепки из солёного теста».На столах дощечки для лепки, стеки, солёное тесто разного цвета – красное, зелёное, жёлтое.Родителям предлагаю попробовать слепить композицию «Букет роз».    Я делаю основание для букета.      Родители раскатывают небольшие шарики из зелёного теста, используя, стеки разрезают листочки.    Листочки располагаем на основание.    Затем показываю, как делать розы, используя зубочистки. Раскатываем жёлтое тесто на полоски  длиной 6 - 7 сантиметров.     Накручиваем на зубочистку, получился бутончик. К бутончику лепим лепестки. Также делаем цветок из красного теста.     Полученные бутончики  прикрепляем на основание. Букет из красных и жёлтых роз готов.Приложение №14.    Сообщение  «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка».                                                                                                                        
Для развития мелкой моторики рук, а также детского творчества, артистизма детей, успешно используются различные виды инсценирования. Спектакли – игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. Сделайте с ребёнком пальчиковый театр, покажите небольшие игры – инсценировки в форме диалога: «Колобок», «Теремок», «Репка».Кистью или пальцами руки ребёнок будет имитировать движения персонажей:наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. (Показываю несколько фигур, родители пробуют повторить).Особенно чётко просматриваются контуры персонажей, характер их поведения, действий – в театре теней. Сначала исполнителем может быть взрослый, но посмотрев, ребёнок непременно захочет попробовать себя в роли актёра.Разучите с ним, как можно получить изображения птиц, животных и других персонажей путём складывания пальцев определённым образом. Получится не сразу, но малыш будет стараться показать хоть какую – то фигуру. Оборудование для театра теней простое: стена или экран и настольная лампа (источник света).У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней большие возможности для развития ловкости, координации движений и развития речи.              (Предлагаю кому – нибудь из родителей изобразить фигуру этого театра). Приложение №2Детей привлекает возможность мастерить поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках, - это оригами. Это не случайно. Притягательная сила этого искусства – в способности будить детское воображение, память, оживлять плоский немой лист бумаги, за считанные минуты превращать в цветы, животных, птиц.Сейчас можно найти множество книг по этому виду искусства и освоить вместе с ребёнком хотя бы самые простые способы изготовления фигурок. (Раздаю родителям листы бумаги и показываю несколько простейших способов изготовления фигурок с помощью техники оригами).Вообще, без специальной подготовки трудно организовать игры с ребёнком на развитие мелкой моторики рук, поэтому сейчас я коротко расскажу и о других формах такого развития, их можно применять и дома:•    работа с раскрасками – штриховка;•    пальчиковая гимнастика – шнуровка;•    игры с конструктором, мозаикой;•    лепка из глины и пластилина;•    нанизывание бус, бисера;•    сматывание цветных ниток в клубочки;•    работа с ножницами.Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры).Некоторые игры представлены на нашей выставке, вы можете познакомиться после собрания.Эти игры:     развивают мелкую моторику рук;    развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;    формируют навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант);    способствуют развитию речи;    развивают творческие способности;    косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.Наша задача состоит в том, чтобы в содружестве с вами, дорогие родители, развить мелкую мускулатуру рук и подготовить детей к письму. Создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, без которого невозможно быстро и успешно освоить навык письма.3 часть. Заключительная. Рефлексия.Обращаю внимание родителей на выставку приготовленных игр для развития мелкой моторики рук.Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук. Приложение № 3 Показываю участникам слайд – шоу. В нём зафиксированы дети, как выполняли некоторые упражнения в группе.Предлагаю родителям попробовать выполнить эти упражнения.К сожалению, о проблемах ребёнка с координацией движений и мелкой моторики рук большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на первоклассника: кроме усвоения новой информации, приходиться ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Надеюсь, что вашим детям с вашей помощью таких трудностей удастся избежать. Вручаю каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук».«Развитие у ребёнка мелкой моторики рук».(памятка для родителей).•    Как можно чаще, даже в очереди, рисуйте ребёнку всевозможные лабиринты. Пусть пройдёт по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведёт, и кто по нему должен пройти. Например, «Это лабиринт в замке Снежной королевы, он изо льда. Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замёрзнет».•    Для развития рук полезно обводить любые вкладыши Монтессори, не менее полезно заштриховать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штриховка получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного до яркого, тёмного. Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребёнку нужны образцы, так что поштриховать придётся и вам.•    Можно обводить все, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдо, собственную ладонь, ложку  ит. д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печень или кексов.•    Дошкольнику (ребёнку 6 лет) вполне под силу пришить настоящую пуговицу настоящей иголкой, под вашим наблюдением, конечно.•    Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.•    На листочке в клеточку нарисуйте несложную дорожку, если малышу не составит труда её точно перерисовать, нарисуйте дорожку посложнее.•    Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги – задание на тренировку руки и развитие аккуратности.•    Если ваш ребёнок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальчиками. Можно рисовать одним, двумя или сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определённого цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют, или бусы, или ещё что – нибудь. Лучше всего закончить рисунок фломастером или карандашами.Занимаясь с ребёнком, помните, что внимание у детей этого возраста неустойчивое, они легко отвлекаются. Старайтесь, чтобы время ваших игр не превышало 10 -15 минут.Лучше выполнить небольшое по объёму задание, но качественно и с хорошим настроением. Играйте, весело проводите время, общайтесь с ребёнком.Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.«Пальчиковый бассейн»Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.«Пальчики здороваются»Исходное положение – сидя на пятках, руки согнуты в локтях, ладони прямые, большой палец противопоставлен остальным. Ребёнок выполняет упражнение двумя руками одновременно: два раза ударяет каждым пальцем по большому пальцу, начиная от указательного к мизинцу и обратно.«Резиночка»Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром примерно 4 – 5см. Ребёнок вставляет все пальцы в резинку и двигает ими так, чтобы резинка переместилась на 360 градусов. Упражнение выполняет сначала в одну, а затем в другую сторону; вначале одной, потом другой рукой.«Рисунок на крупе»Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.«Спрячь платочек»    Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.«Прикрепи прищепки»На уровне плеч ребёнка натянута верёвка, у него в руках бельевые прищепки. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку на верёвку.Прикреплю прищепки ловкоЯ на мамину верёвку.«На лыжах»На столе пред ребёнком лежат резьбой вверх две пробки от пластиковых бутылок – это лыжи. Ребёнок ставит в них указательный и средний пальцы, как ноги.Двигается на лыжах, делая по шагу на каждый ударный слог.Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,Мы любим забавы холодной зимы.То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.«Котёнок кусается»Бельевой прищепкой ребёнок «кусает» ногтевые фаланги поочерёдно (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения.Сильно кусает котёнок глупыш,Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)Но я, же играю с тобою, малыш,А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»(Взрослый проверяет на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой).Литература.«Нетрадиционные формы проведения родительских собраний в детском саду».С.Ю.ПрохороваН.В. НигматулинаВ.И. Евстигнеева«Развиваем моторику руки».  Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. О.Б. ПенкинаИ.П. Подосёнкова