ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ « Умножение и деление десятичных дробей», 5 КЛАСС


_Николаева Елена Александровна
ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕМЫ
« Умножение и деление десятичных дробей», 5 КЛАСС
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Тема «Умножение и деление десятичных дробей» занимает важное место в математике.
Материал рассматривается на практических примерах, после которых приводятся правила умножения или деления.
Тема изучается после темы «Сложение и вычитание десятичных дробей», являясь логическим продолжением знакомства с действиями над десятичными дробями.
После данной темы изучается тема «Инструменты для вычислений и измерений», в которой применяются полученные знания и умения.Важность темы заключается в дальнейшем частом применении полученных знаний, умений и навыков работы с десятичными дробями на уроках математики, физики, химии и др.
Ожидаемые результаты – ученики знают правила умножения и деления десятичных чисел, умеют умножать и делить десятичную дробь на десятичную дробь, находить среднее арифметическое, выполняют задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, решают задачи с данными, выраженными десятичными дробями.
2. ЛОГИКО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МАТЕРИАЛА ТЕМЫ
«Умножение и деление десятичных дробей»
При проведении логико-дидактического анализа выделены особенности структурного построения и методического изложения материала учебника, определено представление задачного материала. На основании данного анализа сделаны выводы.
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты логико-дидактического анализа учебного материала
темы «Умножение и деление десятичных дробей»
Учебник/
Компоненты анализа учебника Математика. 5 класс.
Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. ШварцбурдОбщая структура
характеристика частей материал в учебнике по данной теме представлен во второй главе в §7, который в свою очередь состоит из 5 пунктов.
Итого, содержание темы представлено в пяти пунктах
структура наименьшей части каждый пункт содержит «подводящую» задачу, правила и примеры, как эти правила используют, вопросы
Представление задачного материала
классификация задачный материал разбит на следующие основные блоки:
для работы в классе, в том числе для групповой работы
для работы дома
на повторение
исследовательские
развивающие
расширяющие круг математических знаний и представлений
представление текста задачи задачи представлены в виде текста, номера выделены жирным шрифтом
Другие структурные особенности
структурные особенности При изложении материала используются примеры решения «из тетради в клеточку», что как бы соответствующие записи в тетради ученика
Методические особенности
характер изложения Теоретический материал рассматривается сначала на примере решения практической задачи, затем – правила, в конце - примеры
использование цвета, особых выделений главного Материал для запоминания выделен шрифтом и красными точками, на который следует обратить внимание - синими точками, самые важные опорные слова и вопросы – жирным шрифтом,
наглядность Рисунки к отдельным задачам, иллюстрации к решению задач, таблицы, цветные выделения на полях, исторический материал с оригинальным шрифтом, ссылки на интерактивное пособие и упражнения в группах и для исследовательской работы
повторение Задания на повторение выделены на полях учебника зелёным цветом
Выводы
достоинства Учебный материал темы представлен в доступном изложения материала, удобночитаемом формате, присутствует наглядность, разнообразие заданий, структура «тема и закрепление»
недостатки Нет разделения заданий на уровни сложности, отдельно нужно открывать интерактивное пособие.
Анализ дидактической единицы темы
С точки зрения логики:
– в теме представлены понятия: произведения десятичной дроби и натурального числа, среднее арифметическое .Понятия вводятся с помощью задач, затем - определение, и в конце - задачи на закрепление понятий, примеры произведения десятичной дроби и натурального числа, среднего арифметического(средняя скорость, средняя урожайность, средняя производительность) и вопросы
– алгоритмов в теме:9
нахождение произведения десятичной дроби и натурального числа;
умножение десятичной дроби на 10,100,1000 и т.д.
деление десятичной дроби на натуральное число
деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.
умножение числа на 0.1, 0.01, 0.001 и т.д.
перемножение двух десятичных дробей,
деление на десятичную дробь
деление десятичной дроби на 0.1, 0.01, 0.0001 и т.д.
нахождение среднего арифметического.
Результаты обучения теме
базовый уровень:
– Знать: правила умножения и деления десятичных чисел, понятие среднего арифметического,
– Уметь: умножать и делить десятичную дробь на натуральное число и десятичную дробь, находить среднее арифметическое, выполняют задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, решать задачи с данными, выраженными десятичными дробями
углублённый уровень:
– Знать: правила умножения и деления десятичных чисел, понятие среднего арифметического,
– Уметь: умножать и делить десятичную дробь на десятичную дробь, находить среднее арифметическое, выполняют задания повышенной категории сложности на все действия с натуральными числами и десятичными дробями, решать задачи повышенной сложности с данными, выраженными десятичными дробями, решать нестандартные задачи, используя понятие среднего арифметического нескольких чисел.
2.2.3. Анализ задачного материала темы
При проведении анализа задачного материала темы определён вид задач и их дидактическая цель. Задачный материал классифицирован по способу задания, характеру требования, способу решения. Результаты анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты анализа задачного материала темы
«Умножение и деление десятичных дробей»
Вид задач По способу
задания По характеру требования По способу
решения По дидактической цели
На движение №1311, 1327,1328,1355,1336,1337, 1341,1343,1346,1376,1381,1383,1386,1386,1387, Табличный
- На вычисление № 1305,1306,1307, 1310, 13161317,1318,1319, 1325, 1330,1333,1334, 1315, 1340,1357, 1359,1361,1366,1367, 1369,1374,1375,1380, Устно №1316,1339,
1360,
На закрепление в классе №1305,1306,1307,1308,1309,1310, 13211, 1312,1313,1314,1315,
На нахождение массы №1313, 1328 (2),1332, 1338,1344,1345,1349,1352,1353,1355, 1382,1356,1371,1381, Схема №1323 На преобразование 1354 Работа на координатном луче На повторение №1316, 1317, 1318,1319
На нахождение длин, периметра и площади фигур №1308,1342,1347,1350 Цепочка действий
Догадаться 1362 На закрепление дома №1330,1331,1332,1333, 1334,1335,1336,13371338,1339
На нахождение частей от целого 1351 Сравнить 1370 Работа в парах и группах №1306,13111328, 1329, 1324
Упростить выражение 1372 Решение уравнений 1326, 1329, 1348, 1358, 1373 Построение 1385 В результате выполнения анализа задач была проведена их классификация по уровню сложности и виду, на основании которой составлена таблица 3.
Таблица 3
Классификация задач по теме
Вид /сложность
задачи I уровень
сложности II уровень
сложности III уровень
сложности
Задачи
на вычисление Номера заданий № 32, 56, 78 Задачи
на доказательство Задачи
на построение Задачи
на сравнение Практические
задачи № 27, 45, 67