Урок по географии: «Географические координаты. Урок – практикум» (6 класс0


Урок географии в 6 классе.
Тема: «Географические координаты. Урок – практикум».
Учитель географии: Юдинцева Ж.Н.
Цель: закрепить и систематизировать знания и умение по определению географических координат точек земной поверхности.
Задачи:
Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания о градусной сетке на глобусе и географической карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.
Обобщить и систематизировать знания и приемы определения географической широты и географической долготы точек земной поверхности.
Отработать навыки определения географических координат точек земной поверхности по географическим картам.
Развивающие.
Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
Формирование умения работать с различными картами.
Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательные.
Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
Прививать чувство прекрасного при изучении материала.
Формирование географической культуры.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Вид урока: урок – практикум.
Методы: репродуктивный (беседа); частично-поисковый (работа по карте)
Оборудование:
1. Физическая карта полушарий.
2. Глобус.
3. Атласы.
4. Контурные карты.
5. Презентация.
6. Карточки с заданиями.
Вводная часть:
1. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
1. Что такое широта?
2. Какие они бывают?
3. Что такое долгота?
4. От какого до какого градуса они отсчитываются?
5. Что такое географическая координата?
6. Как определить географическую координату?
Работа с картой полушарий и контурной картой.
Один ученик выходит с контурной картой к доске и показывает объекты, которые необходимо было определить в домашнем задании.
Ответы:
28 ю.ш. 138 в.д. – оз. Эйр-Норд,
4 с.ш. 10 в.д. – влк. Камерун,
1 ю.ш. 78 з.д. – влк. Котопахи,
63 с.ш. 151 з.д. – г. Мак-Кинли.
Основная часть:
2. Практическая часть урока.
1) Есть ли на Земле места с такими координатами?
0 ш. и 0 д. – да,
180 ш. и 180 д. – нет,
0 ш. 180 д. – да,
105 с.ш. и 10 з.д. – нет,
30 ю.ш. и 270 з.д. – нет.
2)Работа по вариантам у доски. Два ученика выполняют задания на определение географических координат.
1 ученик:
- оз. Виктория – 1 ю.ш. 33 в.д- влк. Везувий -41 с.ш. 16 в.д.
2 ученик:
- г. Джомолунгма -2 с.ш. 87 в.д.
- озеро Чад - 10 с.ш 12 в.д.
3) Что это за географический объект?
1.Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 метра. Если поднять голову вверх, то все равно не увидишь где начинается этот водопад и, кажется, что вода падает прямо с неба. Как называется этот водопад? Его координаты: 6* с.ш. 62*з.д. (Анхель)
2. Этот остров известен своими гигантскими статуями, он имеет несколько названий: Рапандун, Райгу, но чаще его обозначают под другим названием. Координаты этого острова 27*ю.ш. 109*з.д. (Пасхи)
3. Это удивительный вулкан, который возвышается среди открытого пространства и у его подножья царит вечное лето, а на вершине сверкают снега и льды, местные жители думали, что вершина состоит из драгоценных камней и даже снаряжали экспедиции для их добычи. Что это за вулкан? Его координаты: 4*ю.ш 38*в.д. (Килиманджаро)
4. Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста. - 38* с.ш 15*в.д. (влк. Этна)5. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг. И страшный хищник пиранья, устье этой реки 0*ш. 50* з.д. (р. Амазонка)
6. В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам 18*ю.ш. 26*в.д. (Виктория)
7. Название этого водопада переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада. – 43 с.ш. 79 з.д . (Ниагарский)
4) Игра: «Кто быстрее?»
Преподаватель показывает карточку с координатами, дети определяют объект.
Карточки с заданиями.
1. 31 с.ш. 31 в.д. – город Каир,
2. 56 с.ш. 38 в.д. – город Москва,
3. 32 с.ш. 71 з.д.- г. Сантьяго,
4. 64 с.ш. 21 з.д – о. Исландия
5. 33 ю.ш. 70 з.д. – г. Аконкагуа,
6. 23 ю.ш. 44 в.д. – город Рио-де-Жанейро.
5) Взаимопроверка.
Учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками с заданиями, подготовленными дома. Учитель определяет время – 5-7 минут. Дети пишут в тетрадях, затем обмениваются тетрадями, проверяют и ставят оценку.
На доске критерии оценок:
4-5 заданий выполнено правильно – «5»,
3 задания – «4»,
2 задания – «3»,
1 задание – «2».
6) Физкульминутка.
Встанем прямо, руки в боки,
Солнце всходит на Востоке -
Дружно тянем к солнцу руки
И не прячем руки в брюки!
Солнце катится на Запад,
Мы за ним "гусиным шагом",
Мы за ним с носка на пятку
И в припрыжку, и в присядку!
Проводили солнце прямо
Мы до кромки океана -
Стоп! Нам дальше нет пути,
Слишком много тут воды!
Шаг на право - будет Север
С белым увальнем медведем,
С чукчей в чуме и оленем,
С северным сияньем в небе!
Шаг налево - знойный Юг -
Дышит жаром всё вокруг
И неспешно по пескам
Вдаль уходит караван!
Мы размялись не на шутку
В физкультурную минутку!
Повидать в момент успели -
Запад, Юг, Восток и Север!
7) Кроссворд «Географические координаты».
По горизонтали:
5. 70 с.ш. 40 з.д. (остров)
6. 25 с.ш. 103 з.д. (п-ов)
7. 55 с.ш. 70 з.д. (п-ов)
8. 14.с.ш. 14 в.д.(озеро)
По вертикали:
1. 36 с.ш. 52 в.д. (город)
2. 20 с.ш. 77 в.д. (п-ов)
3. 39 с.ш. 78 з.д. (город)
4. 65 с.ш. 170 з.д. (пролив)
6. 5 с.ш. 9 в.д. (вулкан)
Завершающая часть:
3. Итог урока.
Задание по физической карте России.
1. Определите координаты:
1. г. Волгоград – 48 с.ш. 45 в.д.
2. г. Ереван – 40 с.ш. 45 в.д.
3. г. Ташкент – 41 с.ш. 70 в.д.
2. Из города Уфы вам нужно попасть на самое глубокое озеро на Земле, в нем самая чистая вода, в него впадают 550 рек, а вытекает одна.
Где находится это озеро? Как оно называется? Определите его координаты. В каком направлении от нашего города оно находится?
(53*с.ш 107*в.д., на востоке).
4. Рефлексия:
И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:
«На уроке я узнал…
« Я научился….
« Мне понравилось …
« Моё настроение …
5.Домашнее задание:
Придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте, при этом отметить не менее 5 городов, через которые он проходит, их названия и координаты.