Сценарий игры-викторины по толерантности для 4-х классов Все мы разные, но все мы равные!


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка

-251460102870
Разработала:
педагог-организатор
Белавина В.В.
г.Тихорецк
2016 год
Дата проведения: 16.11.2016г.
Место проведения: МБОУ СОШ №2 г.Тихорецка.
Цель: формирование культуры толерантности, установки на принятие другого человека.
Задачи:
Воспитательные:
Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.
Воспитание коммуникативной культуры.
Развивающие:
Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
Развитие творческого потенциала учащихся.
Обучающие:
Знакомство детей с понятием “толерантность”; с историческим аспектом толерантности в мире;
Стимулирование заинтересованности в поисках путей выхода из конфликтных ситуаций.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, колонки, ноутбук.
Использованные материалы: 36 лепестков для изготовления «Цветка толерантности», 2 «серединки», 2 набора пазлов «Эмблема толерантности», 2 грамоты командам-победителям.
Ход мероприятия:
Сначала ведущий предлагает ребятам разобрать смайлики. Зелёные и красные. Это соответствует 1 и 2 команде.
Слайд1Здравствуйте, уважаемые ребята! Вы знаете, что 16 ноября отмечается День толерантности? (ответы детей).
Слайд 2 Вы сегодня станете участниками игры-викторины «Все мы разные, но все мы – равные!», посвящённой международному дню толерантности. Для этого вы разделились на 2 команды. Одну я предлагаю назвать «Дружба», а другую «Доброта».Давайте договоримся, что отвечать мы будем так: чья команда готова дать ответ, тот поднимает руку. Итак, команды готовы.
Скажите, ребята, так что же это такое толерантность? Как вы понимаете это слово? (ответы детей). Хорошо, ребята. В современном мире, по телевидению и в СМИ мы постоянно встречаемся с понятием толерантность. Что же оно означает? Вот об этом нам поведает следующий видеоролик. Он познакомит вас с принципами толерантного отношения к ближнему. Запомните их, они пригодятся вам для выполнения одного из заданий викторины.
Демонстрация видеоролика №1 «Толерантность» с фрагментами из мультфильмов.5мин.8 сек.
Педагог комментирует: 16 ноября 1995г. Генеральная Конференция ЮНЕСКО приняла декларацию принципов толерантности. Это такие принципы как:
-уважение прав других. А это значит, что мы все разные, но у нас равные права! У здоровых и инвалидов, у людей с разным цветом кожи, у взрослых и детей, у мужчин и женщин, у людей разных национальностей и конфессий.
Толерантность даже отражена в мультфильмах.
На фоне фрагментов мультфильмов принципы толерантности:
сотрудничество, дух партнёрства. Помощь. Сострадание. Милосердие. Прощение. Любовь и терпение. Уважение человеческого достоинства.
Чувство гуманности оскорбляется,
Когда люди не уважают в других человеческого достоинства,
И ещё более оскорбляется и страдает,
когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
Виссарион Григорьевич Белинский.
Это всё есть принципы толерантности.
Закрепление увиденного материала.
Итак, о чём был этот видеоролик? Когда отмечают день толерантности? Какие принципы толерантности вы запомнили? Назовите их.
Слайд3
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара.
(Можно попросить детей прочитать определения слова толерантность на разных языках.)
На английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
На немецком – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;
На французском – убежденность в том, что другие могут думать и действовать иначе, нежели ты сам;  На испанском – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
На китайском – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;
На арабском – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;
На русском – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Слайд 4
И пословица неспроста молвится.
Слайд 5
Доброе слово лечит, злое калечит.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе братство лучше богатства.
Где лад, там и клад.
В согласном стаде и волк не страшен.
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Короткое обсуждение пословиц.
Слайд 6
Викторина. 1 тур. «Что бы это значило»?
Слайд7Вопрос№1.Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворяет у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток.
Слайд8
Ответ: аист.
Слайд9Вопрос№2. Эта птица стала символом мира. В христианстве она считалась символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы.
Слайд10
Ответ: голубь
Слайд11
Вопрос№3. Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь.
Слайд12.
Ответ: сердце.
Слайд13
Вопрос№4. Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём.
Слайд14
Ответ: радуга.
Слайд15
Вопрос№5. Без этого невозможно жить, этим нужно дорожить. Это такое качество, о котором сложены стихи и песни, и даже сняты мультфильмы.Даже Кот Леопольд в одноимённом мультфильме призывал всех к этому.
Слайд16
Ответ: дружба.
Слайд17
2 тур викторины. «Герои мультфильмов».
Вспомните, что такое толерантность, и угадайте героя известного мультфильма, который проявлял по отношению к «нехорошим» персонажам толерантные качества.
Слайд18
Задание№1. Его не раз обманывала вредная старуха, хитрила и издевалась над ним и его маленьким другом, но он был настолько добродушен, что всегда прощал её. И даже ехал с ней и своим другом в вагоне и пел песню, играя на гармошке. Кто это и из какого он мультфильма?
Слайд19
Ответ: крокодил Гена из мультфильма «Приключения Чебурашки и крокодила Гены».
Слайд20
Задание№2. Он - серый и лохматый. И всегда гоняется за этим маленьким и проворным зверьком, но никак не может его поймать. А если и ловит, то съесть никак не может. Хотя они непримиримые враги в жизни, но в конце концов они мирятся и всегда оказываются рядом друг с другом. Что это за герой. И из какого он мультфильма?
Слайд21
Ответ: волк из мультфильма «Ну, погоди!»
Слайд22
Задание№3. Его всегда одолевают два маленьких юрких и зловредных зверька. Они делают ему мелкие пакости, но в результате получают по заслугам. А он всегда добродушен, терпелив и выдержан, и неизменно говорит одну и ту же фразу. Кто это и из какого он мультфильма?
Слайд23
Ответ: кот Леопольд из мультфильма «Приключения кота Леопольда».
Слайд24
3 тур викторины «Собери».
Слайд25. Собери пазл. Кто быстрее и правильно сделает, та команда и победила.
Команды собирают пазлы на фоне видеоролика №2 «Дети земли».
Слайд26. Собери «цветок толерантности».
Мы с вами уже знаем качества толерантности, и сейчас ими воспользуемся. Ребята, вы должны приклеить к серединке цветка нужные лепестки. А не нужные не трогать. Всего 9 лепестков. На каждом из лепестков написано качество толерантной или нетолерантной личности. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, та команда и победила.
Итак, начали.
Дети складывают «цветок толерантности» на фоне видеоролика №3 о толерантности.
Слайд27
Молодцы, ребята. Вы справились и с этим заданием! Если каждый будет друг к другу терпим, мы сделаем вместе толерантным наш мир!
Слайд28
Я хочу сказать, что мы разные, но мы - вместе!
Показ видеоролика №4 «Мы вместе!»
Слайд29
На фоне музыки №5 награждение команд-победителей грамотами.