Технологическая карта урока с учётом ФГОС второго поколения по теме Умножение и деление десятичных дробей (5 класс)


План-конспект урока
по учебнику «Математика. 5 класс», Москва, Мнемозина, 2013
Авторы: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
(Технологическая карта урока с учётом ФГОС второго поколения)
Составила: учитель математики
высшей категории
МОУ СОШ №9
имени В.Т. Степанченко
Агаркова И.В.
Тип урока Обобщающий урок по теме: «Умножение и деление десятичных дробей»
Образовательные цели повторить и обобщить знания учащихся по теме;
закрепить умения учащихся умножать и делить десятичные дроби при решении различных типов задач;
создать условия для систематизации знаний по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
Формирование универсальных учебных действий учащихся Личностные – воспитывать взаимопомощь и толерантность; воспитывать уважительное отношение к различным профессиям; формировать умение проводить объективный самоанализ деятельности
Регулятивные – учить целеполаганию, умению вносить коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок; умению осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач
Коммуникативные – формировать умения работать по заданному алгоритму, аргументировать ответ или ошибку, контролировать действие партнёра
Познавательные – воспитывать познавательный интерес к предмету; воспитывать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; владеть общим приёмом решения задач
Планируемые результаты Ученик знает правила умножения и деления десятичных дробей, применяет их на практике при выполнении заданий различного типа;
ученик умеет находить ошибки самостоятельно или с помощью, исправлять их.
Основные понятия Десятичная дробь
Чтение и запись десятичных дробей
Умножение десятичных дробей
Степень числа
Среднее арифметическое
Деление десятичных дробей
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник «Математика. 5 класс», И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович, М., Мнемозина, 2013 (§43 - 46)
Раздаточный материал
Материалы кафедры методики преподавания математики МГПУ (г. Москва)
ЭОР, созданный учителем
ЭОР http://school-collection.edu.ru/Организация пространства Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Работа в парах
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность ученика Обучающие и развивающие задания каждого этапа Диагностика
I этап
Организационный момент
Цель – активизация учащихся
(1-2 мин) Эмоционально подготавливает учащихся к усвоению материала урока;
приветствует обучающихся;
проверяет готовность учащихся к уроку;
создаёт благоприятный психологический настрой на урок.
Приветствует учителя;
показывает готовность к уроку, уважительное отношение к учителю и одноклассникам.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
-Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5». (слайд)
Смайлики настроения.
- Покажем, с каким настроением мы пришли сегодня на урок!
(Выбирают смайлики) Личностные УУД
II этап
Мотивация
Цель – создать условия для возникновения внутренней готовности включения учащихся в учебную деятельность
(1-2 мин) Обращает внимание учащихся на лист самооценки, объясняет принцип заполнения;
организует учебный процесс.
Изучает лист самооценки;
участвует в обсуждении;
формулирует ответы на поставленные учителем вопросы. - Сегодня результаты своей деятельности на уроке вы будете заносить в отдельный бланк - ЛИСТ САМОЦЕНКИ. Давайте его рассмотрим!
(Подписывают фамилии, имя, класс)
- Отметьте результат вашего выбора на этапе начало урока!
(Обводят в рамку выбранный смайлик)
- Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала?
(Повторить ранее полученные знания)
- Давайте вспомним, над какой темой мы работали в последнее время?
(Десятичные дроби)
- Чему мы научились на предыдущих уроках?
(Умножать и делить десятичные дроби, находить среднее арифметическое…)
- Откроем тетради и запишем число! Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
IIIэтап
Проверка домашнего задания
Цель - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, выявить уровень знаний учащихся
(3 мин) Организует фронтальный опрос по материалам домашнего задания; помогает учащимся провести самооценку выполненного. Участвует в обсуждении; отмечает в листе самооценки результат своего домашнего задания. - Обратимся к вашему домашнему заданию на сегодня. Задание было необычным.
(Задания раздела ОГЭ_9 класс по теме: «Действия с десятичными дробями». Минимальное требование – решить 3 задания из карточки. Учитель просит дать комментарий к домашнему заданию желающих. При возникновении затруднений, задаёт наводящие вопросы.)- Отметьте в листе самооценки количество выполненных заданий! Регулятивные УУД
Личностные УУД
Коммуникативные УУД
IV этап
Актуализация знаний
Цель – закрепить ранее изученные знания, умения и навыки
(4-5 мин) Организует выполнение кодированных заданий по карточкам;
мобилизует учащихся, которые справились раньше других к работе по теории у доски «Собери правило». Работает с информацией, представленной в виде кодированных заданий по индивидуальным карточкам;
участвует в работе по выполнению заданий;
оценивает правильность выполнения заданий по эталону, исправляет ошибки (слайд);
отмечает результат своего участия в листе самооценки.
№1. Решение кодированных заданий (письменно)
- Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично. В современном мире это понятие имеет немного другой смысл. Выполнив данное задание, вы сможете узнать слово, обозначающее род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств к существованию.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
V этап
Систематизация знаний
Цель – повторить ранее изученный теоретический материал
(3-4 мин) Организует работу по систематизации полученных теоретических знаний с включением проблемного вопроса;
включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения целей и темы урока Участвует в обсуждении;
определяет цели и формулирует тему урока;
формулирует собственное мнение и аргументирует его;
отмечает степень своего участия в листе самооценки. На второй доске обучающиеся собрали из разрозненных фраз правила, которые изучали в текущей теме. Остались лишние фразы, имеющие отношение к следующей теме «Проценты».
- Прочитайте, что у вас получилось!
(Читают определения)
- Оцените правильность ответа!
(Учащиеся класса корректируют ответы)
- Определите цель нашего урока и назовите тему!
Тема: Умножение и деление десятичных дробей. (слайд)
- Почему у вас остались лишние фрагменты?
(Не подходят к нужным правилам)
- Какой можно сделать вывод?
(Это мы ещё не изучали) Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
VI этап
Решение задач
Цель – фиксирование и коррекция индивидуального продвижения в учебном действии
(7 мин) Организует фронтальную работу по решению задач с последующей проверкой; включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов Работает с информацией, представленной в виде презентации;
участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его;
оценивает свой результат и отмечает в листе самооценки. - Разгадав шараду, вы узнаете следующий этап нашего урока:
Предлог стоит в моем начале.
В конце же – загородный дом.
А целое мы все решали
И у доски, и за столом.
- Подсказка на слайде. (слайд) (Отгадка: «задача»)
№2. Решение задач (письменно, краткая запись решения, с последующим обсуждением). (слайд)
Коля помог бабушке вскопать огород. Длина участка 4м, а его ширина 1,5м. Найдите, какую площадь вскопал Коля?
(6м2. Человек какой профессии решает подобные задачи? – агроном, строитель).
Папа у Васи работает водителем автобуса. Он проехал 15 км со скоростью 50 км/ч. Найдите, сколько времени папа Васи был в пути?
(0,3ч)
Продавец в магазине расфасовала 4,9 кг муки в 7 одинаковых пакетов. Сколько муки в каждом пакете?
(0,7 кг)
Школа заказала учебники, 540 учебников уже привезли. Сколько учебников заказала школа, если привезли в 1,5 раза меньше?
(810. Люди какой профессии решают подобные задачи? – библиотекарь) Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
VII этап
Переменка (игровое задание – открой картинку)
Цель – смена деятельности, отдых
(3 мин) Организует выполнение игрового задания на экране Участвует в коллективной деятельности (ресурс http://school-collection.edu.ru/ )Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану.
VIII этап
Выполнение заданий по алгоритму
Цель – создать условия для применения усвоенных знаний в новых обстоятельствах
(10 мин) Организует работу в парах;
выявляет места и причины затруднения;
создаёт условия для построения проекта выхода из затруднения;
корректирует выявленные затруднения. Участвует в работе по решению проблемной задачи;
осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работает в паре);
оценивает правильность выполнения заданий по эталону;
формулирует собственное мнение и аргументирует его. №3 Выполнение заданий по алгоритму (работа в парах)
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
Резерв №4. Решение уравнений (на доске и в тетрадях)
7х + 2,4 = 34,6
(у – 1,8) : 8 = 0,7
6у + 3,7 = 38,5
(2,8 + х) : 9 = 0,8 IX этап
Итог урока
Домашнее задание с комментированием
(5 мин) - Какую цель вы ставили сегодня на уроке?
- Достигли цели?
- Где в жизненной ситуации нам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке? (обсуждение)
стр. 261, работа № 8 (1-2) – обязательный уровень
составить задачу на действия
с десятичными дробями о профессиях, которые не упоминались на уроке - продвинутый уровень
Рефлексия
(4 мин) - Отметьте в листе самооценки свою работу на уроке и по окончанию урока сдайте листы учителю.
Смайлики настроения.
- Покажем, с каким настроением мы закончили урок!
(Выбирают смайлики)