Технологическая карта урока математики Сложение и вычитание десятичных дробей 5 класс урок открытия новых знаний


Учитель математики МБОУ Шугуровская СОШ имени В.П. Чкалова Кабирова Гульшат АзгаровнаТема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тип: Урок открытия новых знаний и первичного закрепления новых знаний и способов действия
Цели:
-образовательные: создать условия для открытия правила сложения и вычитания десятичных дробей и получению первичного навыка применения нового правила при решении примеров; способствовать закреплению правила в процессе решения примеров;
- способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;
- воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, воспитывать на уроках такие качества как взаимоуважение, трудолюбие, аккуратность , культуру поведения при обсуждении различных вопросов.
Предметные:
знать: разрядные слагаемые, способ записи и чтения десятичных дробей, правила сравнения, сложения и вычитания
уметь: записывать, читать, сравнивать, складывать, вычитать десятичные дроби
Метапредметные:
Регулятивные
учащиеся должны обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свое предположение;
уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить коррективы в действие после учета сделанных ошибок;
уметь проводить самопроверку и взаимопроверку;
уметь вносить изменения в способ действий при расхождении реального действия и его результата
Познавательные
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
анализировать задание с помощью учителя и использовать ранее полученные знания при изучении нового материала
Коммуникативные
формировать навыки работы в группе, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою; уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь учителя;
Развивать активность и находчивость при решении примеров, следовать правилам поведения и общения на уроке
Личностные:
сформировать мотивацию к учебной деятельности , уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Организационный момент
время: 4 мин Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, они посмотрят и послушают, как мы работам.
Эпиграфом к уроку я взяла слова Наума Яковлевича  Виленкина:
«Решение трудной математической проблемы можно сравнить с взятием крепости»
- Кто из вас знает, кто такой Н.Я. Виленкин? (автор нашего учебника по математике)
- Вы согласны с его высказыванием?  Почему?
- Мы, учась, штурмуем «крепость знаний». Вы готовы, хотите штурмовать «крепость  знаний»?
Молодцы! Вы конечно справитесь! Включаются в деловой ритм урока
Очень трудно, но получаешь удовлетворение
Должны проявлять настойчивость, упорство, храбрость, смекалку, хитрость, ум.
Создать благоприятный психологический настрой на работу Личностные:
самоопределение
Регулятивные:
целеполаганиеКоммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Вопросы фронтальные: Ответы учеников: Чем мы занимались на прошлых уроках ?Изучали десятичные дроби
Что конкретно мы учились выполнять с десятичными дробями? Записывать, читать, сравнивать, Где люди встречаются в жизни с десятичными дробями?
Какой вывод для себя вы делаете по изучению десятичных дробей? Вывод (делают ученики вместе с учителем): Знания о десятичных дробях нужны человеку всю его жизнь, поэтому очень важно хорошо изучать тему «Десятичные дроби» в школе. Насколько хорошо каждый из вас, ребята, знает и умеет читать, записывать, сравнивать, вы сами сможете проверить на сегодняшнем уроке. Вес товара, температура тела, измерительные работы, зарплата и т.д. Целеполагание и мотивация
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
время: 8 мин Ответим на вопросы, которые видим на экране. (работа по слайдам) Прочитать дроби.
Записать дроби.
Сравнить дроби. Поработаем по структуре
Tic-Tac-Toy (Тик-тэк-тоу) (Крестики- нолики) Учитель объясняет суть структуры и задание учащимся: Запишите на каждом из 4-х листочков правильную дробь со знаменателем 24
Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3×3
Каждый участник команды составляет пример по моему заданию учителя, используя любые три дроби на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали):
а) Расположить дроби в порядке убывания по 1 горизонтали
б) Сложить дроби по второй вертикали
в) Из самой большей дроби вычесть самую меньшую дробь по 3 горизонтали
г) Вычесть из единицы самую меньшую дробь в диагонали справа налево
Выполняют задания с применением данной обучающей структуры.
Решите еще одну задачу: Однажды Белоснежка решила сшить себе новое платье и попросила своих верных гномов посчитать, сколько всего
ткани ей нужно купить, если на юбку нужно 3,25м, а на блузку – 1,8м? запишите решение фломастерами на листочках и покажите. Отвечают на вопросы по презентации
Работают на большом поле доски Актуализация опорных знаний и способов действий Личностные:
самоопределение
Познавательные:
умение структурировать знания
Регулятивные:
самоконтроль, оценка, коррекция
3.Обсуждение полученных и возможных затруднений учащихся
время: 5 мин. Построение проекта выхода из затруднения. Дети пробуют сложить дроби, записывая решения и ответы на листах, заранее разложенных на столах. Записи выполняются фломастерами, лежащими на столах.
- Покажите полученные результаты.
Ученики поднимают листы с ответами. Некоторые из листов с разными решениями учитель закрепляет на доске.
- Ребята, правильные ответы получились лишь у некоторых. Почему многие допустили ошибки?
- Потому что мы не знаем правила сложение и вычитания десятичных дробей.
- Вот поэтому вы и штурмуете сегодня крепость знаний, которая называется как?
Возможный ответ обучающихся:  Сложение десятичных дробей.
- Сложение и вычитание десятичных дробей.
Какую задачу перед собой вы поставите на сегодняшнем уроке?
Возможный ответ обучающихся:  Научиться складывать и вычитать десятичные дроби.
Уточняет тему урока, предлагает записать в тетрадь число и тему
Составим план действий. Ищите способ решения, опираясь на умения, которыми вы располагаете. 
- Мы какие числа умеем складывать и вычитать?
А мы можем эти числа записать в виде целых (смешанных) чисел?
Можно перевести десятичные дроби в обыкновенные, сложить их и вернуться к десятичным дробям.
Можно найти длину ткани, предварительно переведя длину в сантиметры, а затем вернуться к метрам.
Конечно, десятичные дроби не были бы никому нужны, если бы для вычислений их нужно было переводить в обыкновенные. Именно поэтому мы постараемся как-то иначе решить эту задачу. Слушают условие, предлагают решения, выбирают рациональное.
 
 
 
 
Слушают, анализируют условие, отвечают на вопросы, осознают проблему.
 
Отвечают на вопрос
 
Формулируют тему урока
Записывают в тетрадь тему урока
Возможная реплика обучающихся: мы не умеем складывать такие числа.
а) Перевод метров  в сантиметры: 3,25м = 325 см; 1,8м = 180 см;
следовательно, длина ткани: 325+180=505см= 5м 5 см
б) Переход от десятичной дроби к смешанным числам, предварительно уравняв количество знаков после запятой:  Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока -
4 Открытие нового знания (7-8 минут) Итак, нам предстоит сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. Из полученных результатов видно, что сложение десятичных дробей почти не отличается от сложения натуральных чисел. Учитель с помощью наводящих вопросов ( как их удобнее записать; посмотрите, сколько знаков после запятой получилось в результате) добивается формулировки алгоритма сложения десятичных дробей и просит обратиться к учебнику (ст.191) для подтверждения верности формулировки. Если учащиеся не смогли составить алгоритм, то можно предложить следующий способ:
У вас на столах несколько перепутанных карточек с предложениями. Составьте из них алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Таким образом, мы получаем следующий алгоритм сложения (вычитания)  десятичных дробей:
1) Уравнять  в дробях число знаков после запятой.
2) Записать их так, чтобы запятая оказалась под запятой.
3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.
4)Поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях
По окончании работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.
- - Где можно проверить правильность своих выводов?
- В учебнике.
- Откройте учебник и прочитайте правило. Сравните с вашим результатом.
- Похожи.
- Что теперь вам надо сделать?
- Потренироваться в решении примеров на новый способ действий.
- Да. Но перед столь ответственным заданием надо немного отдохнуть и выполнить математическую физкультминутку:
Записывают выражение, находят значение
Выполняют задание, анализируют, высказывают свое мнение, делают вывод о  том, каким образом можно выполнить сложение десятичных дробей
Формулируют правило под руководством учителя. Зачитывают полученный алгоритм.
Стихотворный алгоритм:
Десятичные дроби чтобы сложить,разряд под разрядом строго пиши,И запятые все сохраняй,В ряд их пиши, не забывай! -
5.физкультминутка Физкультминутка: Quiz-Quiz-Trade (Куиз Куиз Трейд(опроси-опроси- обменяйся)(двигательная разминка)
Напомню, как выполняется данный вид работы. Напишите на листочке пример на сравнение десятичных дробей, внизу напишите ответ, спрячьте его, загнув листочек. По моей команде вы встаете, задвигаете стулья и ищете себе пару. Задаете друг другу вопросы, меняетесь карточками и находите себе новую пару. Не забудьте поприветствовать партнера и поблагодарить его. На выполнение задания вам дается 2 мин. Итак, начинаем. Встаем и задвигаем стулья. 6.
Закрепление первичного навыка
Итак, правило мы знаем. Посмотрим, сможете ли вы им воспользоваться.
1. Выполнение  упражнений  №1213 (а-г) и №1214 (а-г).
Обучающиеся поочередно решают у доски по 1 примеру, проговаривая алгоритм.2.Найти ошибки в записи примеров:
   или
1)  54,1 2) 19,73 3) 61,5 4) 49,6
+3,26 + 6, 8 -0,38 - 17,536
32,136
осуществляют самопроверку, взаимопроверку, сверку с эталоном, при необходимости – исправляют ошибки сами или при помощи учителя У доски работают трое учащихся, выполняют по два примера. Затем учащиеся под руководством учителя производят проверку.
 
 
Обсуждают, находят ошибки, называют их, исправляют. Самостоятельно выявить качество и уровень усвоения способов действий и знаний по изучаемой теме Коммуникативные: взаимодействие с партнером, контроль, оценка действий партнера.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже усвоено, качества и уровня владения теоретическими знаниями и практическими навыками по изучаемой теме
7.

Готовы проверить научились ли вы складывать и вычитать десятичные дроби?
- Да.
- Что надо сделать, чтобы это проверить?
- Выполнить самостоятельную работу.
- В своих тетрадях запишите: «самостоятельная работа». И выполните задания, которые вы
видите ,самостоятельно. На эту работу у вас 4 минуты 
– Проверьте себя по эталону для самопроверки. Кто выполнил верно? Поставьте «+» рядом с примером. Кто допустил ошибки? Поставьте «?».Обучающая структура Take off - Touch down Тэйк оф-Тач даун (встать – сесть) - вы встаете, если утверждение подходит вам:
Я выполнил работу полностью верно. Вы молодцы!
Я допустил одну ошибку. (Где ошибся? Как думаешь почему?) . Хорошо.
Я допустил две или более ошибок.
- Подумайте, как исправить эти ошибки и больше их не повторять
Как вы думаете, зачем вам нужно уметь складывать и вычитать десятичные дроби и нужно ли вообще?
Выполняют задание, затем самопроверку вместе с учителем, исправляют ошибки.
Не записал так, чтобы запятая оказалась под запятой.
- Не приписал нули.
- Ошибся в вычислениях.
Возможный ответ обучающихся:  Чтобы решать задачи. Обеспечение закрепления в памяти детей
8. Подведение итогов урока
время: 2 мин Что нового вы узнали на уроке? Мы решили задачу, поставленную на уроке?
Чем отличается правило сложения  и вычитания десятичных дробей от сложения и вычитания натуральных чисел? Что у них общего?
Повторим правило. Оценивание своей работы, выставление оценки «5» или «4» - в журнал и дневник Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Регулятивные:
Оценка – осознание уровня и качества усвоения изученного материала
9. Информация о д/звремя: 2 мин В чем еще надо потренироваться?
- Выучить правило. Закрепить его при решении примеров, уравнений, задач.
- Какие номера из учебника помогут нам это сделать?
Ученики называют несколько номеров.
- Хорошо. Вот мы и составили домашнее задание:
Обязательно: выучить правило. №1255, 1256, 1261 (дополнительно)
творческое задание: придумать и решить задачу на сложение и вычитание десятичных дробей, которая может встретиться в жизненной ситуации. Практическое задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Записывают в дневнике д/з, слушают комментарии учителя Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения д/з-
10. Рефлексия
время: 1 мин Каждый возьмите лист самооценки и оцените баллами от 1 до 5 свою деятельность на уроке. Оставьте их на столе, потом я посмотрю.
Если вам понравилось то, как вы работали на уроке, то прикрепите зеленый стикер. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал и нужно повторить правила, то прикрепите желтый стикер. Если было трудно, не было взаимодействия с соседом по парте, не хватало многих знаний, то прикрепите красный стикер.
Урок окончен. Спасибо за активную работу. Удачи. Инициировать рефлексию детей по поводу собственной деятельности и психоэмоционального состояния, Коммуникативные
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные:
рефлексия