Проектная деятельность: процесс или результат?


«Проектная деятельность: проблема оценки матепредметных результатов – организация и работа в составе группы «Учебный проект: процесс или результат?»
Плеханова Е.С.
По дороге едет машина. Один человек видит, что она зеленого цвета, другой - что это «BMW», третий обращает внимание на то, что ее давно не мыли, а четвертый замечает, что водитель за рулем говорит по телефону. Но при этом все смотрят на одну и ту же машину! Какой бы разных не был подход к процессу, но результат один – машина.
Результат или процесс?
Ответ на данный вопрос не может быть однозначным по определению, потому что вопрос сформулирован не до конца. Ведь, неизвестно, кому важнее результат или действие? Например, выполнение какого-либо учебного проекта. Учителю как руководителю проекта, например, конечно важнее результат проделанной работы, но это не исключает того, что для исполнителя это задание является хобби, и ему куда важнее и интереснее сам процесс выполнения задания.
В педагогической науке проблеме “результата проекта” уделяется мало внимания. Даже в учебниках педагогики, предназначенных для педагогических учебных заведений, она не упоминается. Поэтому у ученых и у учителей нет правильного представления о ней. Многие результатами проекта считают доклад, сценарий мероприятия, вещь, созданная своими руками, кругозор и т.д.
Идеальный результат проекта – это реализованная цель. “Цели нашей работы должны быть выражены в реальных качествах людей, которые выйдут из наших педагогических рук”, - писал Макаренко А.С.
Западная философия направлена на результат, для достижения которого необходимо ежедневно концентрироваться на цели и упорно идти к её осуществлению. Так делались многие открытия и изобретения, устанавливались рекорды. Об этом говорит большинство тренеров успеха, теоретиков и практиков практической психологии.
Жгучее желание победы, визуализация успеха, упорный труд – всё это присутствует в арсенале западного «достигатора».
Поставить цель, трудиться ради достижения, победить, перейти к следующей цели – вот алгоритм действий успешного человека и наших при работе над проектом – реализовав один, мы думаем уже о новом, который может открывать новые грани предыдущего или вообще менять вектор направленности.
Неприятности и трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, рассматриваются как опыт, необходимый для достижения максимального результата. Прав был Жан-Поль Сартр говоря: «Постановка «я могу» приводит к положительному результату, постановка «я не могу» не приводит ни к какому результату». Именно такие установки мы формируем в наших учениках, начиная с начальной школы.
Учебный проект как результат может рассматриваться в двух планах. Первый - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям, в том числе написание итогового проекта по окончанию 9 класса. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.
Второй план существования результата учебного проекта - это сам ученик, ставший проектатором, исследователем. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессисоинально-содержательной.
Это же подтверждают и слова известного шахматиста Гарри Каспарова: «Интеллект определяется не пройденным путём, а результатом».
Процесс – он один, а результатов которые он может дать больше. Реализовав с 7-классниками проект «Оружие победы моего деда» мы получили, итоговый продукт в виде исследовательской работы – РАЗ, танк-34, собранный руками школьника – ДВА, обогатили семейные архивы сведениями о героях той войны – ТРИ, повысили самооценку учащихся через ряд побед на конференциях муниципального и республиканского уровней – ЧЕТЫРЕ, ну и, наконец, качество обучения по истории у ребят – вместо оценки «три» у обоих почти год «пятерки»!
Аристотель писал: «Лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата, на который способен». И будем помнить, что отсутствие результата – это тоже результат, а вот отсутствие процесса процессом никак не назовешь.