Познание мира. 3 класс. Тема урока:Семейный бюджет


Тема: Семейный бюджет.
Цель урока: Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи.
Задачи:
– образовательные:
ознакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом;
формировать представление о структуре семейного бюджета;
рассмотреть экономические понятия «экономия» и «экономика».
показать понимание относительной важности различных видов расходов
– развивающая – развивать познавательные способности, устную речь детей, умение делать оптимальный выбор; понимать ответственность за бережное отношение к имуществу семьи
– воспитательные:
формировать целостность взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
формировать умение работать в группе; признавать важность соблюдения правил в повседневной жизни и для осуществления совместной работы.
воспитывать организованность, бережливость, взаимоуважение.
Оборудование: карта урока; бонусы; карточки для групповой и индивидуальной работы, диаграммы успешности.
Ход урока
СТАДИЯ ВЫЗОВА
1.Создание психологического климата.
Какие вы сегодня симпатичные - С улыбкой! Настроение отличное! Откинем все эмоции, волнения, 
И друг от друга мы получим вдохновение! У меня в руках замечательная шкатулка, которую нужно наполнить пожеланиями. Давайте положим в эту шкатулку то, что поможет нам сегодня на уроке при работе с новой темой. Что бы вы положили для себя?
2. Деление на группы.
5 учеников с первой группы выходят к доске и выбирают 5листочков, на которых с обратных сторон напечатаны фигуры-цилиндры пяти цветов. Затем раздают их пяти ученикам.Получившие пишут на цилиндре своё имя, затем расходятся по группам по цвету.
В книге «Богатый ребенок, умный ребенок» американский предприниматель и преподаватель Роберт Кийосаки приводит данные исследования, проведенного среди успешных людей. Как оказалось, около 85% успеха человека основаны на искусстве умения общаться и ладить с другими людьми. Профессиональные же навыки вносят свой вклад в успех человека не более чем на 15%.
Помните об этом во время групповой работы!
3.Мозговой штурм.
-Как вы думаете, что объединяет все предметы на рисунке.(Кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами).Выберите, посоветовавшись в группе, и наклейте слово-ассоциацию из трёх возможных(валюта,деньги,бюджет).
4.Целеполагание.
-Какое отношение могут иметь эти предметы к семье?
Переверните лист и прочитайте глоссарий.
Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Наклейте второе слово-БЮДЖЕТ.
-Назовите тему урока.
Приём «Ключевые слова».Напишите в тетради за 1 минуту всё, что вам придёт в голову при слове «Бюджет». Открываю доску с ключевыми словами урока.
Кто угадал два слова и больше-закрашивает монетку, кто одно слово-полмонетки.
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Итак, бюджет-это схема доходов и расходов.
Приём «Перепутанные логические цепочки»
По ходу урока нам необходимо расставить все слова в правильной последовательности.
семья
государство
экономика
потребности
личные-производственные
деньги
бюджет
доход
расход
резерв
инвестиционный капитал
общие ценности
В тетрадях пишем тему СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Как связаны понятия: «государство» и «семья»?  Что их объединяет? (И государство, и семья созданы человеческим обществом.Семья – это то же государство, но маленькое, со своими законами, нормами, обычаями, традициями.. Семья создаётся и живёт по законам государства.)
1.надпись ГОСУДАРСТВО
Каждая семья –это дом.
Но дом, заставленный добром,
-еще не дом.И даже люстра над столом, -
еще не дом.-В каждом доме устанавливаются свои правила, обязанности, законы.
Рассмотрите иллюстрацию на партах.
В переводе с греческого «ЭКОС»-означает дом, «НОМОС»-правила, закон. Если соединить эти два слова, то получится слово…(ЭКОНОМИКА). Прочитайте с обратной стороны глоссарий.
Слово «экономика» происходит от двух греческих слов «экос» и «номос».
«Экос» означает «дом».
«Номос» означает «правило», «закон»
Экономика – правила, законы, искусство ведения домашнего хозяйства.
2.надпись ЭКОНОМИКА
Задание 1.В ГРУППЕ. Определить лишнее слово, которое не относится к искусству ведения домашнего хозяйства.
Копилка – да
Деньги – да
Телевизор– нет …
Производство-да..
Потребности-да..
Проверка
Спросите вы у школьника;Что значит экономика?
Ответит он, что правит бал(Поднимаю карточки со словами)Хором прочитать Потребность, производство, капитал.
Закрасьте монетку, если вы правильно выполнили эту работу. Если ошиблись-полмонетки.

Человек так устроен, что у него есть всегда какое-то желание. Мы все постоянно чего-то хотим. Мы хотим есть,пить,спать.
Эти наши желания называются ПОТРЕБНОСТИ.
Наша жизнь состоит из потребностей.
3.надпись ПОТРЕБНОСТИ
Самые простые наши потребности — еда, питье, одежда, жилье. Более сложные перечислить труднее, потому что их очень много, но можно привести примеры: телевизоры, автомобили, развлечения.
Мы можем хотеть что-то лично для себя, к примеру……
Но людей на земле много и потребностей тоже, поэтому некоторые наши желания должны быть нацелены на то, чтобы сделать пользу и окружающим. Для этого приходится открывать целые производства.
Потребности могут быть ЛИЧНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ.
4.надпись ЛИЧНЫЕ-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕЗадание 2.В ГРУППЕ. Распределите список личных и производственных потребностей и допишите по одной потребности в каждую колонку
телевизор урожай пшеницы
суперкомпьютер уголь
хоккейные перчатки железнодорожная станция
Закрасьте монетку, если вы правильно разделили потребности на 2 колонки.
-А что нам нужно, чтобы удовлетворить большую часть своих потребностей?
5.надпись ДЕНЬГИ
-Откуда мы берём деньги, чтобы оплачивать наши потребности ? (родители получают зарплату, бабушка с дедушкой пенсию, либо мы продаём что-то и получаем за это деньги).
-Как ваши родители распоряжаются деньгами? Тратят ли они всю сумму сразу?Или сначала рассчитывают, на что потратить?
6.надпись БЮДЖЕТ
Кто может рассчитывать семейный бюджет? Для чего необходимо рассчитывать семейный бюджет?
-Давайте рассмотрим из чего состоит семейный бюджет.
Задание 3. Работа по таблице.
Члены семьи БЮДЖЕТ
Доходы Расходы Резерв Инвестиционный капитал Общие ценности
папа мама дедушка бабушка Старший брат Сестра-школьница Я ЧТЕНИЕ,ОБСУЖДЕНИЕ.
Финансовое благополучие семьи насчитывает 5 основных составляющих в семейном бюджете и если не работает хотя бы один из этих пяти пунктов, то счастье в семье нарушается
Доход – сумма денег, получаемая человеком по окончанию работы.
Расход – деньги, затрачиваемые на покупку товаров и оплату услуг.
Резерв – наличные деньги в семейном бюджете, предназначенные для расходования на непредвиденные нужды. 
Инвестиционный капитал. Это те деньги, которые вложены в акции, недвижимость, и приносят доход, независимо от того, работаете вы или нет.
Общие ценности-это одинаковые взгляды на деньги. На то, как и на что их тратить.
7.надписи ДОХОД, РАСХОД, РЕЗЕРВ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КАПИТАЛ, ОБЩИЕ ЦЕННОСТИ.
Физминутка-игра «Доход-расход».
Расход-потереть виски..
Доход-руки с радостью вверх.
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор с дачи — Д.
Нашли 20 тенге— Д.Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р-Какие вы знаете виды доходов? Впишите в графу ДОХОДЫ.
(З.плата, пособие, пенсия, стипендия, гонорар, премия и т.д.)
Могут ли быть незапланированные доходы?(Выигрыш в лотерею, нашёл кошелёк)-Запишите в графу РАСХОД, на что ваши семьи тратят деньги.
(Кварт.плата, питание, одежда, дорога, обучение, лекарства, развлечения, путешествия,хобби)
-На что тратить денег не жалко? (На благотворительность)
-А какие бывают причины для использования РЕЗЕРВА денег? Что относится к непредвиденным расходам?(болезнь, стихийное бедствие,несчастье)
-Каждый хочет видеть свою семью счастливой и богатой.
Составьте формулу успешной семьи, используя знаки><=и слова доход расход. Поставьте знак между словами.
ДОХОД >РАСХОД
Закрасьте монетку, если вы правильно поставили знак .-На день рождения вам подарили 5000тенге. К какой графе относятся эти деньги?
Обсудите в группе, как вы распорядитесь этими деньгами и поместите эту сумму в оставшиеся 4 колонки. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор.
-А экономика и экономия-это одно и тоже?
Я покупаю только то,
Что мне необходимо,
А если вещь мне не нужна, Пройду, не глядя, мимо.
Чтоб мог ко дню рождения
Купить подарок маме я, \
Нужна мне эта строгая,
Ребята, экономия. 
– Какие советы по экономии семейного бюджета вы бы предложили?
Д.з.стр.111 Задание, подсчитать сумму, необходимую на приобретение канц.товаров к школе. -Какой вклад в экономию бюджета своей семьи могли бы внести лично вы?
-Предложите способы дополнительного дохода для семьи.

РЕФЛЕКСИЯ.
У каждой группы есть диаграмма успеха.Каждый участник группы должен вклеить свой «капитал знаний» так, чтобы мы увидели результат работы группы.
– Всем спасибо за работу на уроке!