Экологические игры — как средство воспитания и ознакомления с окружающим миром


КГКП «УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКОБИОЦЕНТР»
АКИМАТА ГОРОДА УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
Методическая разработка

тема: Экологические игры- как средство воспитания и ознакомления с окружающим миром
Составитель:
Педагог дополнительного образования,
методист по ОМР,
Саранчина А.П.
Обсуждена на заседании
научно-методического совета
КГКП УИ «Экобиоцентра»
«____»______________2016 г.
Председатель совета
Цыганов А.П______________
Усть-Каменогорск, 2016 г.
Пояснительная записка
Игровые технологии на сегодняшний день являются одной из передовых форм обучения, позволяющих сделать интересным и увлекательным изучение базового материала. Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, для учителей начальных классов, педагогов-организаторов. Игры, предлагаемые в методической разработке, могут применяться в учреждениях дополнительного образования на занятиях кружков, в школах на уроках окружающего мира, классных часах, во время экскурсий, походов.
В данной методической разработке собраны материалы, которые могут быть полезными при занятиях с детьми младшего возраста, при организации досуга школьников на полевых практикумах, в экспедициях и полевых экологических лагерях.
Большинство игр не имеет "жесткой" привязки к тому или иному возрасту, т.е. может быть использовано при работе с детьми разного возраста. Большинство игр все-таки рассчитаны на младших школьников и дошкольников, примерно треть могут быть с успехом использованы при работе с подростками.
Целью методической разработки является оказание методической помощи педагогам, занимающимся экологическим образованием и воспитанием детей.
Задачи:
Классифицировать экологические игры;
Выделить структурные элементы экологической игры, дать им определение;
Подобрать ряд игр экологической направленности различных видов, составить алгоритм их проведения.
Содержание
1. Коммуникативные игры (знакомства)
2. Дидактические игры
3. Игры на развитие эмоционально-чувственной сферы
4. Экологические настольные игры
5. Подвижные экологические игры
Коммуникативные игры
Представьте себе такую ситуацию: вам необходимо провести занятие или экскурсию с группой людей, которые до этого не были знакомы друг с другом. Смогут ли они успешно познавать природу и восхищаться ее красотой, если изначально испытывают чувство неловкости от того, что не знают, как кого зовут. Ведь любое совместное действие требует как минимум знания своих партнеров, а как максимум – ощущения товарищества. Как быть?Следует провести перед началом занятия несколько коммуникативных игр, продолжительность которых не будет превышать 5-10 минут. Такие игры не только создадут в группе атмосферу сотрудничества и доверия, но и будут способствовать решению других важных задач:1. Помогут каждому лучше понять себя и научиться ценить мнения и чувства других; 2. Снимут беспокойство и напряжение; 3. Помогут создать радостную, спокойную и творческую обстановку, при которой дети и взрослые более свободно задают вопросы, свободно участвуют или не участвуют в каких-либо видах деятельности.Эти игры можно использовать не только в начале, но и на других этапах занятия для изменения темпа учебного процесса и настроя в группе.
«Круг рукопожатий»
Цель: Знакомство участников группы друг с другом.Ход игры: Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему. После этого предложите каждому познакомиться со своими соседями справа и слева, назвав свое имя и пожав им руки.
«Путаница»
Цель:Сплочение участников группы.Ход игры: Предложите участникам игры образовать круг и вытянуть вперед руки. Затем попросите каждого закрыть глаза и соединить свои руки с руками разных людей, стараясь ухватиться за руки, находящиеся как можно дальше. Нельзя сцеплять руки с рядом стоящими игроками! После того как все руки найдут себе пары, предложите участникам открыть глаза, не отпуская рук. У вас получится путаница, из которой всей группе надо выбраться (т.е. образовать «хоровод»), не расцепляя руки. Примечание: можно перешагивать через сцепленные руки, выворачиваться, приседать и т.д., но ни в коем случае не разжимать рук! После того как группа восстановит круг, скажите, что эта игра дает представление о том, что из каждой, казалось бы, безнадежной ситуации, всегда можно найти выход!
«Все вместе»
Цель: Сплочение участников группы.Ход игры: Разделите всех присутствующих на несколько групп, раздайте каждой группе по четвертинке газеты и предложите всем участникам группы встать на нее таким образом, чтобы ничья нога не ступала на пол, не занятый газетой. Эта игра способствует развитию чувства товарищества.
«Я собираю рюкзак»
Цель: Сплочение детей, приобретение туристских навыков.Ход игры: Дети садятся в круг, лучше на полу на колени. Им зачитывается список предметов, которые они могут взять в поход (2 раза, медленно). В списке может быть от 15 до 20 предметов, а также от 2 до 5 предметов, без которых можно обойтись в походе. Затем каждый называет, например, по 10 предметов, которые необходимы. После того, как все назвали, – все вместе объяснят, почему именно эти предметы. В список можно включить, например: котелок, фонарь, лыжи, накомарник, зеркало, шоколад, панама, компас, карта и т.д.«Шерлок Холмс»
Цель: Сплочение детей, тренировка внимательности.Ход игры: Предварительно ведущий обозначает контуры площадок размером 60 х 60 см.I этап- каждая команда получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на данной площадке.II этап - команды меняются площадками и делают до 5 изменений на площадке соперника.III этап- команды возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.
Дидактические игры
Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого – целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.
«Вода-почва»
Цель: Ознакомление с процессом проникновения воды сквозь разные типы почв.Ход игры: Разделите детей на две группы и выстройте в две шеренги на расстоянии двух метров друг от друга. Одна шеренга - это «почва», другая - «капельки воды».Первая часть игры - почва песчаная: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии вытянутой руки друг от друга. По сигналу ведущего «капельки воды» должны пройти сквозь строй «почвы» и остановиться. Ведущий задает вопросы: «Легко ли капелькам воды просочиться сквозь песчаную почву? Успевают ли растения, растущие на такой почве, насытиться водой?»Вторая часть игры - почва глинистая: Дети, изображающие почву, встают, плотно прижавшись друг к другу. «Капельки воды» должны просочиться сквозь строй «почвы». Если дети, изображающие почву, стоят плотной стеной, сделать это удастся немногим. Ведущий снова задает те же вопросы.Третья часть игры - почва садовая: Дети, изображающие почву, встают на расстоянии согнутого локтя. «Капельки воды» снова просачиваются через «почву». Затем дети отвечают на те же вопросы.После игры поговорите о скорости проникновения воды сквозь разные типы почв.
«Неприродная тропа»
Цель: Развитие внимательности и познавательного интереса к природным объектам.Ход игры: Выберите тропу длиной 10 - 15 м и расположите в непосредственной близости от нее предметы искусственного происхождения (10-15 штук). Некоторые из них должны быть заметны сразу же (электрические лампочки, надувные шарики). Другие должны сливаться с окружающей средой, чтобы их было труднее обнаружить. Держите в секрете от детей количество предметов. Дети проходят по тропе по одиночке, пытаясь обнаружить (не поднимая) как можно больше предметов. Когда каждый доходит до конца тропы, сообщает вам (на ухо), сколько предметов он заметил. Если никто не увидел всех предметов, то объявите, сколько было замечено, и скажите, что их было на самом деле больше. Предложите детям пройти тропу еще раз.Закончите игру обсуждением того, как защитная окраска помогает животным спрятаться. Затем предложите детям поискать мелких животных с характерной защитной окраской (насекомых, пауков и т.д.).
«Кто я?»
Цель: Уточнять и закреплять знание детей о внешнем виде животных, птиц и их жизни.Ход игры: Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».
«Экологический кодекс жителей Земли»
Цель: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.Ход игры: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, «шлифуются» формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.

«Секретное животное»
Цель: развитие внимания, наблюдательности, умения по описанию изображать предмет. Ход игры: Ведущий подробно рассказывает детям о каком-то конкретном животном, которое он заранее выбрал в определителе. Ведущий описывает его внешний вид, размеры, образ жизни. Затем детям предлагается нарисовать это животное. После того, как рисунки завершены, руководитель показывает изображение этого животного из книги. Все сравнивают с ним свои рисунки.
«Экологические ситуации»
Цель: Разрешить экологическую ситуации.
Вы приглашены на день рождения, ваша подруга очень любит ландыши. Что вы подарите любимой подруге?
Искусно сделанный пластмассовый букетик
Несколько благоухающих цветов
Огромный букет этих нежных цветов
2) Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты, пили лимонад, варили суп из консервов.Прежде чем уехать домой, вы:
Сложили бумажки, бутылки и банки аккуратно под кустик
Все бросили в костер
Бумагу сожгли, а железные банки и пластиковые бутылки взяли домой
3) Прежде чем уехать домой, вы:
Сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, и ушли
Залили костер водой или засыпали землей
Разбросали недогоревшие головешки по поляне
«Что у нас общего?»
Цель: Коррекция отношения участников к «неприятным» животным, идентификация, формирование этики отношения ко всем живым существам.Ход игры: Участникам предлагается заполнить таблицу, отметив в каждой клеточке «да» или «нет» или + и - . Примечание: В таблицу включены животные, которые по итогам специальных опросов населения оказались «самыми неприятными», их место в таблице соответствует полученному «рейтингу».
Кто умеет плавать под водой может проспать всю зиму может заболеть умеет прыгать ест конфеты умеет летать ходит в школу живет в нашем доме умеет ползать хочет жить
Гадюка                    
Жаба                    
Крыса                    
Мышь                    
Таракан                    
Лягушка                    
Пиявка                    
Комар                    
Паук                    
Червяк                    
Улитка                    
Блоха                    
Летучая мышь                    
Моль                    
Навозный жук                    
Я сам(а)                    
После заполнения таблицы предлагается ответить на вопросы:
Что общего оказалось у тебя со всеми животными?2. Что умеют делать некоторые животные, чего не можешь ты?3. Чему из этого ты еще можешь научиться?4. С кем из животных у тебя оказалось больше всего общего?5. А что такого делаешь ты, что не делает никто из животных?6. У тебя с животными оказалось больше общего или больше различного?
«Загадка про туристов»
Цель: Развитие внимательности и логического мышления
Ход игры: Рассмотреть внимательно картинку и ответить на вопросы, указанные ниже.

Развитие эмоционально-чувственной сферы
Развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка – это одна из главных задач экологического просвещения. Следствием такого развития становится пробуждение в детях чувства восхищения красотой и гармонией окружающего мира, формирование у них чувства симпатии и уважения ко всем живым существам на земле. Кроме того, эмоционально-чувственное восприятие мира, конечно же, способствует и укреплению фундамента знаний о природе.
«Конкурс плакатов»
Цель: Проявление фантазии, возможность проявить некоторые дизайнерские приемы и навыки творческой работы в коллективе.Ход игры: Поговорите с детьми о том, насколько низка эффективность стандартных призывов «Берегите лес от пожара!» на фоне изображений горящих деревьев и убегающих животных. Объясните, что если человек выбирает плакат как способ привлечения внимания других людей к какой-то проблеме, то он должен не только придумать для своего плаката оригинальный текст, но и предложить яркое и выразительное дизайнерское решение. Разделите детей на несколько групп. Скажите, что каждая группа будет заниматься изготовлением плаката, призывающего к осторожному обращению с огнем в лесу. Предложите детям самим придумать какой-нибудь лозунг или, например, подобрать (сочинить) подходящее четверостишие на эту тему. Если же на этом этапе дети будут испытывать затруднение, то напишите на доске два утверждения и предложите использовать их при создании плаката:
• ИЗ ОДНОГО ДЕРЕВА МОЖНО ИЗГОТОВИТЬ 3 000 000 СПИЧЕК• ОДНОЙ СПИЧКОЙ МОЖНО СЖЕЧЬ 3 000 000 ДЕРЕВЬЕВ
Примечание: Для работы детям понадобятся листы ватмана, краски, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага. Обязательно приготовьте кипу старых журналов – картинки из них могут пригодиться при создании коллажей. Не забудьте про природные материалы и, конечно, про пару коробков спичек!
«Экологические письма»
Цель: Развитие способности понимать живые существа, стимулирование идентификации.Ход игры: Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или животное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер. Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру и он становится на данное время этим животным или растением. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обращаясь к нему уже как к человеку.Примечание: Выбор животного или растения для своего партнера сам по себе может выступать как игровая техника.
«Тотем»
Цель: Идентификация с природным объектом, ощущение своей включённости в мир природы.Ход игры: Ведущий рассказывает участникам об индейских тотемах. Тотем — это природный объект (животное, растение, солнечный луч, облако, дождевая капля и т.д.), который по легендам индейцев защищает и поддерживает человека, становится его другом и покровителем на всю жизнь. Каждому участнику предлагается хорошо подумать и выбрать себе природный тотем. Затем прочесть о нём в справочнике, написать небольшой рассказ, нарисовать его. Участники обмениваются рассказами о своих тотемах, запоминают тотемы друг друга.
«Что не следует делать в лесу?»
Цель: Самоанализ своего поведения и отношения к природе.Ход игры: Рассмотри картинку и поясни, чего не следует делать в лесу.

«Предупредительные знаки»
Цель: Развитие понимания интересов и потребностей живых существ, самоанализ своего поведения по отношению к ним.Ход игры: Участники получают задание придумать и нарисовать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, которые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представленные другими.
«Экологическая этика»
Цель: Формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с миром природы, усвоение способов взаимодействия с живыми существами.Ход игры: Консультируясь с ведущим, участники выбирают растения или животных, которые они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются свои обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.Примечание: Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае кодекс оформляется в виде своего рода «брачного контракта». Он подписывается с одной стороны всеми членами семьи, а с другой — одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться «отстаивать» интересы животного или растения, а в дальнейшем выступает в роли его «адвоката», следящего за строгим соблюдением подписанного договора. (Лучше всего, если этим «адвокатом» будет ребенок). В постоянно действующей игровой группе может быть создан Совет адвокатов, который регулярно собирается для обсуждения и выработки возможных решений проблем, возникающих в связи с отстаиванием прав животных и растений в их семьях.
Настольные экологические игры
Для большего интереса детей предусмотрены настольные экологические игры. Цель: Игры направлены на развитие познавательных процессов, на воспитание бережного отношения к природе. Игры были скачены с интернета и распечатаны. В такие игры с удовольствием играют дети разных возрастов и при этом получают и закрепляют некоторые знания о природе.
«По следам животных»
«Путешествие по миру»
«Экологический лабиринт»
«Космическое пространство»
«Прогулка»
«Морское путешествие»
Подвижные игры
Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д.
Цель: Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания, связанные с игрой, - все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития.
Примечание :Организуя подвижные игры, необходимо помнить, что ребёнок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых ему ощущениях и сведениях. В этом случае у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировки, способность использовать багаж уже имеющихся знаний. В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.д.
«Раз, два, три! Беги!»
Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одни и те же названия не должны повторяться. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман. Игроки могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами.  Перед началом игры необходимо познакомить детей с различными видами цветов, рыб, зверей, птиц.
«Я знаю…»
Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.
«Птицы, рыбы, звери»
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
«Бережем воду»
Эта игра подходит для старших групп, где у детей уже хорошая координация движений. Лучшее время для ее проведения лето или поздняя весна. Участники делятся на две команды и встают цепочкой друг за другом. Перед первым участником стоит ведро с водой, а у него самого в руках маленькое ведерочко.
Зачерпнув воду из импровизированного колодца, ведерко передается по цепочке в конец, где расположено дерево или клумба, которую нужно полить. Нужно пояснить детям, что не стоит наполнять ведерко слишком сильно, ведь вода обязательно расплещется в процессе передачи каждому члену команды. Победит та группа ребят, у которой скорее опустошится колодец и кто разольет меньше всего воды. Таким образом, внимание детей будет сконцентрировано на экономии водных ресурсов.
«Лесная прогулка»
Игру, как метод экологического образования и воспитания невозможно переоценить. Вот, к примеру, очень полезное развивающее занятие, для которого потребуется картонный планшет с наклеенными бумажными елочки и кустарниками. На деревьях схематически могут быть изображены птички, в траве такая живность, как муравьи, зайцы и прочие обитатели леса. На планшете нанесены тропинки, по которым могут двигаться фигурки детей. Задача воспитателя объяснить малышам как необходимость двигаться в лесу аккуратно, чтобы не затоптать грибы, цветы, полезные травы. Детям нужно с раннего возраста рассказывать, что в лесу нельзя разводить костры, залазить в птичьи гнезда, включать громкую музыку, ведь здешним обитателям это будет не по душе. Детки при помощи фигурок сами по очереди передвигаются по лесным тропинкам и рассказывают воспитателю причины такого поведения, которые они запомнили. Далее дети по маршруту составляют свою карту.

Ожидаемые результаты
1.Экологические игры доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.
2.Проведение экологических игр на занятиях - это интересный процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
3.Основными задачами экологических игр является: формирование у детей элементов экологического сознания; формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; воспитание гуманного отношения к природе.
4. В подвижных играх, в которых использовались имитационно-подражательных действия, дети воспроизводили знакомые им образы зверей, птиц, насекомых и деревьев. То есть визуальные образы живой природы проецировались детьми в практическую деятельность, что позволяет им соприкасаться с ней, становясь активным участником познавательного процесса. Имитационно-подражательные движения развивают у дошкольников физические качества и двигательные способности, образное и творческое мышление, внимание и память, фантазию и т.дСписок литературы по экологическим играм:
1.Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. /Перевод с англ. Е.Ламановой и Е.Кочетковой. – Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
2. Материалы семинара «Ощущение чуда», проводившегося сотрудниками Природного центра им. Бракнера, штат Огайо, США. - Обнинск, 1995.
3.Сид Д., Мэйси Д., Флеминг П., Наэсс А. Думая как гора: на пути к Совету всех существ. - М.: «Советско-американская гуманитарная инициатива «Golubka», 1992.
4.Шпотова Т.В. Игровая экология. - Часть I. Программа для работы с детьми младшего школьного возраста (с методическими рекомендациями и приложением.) – Обнинск: ЦЭО, 2003.
5. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5
6. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995.
7. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885.
8.Сухомлинский В. А. 100 советов учителю. – Киев, 2004.
9.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе. //Начальная школа, 2005.
10.Шевчук Н.А. Мир вокруг нас. //Начальная школа, 2006.
11.Шмалов С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М, 2004.