Урок технологии как элемент формирования здорового и безопасного образа жизни.



Урок технологии как элемент формирования здорового и безопасного образа жизни.


Здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе.

Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения -
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья школьников является одной из наиглавнейших задач общества. На школу ложится большая ответственность за здоровье учащихся.
Низкий уровень здоровья школьников часто является следствием отсутствия знаний у учащихся об элементарных методах сохранения и
укрупнения здоровья, здорового образа жизни, поэтому в первую очередь должны быть созданы максимально возможные положительные условия для сохранения здоровья учеников и научить их методам сохранения и укрепления здоровья.
Критерии оценки здоровья ученика:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
б) в социальном плане - он коммуникабелен, общителен;
в) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
г) в интеллектуальном плане проявляет хорошие умственные
способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
д) в нравственном плане - честен, самокритичен.
Факторы, оказывающие самое значительное негативное влияние на состояние здоровья:
1 Недостаток физических нагрузок и движения
Не правильное питание.
Вредные привычки (никотин, алкоголь, наркотики).
Плохое состояние окружающей среды обитания.


Урок является основой образовательного процесса и напрямую зависит от учителя.
Построение урока на здоровье сберегающей основе является главным условием преодоления здоровье затратного характера школьного образования. Рациональная организация урока учителем способна решить многие проблемы
здоровья учащихся. От уровня рациональности организаций урока зависит функциональное состояние учащихся и способность к длительной и производительной деятельности. Планируя урок технологии, учитель, обязан учитывать как умственную нагрузку, так и физические компоненты (работа мышц) и соблюдать санитарно- гигиенические требования, регламентированные СанПиНами. Применение методов и методик обучения, должно быть адекватно возрастным возможностям и особенностям учеников, учитывая индивидуальные особенности развития.
Основные аспекты здоровья сбережения, соблюдение и применение которых необходимо на уроке:
Благоприятный психологический климат. Доброжелательный тон, использование игровых технологий, поговорок, афоризмов с комментариями позволяют спять эмоциональное напряжение. При этом решается несколько задач: психологическая разгрузка учащихся, получение ими развивающего материала и активизация самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, стимулируется раскрытие творческих возможностей учеников и повышение работоспособности, и как следствие более высокие результаты.
Гигиенический и психофизический комфорт в образовательном процессе. Хроническое утомление это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников, поэтому психофизический комфорт учеников на уроке это важнейшее условие предупреждения их утомления.
В кабинете технологии в обязательном порядке необходимо иметь грамотно оформленный информационный стенд, содержащий в легко доступной форме информацию о санитарно гигиенических правилах кабинета (световом режим, температурный режим, проветривание, уборка и правила поведения, в кабинете технологии), а также технике безопасности по предмету.
Основа профилактики утомления это смена вида деятельности. Чередование 4-7 видов учебной деятельности в течение урока необходимо для поддержания внимания и интереса к предмету.
Использование зрительно-пространственной активности в режиме школьного урока, снимает напряжение с глазных мышц.
Проведение не стандартных уроков на свежем воздухе дает повышение работоспособности и активизации инициативы учащихся.
Регулярное введение вопросов по здоровье сбережению и соблюдению требований техники безопасности труда в информационную часть урока ведет к пониманию школьниками сущности здорового образа жизни, и приобретению потребности в здоровом образе жизни. Формированию умения учиться, заботясь о своём здоровье.
Внедрение в обучение здоровье сберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в коллективе.

Литература:
1. Смирнов Н.К. «Здоровье сберегающие образовательные технологии психология здоровья в школе». - М.: АРКТИ, 2005 год.
2.Поляков С.Д. «Технологии воспитания»; М., 2002г
3.Л.А. Ясюкова «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников» (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005