Рабочая программа по ЛФК для учащегося с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.


Адаптированная рабочая программа для учащихся с умственной отсталостью по учебному предмету «Лечебная физическая культура»
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по ЛФК составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы/ под редакцией В.В.Воронковой по предмету «Физическая культура» – СПб: Просвещение, 2009.
По программе на ЛФК отводится: 1 час в неделю. Адаптированная программа составлена с учетом того, что у большинства учащихся с умственной отсталостью наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Имеются нарушения сердечно — сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У обучающейся отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается непропорциональное телосложение, есть отклонения в осанке и различные «стертые» двигательные нарушения. Цель: овладение учащимися основ лечебной физической культуры, слагаемыми которой являются: поддержание оптимального уровня здоровья данной категории детей, овладение знаниями в области ЛФК и осуществление оздоровительной деятельности освоенными способами и умениями.
Задачи: 1. Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни и выздоровление.
2. Дать знания о правильной осанке, значении и функциях позвоночника, о нормах и соблюдении ортопедического режима, об охране своего здоровья.
3. Формировать потребность и умения систематически самостоятельно заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью коррекции физического развития.
4. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Планируемый уровень подготовки выпускников учебного предмета «Лечебная физическая культура» Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по лечебной физической культуре являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Основные требования к умениям обучающейся:
В результате изучения лечебной физической культуры ученик должен знать/понимать
роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; -
правила и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультпауз (физкультминуток),
простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
правила поведения на занятиях физической культуры;
Должен уметь
передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки);
выполнять простейшие акробатические и гимнастические упражнения; -
выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики,
упражнения для профилактики нарушений зрения и формирования правильной осанки.
№п/п Тема и задачи занятия Кол-во часов Дата Примеч.Упражнения для коррекции правильной осанки (10 часов)
Упражнения для развития правильного дыхания.
Игра «Громче всех».
Прыжки на скакалке. Игра « Часы пробили ровно…».
Бег с преодолением различных препятствий.
Ходьба с предметом на голове.
Основные исходные положения для формирования правильной осанки.
Ходьба по гимнастической скамейке.
Игра «У медведя во бору». Упражнения для мышц туловища. Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения (5 часов)
Изменением места положения по заданному ориентиру.
Движение с изменением направления по установленным ориентирам.
Выполнение и. п. рук по словесной инструкции учителя.
Выполнение упражнений с контролем зрения.
Изменение направления зрения. Повороты к ориентирам с контролем зрения в момент поворота. Упражнения для мышц живота (5 часов)
Подъем туловища с помощью партнера.
Упражнения, стоя у стены.
Игра «Займи свое место».
Упражнение лежа на спине. Упражнения для профилактики плоскостопия (5 часов).
Упражнения для расслабления верхних и нижних конечностей.
Упражнения для ног.
Игра «Кто быстрее снимет обувь?».
Упражнения на расслабление.
Игра «Замри».
Упражнения, сидя на скамейке.
Игра «Морская фигура» Упражнения для моторной неловкости (9 часов).
Подбрасывание мяча в вверх и ловля его двумя руками.
Упражнения с обручами. Игра «Быстро в круг».
Массаж рук, головы.
Упражнения на расслабление мышц шеи, туловища.
Ведение мяча на месте.
Игра «Поймай мяч».
Соприкосновение пальцев рук поочередно с открытыми, закрытыми глазами.
Броски мяча из одной руки в другую.
Подбрасывание мяча вверх и ловля левой, правой рукой. Передача мяча друг другу.