Доклад по методике преподавания искусства


ДОКЛАД
на тему:
«Методические рекомендации
для преподавателей
детских художественных школ
по теме
«Портрет в живописи»
Возраст учащихся 10 – 14 лет».
Преподаватель художественного отделения Хлевенской ШИ Бочарова Е.И.
2016г.
Изображение человека посвятило свое творчество огромное количество художников. Лучшие из этих произведений отличаются передачей не только внешних особенностей , но и что очень но – внутреннего мира , характера , ума портретируемого.
Художник изображает так ,как он видит ,как чувствует , как относится к изображаемому . Портрет – один из труднейших жанров искусства. Начинающий художник должен хорошо чувствовать форму и цвет ,знать законы композиции , анатомию и перспективу , стараться уже в первых работах не просто копировать ,а творчески подходить к изображаемому.
Ученикам десятилетнего возраста и даже четырнадцатилетнего возраста сложно нарисовать портрет , даже если прикоснулись к анатомии человеческого лица . Поэтому преподаватель рекомендует тему : « Портрет в живописи » давать через формирование эмоционального восприятия .
Эмоциональное восприятие формирует личность .
Автор данной методической разработки желает преподнести ученикам урок так , чтобы ученик смог почувствовать для чего ему нужен этот урок , чтобы он пережил и осознал данную тему и вместе с учителем принёс дух творчества. Только благодаря умению преподавателя срежиссировать этот урок , который не может быть без эмоционального подъёма .
Ученик раскрепощается на уроке и эмоционального его переживает .
Эмоции , вызванные словом преподавателя , грамотно подобранное наглядное методическое – являются художественно – эстетическим оформлением урока .
Творческая атмосфера создается на уроке с помощью необходимых игр , музыки , поэзии , бесед .
Преподаватель незаметно , с помощью педагогического такта , подводит учеников к сопереживанию происходящего .
Учащиеся подготовленные эмоционально , выполняют учебно – творческую работу красиво , творчески грамотно .
Данные рекомендации служат лишь толчком в работе , они могут быть индивидуально изменены и преобразованы другими преподавателями.
Тема урока: «ПОРТРЕТ У ОТКРЫТОГО ОКНА» .
Учебная цель урока : Научить детей рисовать графическими материалами , умению сочинять композиции , передача колористического решения .
Воспитательная цель : Творчество на уроке , умение мечтать , задуматься о красоте , о природе , о человеке , что может. Быть для человека открытое окно ….
Задание к уроку для детей : Понаблюдать за собой , любишь ли ты смотреть в окно и , конечно же , принести к уроку планшет с большим форматом А – 2 , краски , кисти и др. материалы .
Для учителя : Создание творческого настроения . Имитация окна , ткань в горошек, герань , корзина с ветками зелеными и коричневыми , Заголовок , словарь художника , иллюстрации с картины художников и мольберт для совместной работы ученика и преподавателя .
Зрительный ряд : Столик с книгами и иллюстрацией художницы Б.Романовой « Сентябрь в декабре» Т.Яблонская «Вид на Флоренцию », Н. Рушева « Наташа Ростова у окна » и др .
Музыкальный ряд : Музыка « Не пробуждай воспоминания » - пластинка . Однажды мне подарили книгу - монограмму , о художнице Е. Романовой . Листая ее я неожиданно открыла для себя очень красивую картину « Сентябрь в декабре » . Меня удивила легкость восприятия , чистота ,глубокий смысл картины , хотя с виду другого человека ни чего особенного . Окно небольшого дома настежь открытое , легкий ветерок слегка колышет занавеску , желтые осенние яблоки на подоконнике , а там за окном , яблонька протягивает свои спелые плоды . Высокая трава . Все говорит о тишине , о доброте .
Вопрос к классу: « Скажите ребята ? А чувствуется в этой картине присутствие человека ? «Да» . Кто может смотреть из окна или в окно ? Давайте пофантазируем (дедушка , бабушка , больной человек. , веселый человек , студент , ребёнок ) Показываю иллюстрацию другую . Художницы Т. Яблонской . На картине изображено окно из гостиницы , где на время остановилась художница , когда находилась в творческой командировке , а вечером присела у окна да и застыла от неописуемой красоты . А себя нарисовала со спины , сидя за стулом , как бы здесь она не главное лицо . А вот там , Черепичные крыши Собора св.Петра , « синее небо » это все для нее и для нас тоже ,она нам передает свою любовь и мысль , остановиться и полюбоваться увиденной ею красотой . А что Надя Рушева ? Девочка , которая в свои 16 лет ушла из жизни . Как она относилась к открытому окну . Она посадила свою любимую героиню Наташу Ростову в легком платье на подоконник , холодного и лунного света . Зато , как горят глаза Наташи . А однажды я оформляла выставку портретов , и увидела ,что дети без заданной темы часто рисуют человека у окна . Значит ,что можно сказать . Что окно в жизни каждого человека играет большую роль . Окно всегда притягивает к себе человека . Ждет кого – то , поет , пишет стихи или прозу ( пример Лидолия Никитина - …. «работаю у окна….» ) нет – нет да и посмотришь в окно и может долго смотреть размышляя о своем . Со мной тоже окно делает чудеса . Вдруг рождаются строчки стихов : «Вы видели как с неба падает роса ?
Я наблюдала из окна .
В начале показалось – дождь , А нет роса !
Встанете в 4 часа
И полюбуйтесь , как травы
заплетают косы ,
А сверху дня красоты
Украшают бусами .
К обеду солнышко появится ,
Росинки заблестят алмазами .
Согреваются теплом и перейдут
В свой дом ….»
Словарь художника поможет Вам вспомнить с чего надо начинать рисовать . Композиция . Лилия . Ритм . Сет . Цвет .
Задание : Изобразить открытое окно и рядом человека, а как? Это вопрос Звучит музыка . Дети рисуют .
1 . «Не пробуждай воспоминания».
2 . «релюд».
3 . «Бах» .
4 . Прелюд» .
5 . «Хоруми» .
1 . Индивидуальная работа .
2 . Коллективная работа .
Предлагаю ученику , работая у мольберта работу в соавторстве . Ученик согласился , но боялся рисовать , и когда я ему сказала , помнит ли он свою бабушку , хотел ли он ее изобразить , у него сразу родилась мысль для композиции .
Работу писали : я – фон , он – портрет , я – герань цветущую на окне , он занавески в горошек ,что висели в классе .Две ученицы рисовали портрет девушки у окна. Дополняя друг друга , то в сюжете , то в линии , то в цвете. Каждый увлечен работой .
Анализ : Надо начать с самых слабых работ ,со средних и лучшими закончить обсуждение .
Итог урока : Художник и зритель едины . Оценка работ . Оценка зрителя, т. е. самих детей .
Литература:
1. В. И. Колякина «Методика организации уроков коллективного творчества» гуман. Изд. Цен. Владос Москва, 2002г.
2. Главное управление образования администрации Ульяновской области. «Управление образовательным процессом в условиях модернизации». ИПКПРО . Ульяновск 2014г.
3. А. И. Савенкова. «Детская одаренность, развитие средствами искусства». Москва, 1999г.
4. А. Сидоров, Елена Романова, М.: Советский художник альбом 1980г.
5. Е. Короткевич. Татьяна Яблонская. Живопись. М.: Советский художник. Альбом 1980г.
6. Н. А. Жикмад. Графика Нади Рушевой М. : Советский фонд культуры 1988г.
7. И. Е. Домогатская. «Современные требования к образовательному процессу в образовательных организациях сферы культуры и искусства с учётом изменений в законодательстве об образовании» .

8. « ДШИ : ресурс развития искусства и образования» Москва, 2015г.