обобщение опыта работы на теоретическом семинаре


Использование модулей на уроках физики в старших классах
Выступление на семинаре в рамках программы проблемных курсов
повышения квалификации учителей физики, астрономии по теме:
«Предпрофильная подготовка, профильное обучение
в общем физическом образовании»
Сообщение подготовлено учителем физики
МОУ СОШ №72
Задворной Н.З.
1. Теоретические основы технологии.
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его обучением – мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно достигает конкретных целей учебно - познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в системе высокого уровня целостности.
Модуль отличается от других систем обучения:
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах;
- меняется форма общения учителя и ученика;
- ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планировать свою деятельность, формирует навыки самоорганизации, самоконтроля, самооценке;
- наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.
2. Подготовительный этап.
2.1. Необходимо разработать модульную программу – выделить основные идеи курса и распределить учебное содержание вокруг этих идей.
2.2. Необходимо руководствоваться следующими критериями:
- осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи;
- дифференциацию учебного материала;
- структуирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
3. Организационный этап.
Рекомендуется использовать несколько правил:
3.1. Перед каждым модулем необходимо проводить входной контроль знаний и умений, чтобы иметь представление об уровне готовности к работе.
3.2. При обнаружении пробелов в знаниях учащих
·ся необходимо провести соответствующую коррекцию.
3.3. Осуществлять текущий и промежуточный контроль.
3.4. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль.
3.5. Если итоговый контроль показал низкий уровень знаний, то его необходимо доработать.
3.6. Введение модулей необходимо осуществлять постепенно.
Принципиально меняется положение учителя в учебном процессе – изменяется его роль в этом процессе. Учитель мотивирует учащихся, осуществляет управление их Учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультирует учащихся.

Изучая статью «Основные вопросы теории обучения (дидактика)»*, обратила внимание в разделе «Виды и структура урока» на общие составляющие урока, не зависимо от его вида:
- организационный момент (под этим этапом я понимаю организацию класса, настрой на проведение урока физики).
- итог урока является обязательной составляющей, т.к. акцентирует внимание учащихся на важнейших понятиях, умениях и навыках, приобретенных на этом уроке.
Основная часть урока проводится в форме групповой работы по обучающим модулям.
Работу на данном этапе урока организую следующим образом:
- составляю модули, своеобразные путеводители по изучению темы. При их составлении опираюсь на схему организации процесса обучения, данную в статье.* Сущность обучения по этой схеме отражается следующими компонентами:
К(ц) + К(м) + К(с) + К(о) + К(к) +К(р), где
К(ц) – целевой компонент
К(м) – мотивационный компонент
К(с) – содержательный компонент
К(о) – операционный компонент
К(к) – контрольно-коррекционный компонент
К(р) – результативный компонент.

Реализацию этих требований при составлении конкретных модулей вы можете рассмотреть на примере темы «Физика атомного ядра».

* В.А.Беликов «Основные вопросы теории обучения», Магнитогорск, МАГИ,2000.

















ПИППКРО, г.Владивосток
Октябрь 2013 г
15