Исследовательская работа на научно-практическую конференцию школьников

Школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Устремите ум на радость творчества»



Школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Устремите ум на радость творчества»


Секция: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА







ПРОИЗВЕДЕНИЯ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ КАК СИМВОЛ ЕДИНСТВА РУССКОГО НАРОДА













Сведения об авторе (авторах):
Григорьева Татьяна Сергеевна,
МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары,
7а класс

Научный руководитель:
Сергеев Сергей Леонидович,
учитель истории,
МБОУ «СОШ №64» г. Чебоксары



2015

Введение

Актуальность исследования. Одним из наиболее знаменательных событий русской истории времени золотоордынского ига является Куликовская битва. Именно после этой битвы началось окончательное освобождение от иноземной зависимости, и русский народ осознал свою возможность борьбы с захватчиками. Став переломным моментом во всей истории татаро-монгольской Руси, Куликовская битва заслуживает более пристального внимания и рассмотрения. Восстановить картину событий можно лишь отчасти, привлекая рукописные источники куликовского цикла, миниатюры и сравнительный материал.
В этой научной работе мы постараемся отобразить важнейшие стороны этого вопроса для отражения его значения на ход русской истории.
Цель нашей работы - исследовать, как Куликовская битва отразилась в таких литературных памятниках, как "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщине".
Для достижения поставленных целей нам необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать источники и литературу, для понимания степени изученности данного вопроса;
2. Проанализировать расстановку военно-политических сил и ход сражения.
Объект исследования в этой работе представляет собой процесс, отражающее проблематику темы Куликовская битва 1380 г. в русской литературе.
Предметом исследования данной работы являются письменные источники о Куликовской битве.
   Книгами, посвященными Куликовской битве, можно выложить целую комнату. Но почти все написанное восходит к трем первоисточникам: краткой летописной повести, поэтической "Задонщине", и риторическому "Сказание о мамаевом побоище".
Характеризуя дореволюционную историографию о Куликовской битвы, нельзя не упомянуть заслуги В. Н. Татищева, С. К. Шамбинаго, И. М. Снегирева, В. М. Ундольского, И. И. Срезневского и др.
Большое число публикаций о Куликовской битве и Дмитрии Донском, наряду с другими подобными изданиями, относятся исследования после окончания Великой Отечественной войны.
Из исследований в послевоенное время большое внимание в изучении памятников Куликовского цикла стали "Повести о Куликовской битве", подготовленном В. Ф. Ржигой и Л. А. Дмитриевым совместно с академиком М. Н. Тихомировым, где представлены тексты "Задонщины", "Сказания о Мамаевом побоище". В другом сборнике ("Слово о полку Игореве" и памятники Куликовского цикла", опубликованном в 1966 г.) помещены статьи Ю. К. Бегунова, Н. С. Демковой, Л. А. Дмитриева, Р. П. Дмитриевой, М. А. Салминой, О. В. Творогова, посвященные сравнению особенностей грамматического строя "Задонщины" и "Слова о полку Игореве", сопоставлениям - в разных отношениях - памятников Куликовского цикла и между собой, и с другими источниками, анализу исторической основы "Сказания о Мамаевом побоище" и т. д.
Трудно переоценить значение исследований, проведенных М. Н. Тихомировым в книгах "Древняя Москва" и "Средневековая Москва в XIV-XV веках".
Интенсивная работа филологов над данной проблематикой продолжается по сей день, и в нее включаются все новые и новые научные силы.
К событиям Куликовской битвы интерес в России не ослабевал со времени битвы до наших дней. Подвиг русских людей на поле Куликовом, ставший поворотным моментом в истории, увековечен в литературе и искусстве, публицистике и исторической науке.
В ходе развития нашего государства были созданы произведения, посвященные битве 1380 года, которые в исторической литературе объединяются под названием "Куликовский цикл": летописные повести о Куликовской битве, "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище".
Эти произведения, объединенные общностью темы, различны по своим литературно-художественным особенностям и полноте изложения событий. Они дают ценные, хотя и некоторой степени противоречивые сведения, но факты, излагающие события 1380 г., в основном достоверны. "Задонщина" и "Сказание о Мамаевом побоище" дают реальную картину о составе русского войска, расстановки военных сил и самом ходе сражения. Однако мы наблюдаем и расхождения, в частности, об отдельных событиях, участниках битвы, оценке заслуг действующих лиц и их поведении.
Таким образом, рассмотрев многие проблемы, стоящие перед нами при изучении этого периода, можно сделать вывод, что данная тема малоисследованная и многие вопросы в ней не нашли ответа из-за отсутствия точных сведений в письменных источниках.
Мы считаем, что Куликовское побоище было одним из самых выдающихся событий в жизни русского государства. Эта битва стала переломным этапом единения русского народа, закрепившая процесс образования централизованного государства.
В этом сражении проявились лучшие качества русских людей: стойкость, мужество, храбрость, готовность жертвовать своей жизнью ради национального освобождения народа от тяжкого иноземного бремени.

Основная часть
Формирование Русского централизованного государства способствовало развитию национальной культуры. Идея борьбы против ордынского ига все сильнее овладевает умами широких слоев населения. Основной темой литературных произведений этого периода становится проблема становления русского государства и освобождение от золотоордынского ига. Восстановить картину событий 1380 г. можно лишь отчасти, привлекая рукописные источники куликовского цикла, миниатюры и сравнительный материал.
Битве на Куликовском поле было посвящено несколько литературных произведений: «Задонщина», «Сказание о Мамаевском побоище». «Задонщина» – наиболее поэтический из этих памятников и самый близкий по времени написания к самому событию. Воинская доблесть и мужество князей характеризуются в «Задонщине» теми же стилистическими приемами, что и в «слове о полку Игореве». «Задонщина» состоит из двух частей: «жалости» и «похвалы», но, к сожалению, не дает развернутого описания событий Куликовской битвы.
«Задонщина» проникнута радостным чувством освобождения, любви к Родине, парусом победы»[1]. «Задонщина» явилась своего рода символом реставрации эпохи независимости.
Главным в «Задонщине» является лирический образ спасенной Русской земли. Центральная идея «Задонщины» - идея оплаты врагам [2]. Куликовская победа рассматривается в «Задонщине» как оплата врагам Руси за поражение, нанесённое войскам Игоря Святославича на реке Калке.
Первая часть «Задонщины» описывает сбор русского воинства, поход, битву и последующий плач по погибшим воинам княгиней и боярынями.
Вторая часть повести – это похвала русским воинам, одержавшим эпохальную победу над врагами, явившейся важным условием для осознания единения и самосознания русского народа, для свержения иноземного ига. «Похвала» – это слава мужеству и воинской доблести русского народа.
Главным в «Задонщине» является спасение Русской земли от врагов. Прославляя русское воинство, автор произведения считает, что великий поход Дмитрия Донского и его победа должна прогреметь во всех странах, так как благодаря политике московского князя, объединившего русских князей, Русь одержала эту победу.
____________________________
1. Л.Д. Громовой А.С.Курилова История русской литературы: в 2 ч. –М.: Владос-2000., – с.73.
2. Д.С. Лихачев Культура русского народа – М.: Наука. – 1961., – с. 44.
Из произведений, посвященных Куликовской битве, наиболее распространенной на Руси была не «Задонщина», а «Сказание о Мамаевом побоище». «Сказание» понятнее «Задонщины», оно последовательно, подробно и ясно рассказывает о событиях. «Сказание о Мамаевом побоище» – наиболее обширный литературный памятник о Куликовской битве, донесший до нас наиболее подробный рассказ этого сражения. Характерная особенность «Сказания» – наличие художественного вымысла, речи персонажей о происходящих событиях. В «Сказании» также отражается религиозный элемент, подчеркивающий полное единение светской и церковной властей. В «Сказании» мы узнаем много отдельных подробностей об участниках и ходе Куликовской битвы.
Многие эпизоды «Сказания» представляют собой легендарно-эпическое осмысление реальных событий. Таково, например, описание поединка русского богатыря Пересвета с татарским богатырем Челубеем. Некоторые эпизоды имеют характер «чудес» в соответствии с мировоззрением того периода времени. В «Сказании» – это повествования о чудесных видениях, небесном воинстве, о погибших врагах. Большая часть этой повести посвящена последствиям Куликовской битвы, где упоминаются имена погибших князей и количество погибших бояр русской земли. Характер перечисления участников битвы говорит о том, что данное сражение имело общенациональный масштаб.
Характерная особенность «Сказания о Мамаевом побоище» - наличие художественного вымысла, «речей» персонажей, элементов «психологизма». Автор стремится внести в повествование элемент занимательности.
«Сказание о Мамаевом побоище» это уже было полностью отошедшее от летописания с сохранением многих черт летописания»[1]. Автор – открытый сторонник объединения всех русских княжеств вокруг Москвы, он понимает, что без этого объединения нельзя окончательно свергнуть татаро-монгольского ига.
Заключение
Героический эпос XIII – XV вв. продолжил традиции устных эпических и лирических жанров. «Героический эпос передавал летописному повествованию не только исторические факты, но и черты художественного стиля».
Характерной особенностью литературы этого периода является рукописный характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников.
Другой особенностью древней литературы является анонимность, имперсональность ее произведений. Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет.
Устные предания вводили в летописное повествование народную оценку проходившей борьбы против монголо-татарского ига. Связь исторической литературы не прерывалась с устным эпосом в течение всей борьбы. Особенно оно проявлялось в моменты наибольшего подъёма национального самосознания, в их борьбе против тяжкого гнёта.
Широкое распространение получает жанр исторических сказаний, сближающий агиографический жанр с сюжетным повествованием.
Особое место занимают памятники. Куликовского цикла соединяющие в себе агиографические, фольклорные, воинско-героические сказания. Памятники литературы этого период символ единства русского народа, подняли значение Москвы.
Куликовская битва - величайшее событие в российской истории. Подвиг русских людей на поле Куликовом, ставший поворотным моментом в истории нашей Родины, увековечен в литературе и искусстве, публицистике и исторической науке.
Куликово поле тот символ возрождения Руси, которое совместными усилиями всего русского народа свергло господство золотоордынского ига в 1480 г.
___________________________
1. Н.В. Понырко Воинские повести Древней Руси. – Л.: Лениздат, 1985. – с. 14.


Библиографический список

1. Громовой Л.Д. История русской литературы / Л.Д.Громова, А.С.Курилова: в 2 ч. – М.: Владос. – 2000. – с.73.
2. Лихачев Д.С. Культура русского народа / Д.С.Лихачев. – М.: Наука. – 1961. – с. 44.
3. Понырко Н.В. Воинские повести Древней Руси / Н.В.Понырко. – Л.: Лениздат. – 1985. – с.14