Проект по теме Достопримечательности: исторические памятники Камско-Устьинского района Республики Татарстан

АНКЕТА - ЗАЯВКА
участника V Республиканского конкурса «Путешествие к истокам»

Номинация: »Лучший маршрут по видам туризма».
Раздел: Маршрут, связанный с популяризацией культурно-исторического наследия.


Дата заполнения «10» «ноября» 2014г.

Ф.И.О. участника (полностью)
Сабирова Римма Мусалимовна

Возраст 17 лет

Ф.И.О. руководителя (полностью)
Сагьдиева Голшат Галимзяновна.

Адрес места проживания участника/ учебного заведения:
422834,Республика Татарстан Камско-Устьинский муниципальный район
село Старое Казеево, улица Ленина, дом 1

Контактные телефоны, электронная почта (e-mail) 88437730489
staroe-kazeevo@yandex.ru

Сведения об участнике:

МБОУ «Старо-Казеевская СОШ» Староказеевского сельского поселения Камско- Устьинского муниципального района Республики Татарстан, 11 класс.

Название работы, краткая аннотация
«Достопримечательности: исторические памятники Камско-Устьинского района Республики Татарстан». В данном проекте дается описание туристического маршрута по объектам культурно-исторического наследия.


Выводы конкурсной комиссии



















Муниципальное бюджетное учреждение
«Старо-Казеевская средняя общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского муниципального района Республики Татарстан
Проект: «Достопримечательности: исторические памятники Камско-Устьинского района Республики Татарстан».
Выполнила: Сабирова Римма Мусалимовна - ученица 11 класса
Руководитель: Сагьдиева Голшат Галимзяновна - учитель географии.
Цели:
а) воспитывать бережное отношение к ценностям человечества;
б) воспитание чувства патриотизма через повышение осведомленности молодежи о туристских ресурсах родного края, его культурных и природных памятниках местного и республиканского значения;
в) привлечь в наш район туристов из разных регионов России;

Аудитория проекта: учащиеся, жители района, республики, туристы
Актуальность: Станет ли Камско-Устьинский район новой точкой на туристической карте?

Ожидаемые результаты и их практическая значимость:
Организация туристического маршрута по историческим памятникам, а также заповедным местам и природным заказникам для нашего района имеет большое значение. Сохранение культурно-исторического наследия - это отличный демонстрационный материал для работы по патриотическому воспитанию.

Введение.

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры». Конституция РФ, ст. 44.3

«Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего». Д.С.Лихачев

Россия богата памятниками, отразившими вехи её многовековой истории. Наше культурно-историческое наследие – это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции.
Наследие в том или ином виде существовало с тех самых пор, как существует человек. Но реальность наследия, его границы и содержание процесса наследования определялись существующими способами и формами наследования. Чем богаче и разнообразней культурный опыт народа или этноса, реализуемый в образе жизни, сохранении традиций, поддержании культурно-исторической памяти, тем более полноценно воплощается он на практике, тем более комфортной для социума и каждого человека становится его культурная среда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и передающаяся будущим как нечто ценное и почитаемое.
Объект культурного наследия  место, сооружение (творение), комплекс (ансамбль), их части, связанные с ними территории или водные объекты, другие естественные, естественно антропогенные или созданные человеком объекты независимо от состояния сохранности, которые донесли до нашего времени ценность с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или художественной точки зрения и сохранили свою подлинность;
Достопримечательность  объект культурного наследия национального или местного значения, который занесён к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Я предлагаю туристический маршрут, связанный с достопримечательностями культурно-исторического наследия Камско-Устьинского района Республики Татарстан. Этот маршрут ознакомит желающих объектами культурно-исторического наследия нашего района, его прекрасной природой, поможет в воспитании чувства патриотизма через повышение осведомленности молодежи о туристских ресурсах родного края, его культурных и природных памятниках местного и республиканского значения и развитию внутреннего и въездного туризма.

Описание туристического маршрута по историческим памятникам.

Добро пожаловать в Камско-Устьинский муниципальный район!
Официальной датой образования Камско-Устьинского района считается 30 августа 1930 года, когда он был зарегистрирован, согласно постановлению ВЦИК, на территории Татарской АССР. Территория района до 1920 г. находилась в Тетюшском уезде, с 1920 г. по 1927 г. - в Тетюшском кантоне, а в 1927-1930 гг. - в Буинском кантоне. 16 июля 1958 г. в состав Камско-Устьинского района вошла часть территории упраздненного Теньковского района. 4 января 1963 г. Камско-Устьинский район был упразднен, а его территория вошла в состав Тетюшского района. 12 января 1965 г. район вновь образован. Район граничит с Верхнеуслонским, Апастовским, Тетюшским, Спасским и Лаишевским муниципальными районами. На территории района расположены 3 поселка городского типа – пгт Камское Устье, пгт Куйбышевский Затон, пгт Тенишево и 17 сельских поселений.   Рельеф Камско – Устьинского района – возвышенная равнина (высота 170-190 метров над уровнем моря), расчлененная овражно – балочной сетью и крутым уступом, обрывающимся к урезу р. Волга. В недрах выявлены запасы гипса, доломитов, глин.   По территории района протекают реки: Волга (Куйбышевское водохранилище), Сухая Улема с притоками, Ишимка, Карамалка, Мордовская. Почвы преимущественно серые, светло – серые и темно – серые лесные, коричнево – серые и дерново – карбонатные. Лесистость 8,7 %.   
Расположенный в приметном уголке Среднего Поволжья, нынешний Камско-Устьинский район стал свидетелем и участником волнующих воображение исторических событий и процессов. Через него проходили важнейшие торговые пути между востоком и западом, югом и севером. Здесь бушевали крупнейшие социальные смуты, в том числе крестьянские войны и завоевательные походы, Гражданская война. Район пережил периодически повторяющиеся голодные годы, волны насильственной христианизации.
Благодаря стратегически выгодному географическому положению и богатым материальным ресурсам, особому положению на волжском речном пути месту слияния Волги н Камы - район прочно вошел в историю не только нашего края. Цветущие города и села Волжской Булгарии, удалая волжская вольница, «разинщина» и «пугачевщина», бурлаки и волжские матросы, артиллерийские дуэли красной и белой флотилии, освоение гидроэнергетической мощи великой реки - все это в памяти республики и района. История района - пример дружбы и сотрудничества народов. Численность населения района 16,355 тысяч чел. Городское население – 7,955 тысяч человек, сельское – 8,4 тысяч человек. Средняя плотность населения – 14 человек на 1 кв.км. Национальный состав (по переписи 2010 г.): 54,7 % - татары, 42,3 %,  - русские, 3 % - представители других национальностей.




Село Теньки, Троицкая церковь, замок Гагариных.

Мы приближаемся к селу Теньки. На берегу Волги расположилось одно из старейших поселений Казанской губернии – Теньки (Т‰мте).  Село расположено  в 45 км от пгт. Камское Устье. Когда – то здесь был Булгарский городок, от которого остались следы валов и рвы.   После падения Казанского ханства население мусульманского населения Т‰мте было либо уничтожено, либо крещено, либо изгнано. При русском господстве оно первоначально являлось дворцовым сельцом. В 1565 г. земли были пожалованы свияжскому воеводе А.И.Шеину. Александр Иванович Шеин - известный военный деятель, участник походов на Казань. Теньки и рвд других деревень в 1680 году пожалованы К.А.Нарышкину. К.А.Нарышкин был внуком двоюродного брата и троюродным племянником ПетраI.Крупный государственный деятель. Имения в Свияжском уезде передавались наследникам. Теньки и деревни в нынешнем Камско-Устьинском районе получил М.П.Нарышкин (1753-1825). Дети М.П.Нарышкина разделив подмосковные поместья, Теньковское имение не разделили. А через несколько лет уступили его князю С.С.Гагарину, видному придворному деятелю. И Нарышкины ,и Гагарины были в числе самых состоятельных помещиков России. Их владения были крупнейшими в Свияжском уезде. Наследники Сергея Сергеевича Гагарина владели теньковским имением до 1917 года.
В Теньках сохранился замок-усадьба князя С.С. Гагарина. Он известен как видный придворный деятель, служил при дворе императора, управлял царскими конюшнями, в начале XIX века получил земли и Теньковское имение от Нарышкиных. Это двухэтажное здание имеет сложную архитектурную композицию объема, в которой применены такие элементы, как эркер, восьмигранная угловая башенка, треугольные щипцы, большая терраса на опорах, массивные крыльца с навесами на витых кронштейнах.
Оконные проемы нескольких типов: арочные; прямоугольные с наличниками и без них; большие, до пола с французским балконом и совсем маленькие, почти квадратные. Пластика стены сочетает неоштукатуренные простенки и гладкие тонкого профиля детали: наличники, междуэтажные карнизные пояса, угловые лопатки, цоколь, крыльца, опоры террасы. В целом памятник архитектуры в классицистическом стиле, но из-за неоднократных перестроек здание приобрело эклектичные черты.
В центре села стоит Троицкая церковь, построенная гоф-маршалом С.Н.Нарышкиным в 1791-1796   годах, церковь переходного типа от   барокко к классицизму, напоминает скорее городскую, чем сельскую. Главный престол освящен во имя Святой Живоначальной Троицы (как и в первом храме), приделы – во имя Святителя и чудотворца Николая, во имя Равноапостольной Марии Магдалины и во имя Священномученика Симеона Персидского. Последние два придела  - в честь строителей церкви Марии и Семена Нарышкиных.(Приложение 1).
Храм Рождества Христова в деревне Буртасы
Расположена на берегу Куйбышевского водохранилища, в 34 км от пгт Камское-Устье.
       Деревня Русские Буртасы существовала уже в период Волжской Булгарии. Его название связано булгарским этнонимом Бортас. После падения Казанского ханства мусульмане деревни были вынуждены покинуть обжитые места и освоить 2 новых аула: Олы Бортас и Кече Бортас.
      Храм в деревне Буртасы был уже в первой четвери 18 века. Ныне существующий однопрестольный храм  Рождества Христова был построен в 1761 году на средства помещика Ивана Федоровича Кольцова. В 1878 году храм перестроен из холодного в теплый на средства, собранные прихожанами по инициативе священника Михаила Орлова.  В храме была древняя, вероятно 16 века, деревянная купель, переданная в 1914 году в музей Казанского церковного историко-археологического общества.
Общая композиция одноапсидного храма трапезной проста. Она имеет цельный периметр, планировочные членения на фасадах фиксируются лопатками. Из вертикальных акцентов сохранилась только невысокая двухъярусная колокольня, сооруженная над западным входом в церковь.
Первый ее ярус - широкий четверик с арочными проемами на каждой стене. Увенчана колокольня невысоким глухим граненым барабаном. Деталировкой стен храма, помимо прямоугольных наличников сложного профиля к проемам с лучковой перемычкой, являются чисто барочные Христова вензеля, выложенные кирпичом, и городковый карниз колокольни. Памятник культовой архитектуры в стиле провинциального барокко. (Приложение 2)


Село Красновидово и лавка М.А.Ромася.

Следующий объект туристического маршрута связан с именем Максима Горького.
Село основано во второй половине 17 века на землях Казанского архиерейского дома.Существует легенда, которая связана с документально зафиксированным  историческим фактом о посещении села Красновидово в 1767 году императрицей  Екатериной II. Легенда гласит о том, что именно она дала название селу за красивый вид. До 1762 года село было архиерейским, позже экономическим и государственным. Её посещению предшествовали  интересные события.
          В отличие от других поволжских сёл подавляющее большинство населения составляли православные (старообрядцев в 1908 году было 41 мужчина и 41 женщина). Приход существовал уже в конце 17 века. Первая деревянная церковь называлась Ильинской (в честь  св. Ильи.) Новая двухэтажная деревянная церковь построена в 1777 году на средства прихожан. Престолы освящены 6 и 7 октября 1779 года игуменом Раифской Пустыни Касторием. Верхний главный престол освящён в честь Богоявления Господня, нижний тёплый во имя Пророка Ильи. В храме находилась особо почитаемая древняя икона Николая Можайского, переданная в 1907 году в музей Казанского историко-археологического общества. Церковь не сохранилась. В годы коллективизации приход закрыли, здание церкви было отдано под школу, затем под клуб, где даже показывали кино.  Затем церковь была разобрана и из неё построено здание Красновидовской школы. Школа простояла до апреля 1982 года, когда пожар уничтожил пустующее здание, т.к. школа уже размещалась в новом здании с 1980 года. В настоящее время на месте бывшей церкви строится новое здание.
В Красновидово была крупная пристань. Во второй половине 19 века здесь было много стационарных точек- покупателями были бурлаки, экипажи и пассажиры судов, крестьяне, привозившие груз на пристань. Именно в такой лавке работал и А.М.Горький.
Красновидово известно тем, что там находится здание лавки М. А. Ромася, где жил М. Горький.
Одноэтажное здание построено во второй половине 19 века. Ныне в здании лавки находится дом-музей М. Горького. Памятник связан с пребыванием М. Горького в нашем крае. Находясь в Казани, он познакомился с народником М.А. Ромасем (1860-1920), который предложил А.М. Пешкову отправиться с ним в с. Красновидово. Сам М.А. Ромась переехал в село под видом лавочника летом 1887 г. В Красновидове М.Горький занимался самообразованием. В эти же годы к М.А. Ромасю нелегально приезжал В.Г. Короленко, знакомый с ним по якутской ссылке.(Приложение 3).

Юрьевская пещера.
Следующий объект хотя и не относится к культурно-историческому наследию, но не ознакомится с ним невозможно. Это единственная посещаемая пещера в РТ.
Ни одна форма земной поверхности так не привлекает к себе внимания людей, как пещеры. Эти темные отверстия, часто скрытые от взоров зарослями зеленых кустарников, ведущие неизвестно куда, рождали о себе сказания, поверья местного населения, суеверный страх и в то же время известный интерес.
Юрьевская пещера  - одна из известнейших пещер в Республике Татарстан. Расположена в Камско – Устьинском муниципальном районе недалеко от населенного пункта Тенишево. С 1986 года объявлена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] регионального значения.

История исследования
Пещера впервые исследована [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в 1953 году. Размеры пещеры составили: длина  20 метров; площадь  58 мІ. В мае 1971 года новички Казанской спелеосекции при посещении пещеры разобрали нагромождение камней и смогли проникнуть в новую часть длиной более 360 метров. В 20082009 годах спелеологами НГСС (Набережные Челны), при участии Ассоциации спелеологов Урала произведена пересъемка всех известных частей пещеры. Размеры ее достигли 507 м. В 2010 году в результате раскопок спелеологам казанской секции удалось выйти в новый крупный участок пещеры. Юрьевская пещера самая протяженная естественная пещера Среднего Поволжья (вторая по длине в Поволжье). Длина пещеры по данным на сентябрь2010 г. составила 990м.). По данным на февраль 2011, длина пещеры 1005 м, площадь 3500 мІ, объем более 13000 кубических метров.
Туризм
Юрьевская пещера - единственная в Татарстане, доступная для посещения туристами. Вход в пещеру находится в нижней части висячего оврага, устье которого обрывается в крутом правом склоне долины Волги, достигающем высоты 30 м. Вход расположен на высоте 40 м над современным уровнем Куйбышевского водохранилища  и в 120  м от берега. Юрьевская пещера находится в шести километрах от поселка Камское Устье, на территории Камско-Устьинского гипсового рудника. Открыта карстоведом А.В. Ступишиным в 1967 году.
Юрьевская пещера - единственная в Татарстане, появившаяся естественным путем и доступная для человека. Она очень молодая - ей не более 10 тысяч лет. Тем не менее зато самая протяженная пещера Поволжья, созданная естественными процессами: лаз в гипсово-доломитовые подземелья возник под воздействием талых вод, стекающих на дно оврага. Карстовые полости возникли на контакте доломитовой кровли с гипсами в результате выщелачивания гипсовой залежи. В левом склоне оврага имеется пещерный грот размером 5,5x5 м при высоте доломитового потолка до 2 м. Вход в грот имеет форму арки. В правом склоне пещера разевается по поперечной трещине и представляет собой тоннель, напоминающий гипсовые коридоры в Сюкеевских пещерах. Продвижение по этому пещерному коридору возможно на глубину 15 м, причем высота коридора - в рост человека. ширина - до двух метров. Пол покрыт обломками доломита, обрушившегося со свода. Юрьевская пещера находится в активной стадии развития, и последующие обрушения доломитовых плит в своде неизбежно повлекут разрушение пещерных форм. Таким образом, Юрьевскую пещеру следует отнести к пещерам, созданным деятельностью временных овражных потоков при активном участии гравитационных процессов в зоне аэрации.
Длина Юрьевской пещеры 410 метров, площадь - 2050 кв. м, объем - 12 500 куб. м. Чтобы попасть в нее, нужно спуститься в овраг по крутому глинистому склону. Вход в пещеру представляет собой провальный грот шириной 7 и высотой 2 метра. Дальше следует узкий коридор (ширина не более метра). По этому коридору попадаешь в гипсовый зал длиной 25 и шириной 3 метра. Воистину природа - самый талантливый художник. Картина подземного убранства пленяет. На стенах поблескивают красноватые и кремовые натеки, мерцают крошечные сталактиты, а потолок похож на ночное небо, усыпанное звездами. На самом деле это капли воды. Чтобы попасть в грот Красный - одно из красивейших мест Юрьевской пещеры, получившее свое название за красноватые натеки, - нужно протиснуться сквозь узкий лаз Камбала. Даже не протиснуться - проползти на животе, а потом перенести себя вперед, упершись руками и ногами в стены. Если этого не сделать, полетишь головой вниз в глубокий колодец. Глубина колодцев в Юрьевской пещере 8-10 метров.
Следующий на очереди - грот Дождей. Он назван так за сильный капеж, а главная его достопримечательность - полуметровый красный сталагмит. Чтобы взглянуть на природное чудо, нужно проникнуть в грот, поднявшись вверх по вертикальной стене высотой 4 метра. Это самая активно развивающаяся часть пещеры.
Юрьевская пещера - единственный в Татарстане подземный памятник природы.
В окрестностях пещеры на обрывистом берегу Волги находятся недействующие гипсовые выработки, доступные для посещения туристам. (Приложение 4)





 
                    
ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА КАМСКОЕ УСТЬЕ (КАМА ТАМАГЫ)
Районный центр расположен на Волге. Село было волостным центром Тетюшского уезда. Уже с XVII в. село называлось Богородским, но название Камкое Устье тоже было в употреблении.
Село основано в начале XVII в. на землях, принадлежавших Казанскому архиерейскому дому. Первоначально представляло собой небольшой рыбацкий поселок, где жили не крестьяне, а монастырские слуги. К середине XVII в. постепенно превращается в большое земледельческое и торговое село. После секуляризации в 1763 г. стало экономическим, с 1843 - государственным.
Хозяйство: Первоначальным занятием жителей было рыболовство, ловля организовывалась служащими Казанского архиерейского дома. В 1646 г. в Богородском был приказчик, живший во дворе, принадлежавшем архиерейскому дому, гам же жили временно нанятые рабочие. Профессиональными рыбаками были жившие в селе рыбные ловцы. Рыбная ловля велась архиерейским домом вплоть до секуляризации.Однако в XIX веке рыболовство уже не играло серьезной роли в экономике села, крестьяне ловили рыбу только для себя.
В XVIII-XIX вв. в пользовании крестьян находилось 2328 десятин земли. Земля считалась довольно плохой и не могла прокормить крестьян. Значительная часть крестьян вообще не занималась полевым земледелием. Большую роль в хозяйстве играло садоводство. Точного времени разведения садов установить не удалось, но уже в 1745 г. здесь были большие сады казанского архиерейского дома - два яблоневых и один хмелевой. В 1891 г. садов было 238 десятин, садоводством занимались 180 хозяйств (половина жителей).
Огромную роль в экономике села играло обслуживание речного транспорта и связанные с промыслы. В Богородском была очень большая пристань. Так в 1859 г. с нее отгружено пуда ржаной муки, 18160 пудов ржи, 18568 пудов льняного семени, 72296 пудов железа, пудов металлических изделий. В 1897 г. отпущено 500000 пудов грузов.
Кроме того, у Богородского множество судов и барж подвергались починке. В середине ~ в. в отдельные дни мая и июня здесь одновременно находилось до двухсот судов.
После спада половодья в конце весны и начале лета Волга у Богородского сильно мелела и суда приходилось разгружать. Сезон массовых погрузочно-разгрузочных и ремонтных продолжался, обычно, с начала мая до середины июня. В середине XIX в. в отдельные в Богородском находились до 10000 пришедших на заработки крестьян, что доставляло доход жителям Богородского. Одних пекарен в это время работало более 20. В 1859 г. пришедшие купили в селе пудов муки, 3000 пудов мяса и солонины, 4000 пудов круп, множество других продуктов.
Богородское было достаточно крупным торговым центром. С XVIII в. в селе были базары по субботам, в середине и второй половине XIX в. на них торговали, в основном, зерном. В конце XIX - начале XX вв. в селе было 22 постоянно действоваших лавки, в которых торговали бакалеей, мануфактурой и т.д.
Обилие промыслов объясняет тот факт, что при плохой земле уровень жизни в Богородском по местным меркам считался довольно высоким, в отличие от большинства приволжских сел и деревень богородские крестьяне почти не занимались бурлачеством.
Храм: В отличие от многих других приволжских сел подавляющее большинство населения приналежало к официальной церкви. Старобрядцев в 1909 г. было лишь 20 мужчин и 20 женщин.Деревянная Богородице-Рождественская церковь была в селе уже в 1630-е гг. Она и дала название селу. На месте первой церкви позже была выстроена часовня, существовавшая еще в 1920-е гт.
Каменный храм построен в 1802 г. на средства прихожан. Главный престол освящен во имя Рождества пресвятой Богородицы, правый придел - во имя Петра и Павла, левый - во имя Чудотворной иконы Казанской Божьей Матери.
Храмовая икона Казанской Божьей Матери, написанная, вероятно, в XVII веке, неофициально почиталась как чудотворная - в начале XIX в. молебны перед ней спасли село от эпидемии холеры. 8 июля и 22 октября, в дни празднования Казанской Божьей Матери проводились крестные ходы и в село сходились богомольцы со всего Тетюшского уезда.
В селе было 2 часовни. Деревянная часовня, построенная в 1802 г. на месте старой церкви, в 1888 г. на средства крестьянина Петра Ивановича Силантьева была перестроена в каменную в память избавления Александра III с семейством от катастрофы. На базаре в 1890 г. на средства крестьянина Григория Яковлевича Горелова была построена каменная часовня в честь избавления наследника Николая Александровича от руки злодея в Японии.
В феврале 1930 года были организованы собрания водников, грузчиков, медиков. На расширенном заседании сельсовета было принято решение о закрытии храма. Церковь была закрыта 26 февраля 1930 года.
     21 сентября 2005 года состоялось открытие Храма Пресвятой богородицы. 7 колоколов общей массой 500 кг, отлитые в Минске фирмой «Отменное литье», были установлены  на церкви.(Приложение 5).

Святой источник Михаила Убиенного

Недалеко от Мордовских Каратаев, в живописнейшем уголке расположен святой источник Михаила Убиенного, вода в котором, по народным поверьям, обладает  исцеляющим свойством. Здесь каждый год 8 июня отмечается День святого Михаила. В этот день многие жители приходят к часовне Михаила Убиенного и проводят молебны. Одна из легенд гласит: однажды расположился близ тех мест цыганский табор. И был в нем неземной красоты юноша – цыган по имени Михаил. Все женщины в этих местах влюблялись в него, что приводило в ярость мужчин из окрестных деревень. И, сговорившись, они убили его. Умирая, Михаил  сказал: «В том месте, где меня похоронят, пусть не будет ни бурь, ни гроз, а быть здесь земле плодородной и благодатной». Невзгоды и горести  с тех пор обходили эти места стороной. Многие женщины приносят сюда платки, национальные полотенца. Здесь же в нескольких местах протекает целебный святой источник. (Приложение 6)

Мечеть в деревне Малые Кармалы

Самостоятельный мусульманский приход деревни Малые Кармалы Тетюшского уезда Казанской губернии образовался в 1853 году, выделившись из махаллы деревни Старые Кармалы того же уезда.  Первая деревянная мечеть здесь была выстроена в 1869 году. В Малых Кармалах сохранилась мечеть, построенная в 1910 году на средства казанского купца второй гильдии А.И. Арсланова. Культовое сооружение относится к типу мечетей с минаретом над входом. Прямоугольный одноэтажный объем мечети включает два молельных зала и вестибюль. Здание срублено из сосновых бревен и установлено на кирпичный фундамент. Карниз и фриз горизонтально обшиты профилированными досками. Окна обрамлены простым наличником со щипцовым изломом карниза. На северной стене основного объема мечети установлен минарет. Над крышей фрагментарно выступает четверик, на котором установлен каркас восьмерика, горизонтально обшитый досками. Разделительные профилированные карнизы акцентируют беседку-шарафэ для муэдзина. Высокий восьмигранный шатер венчает минарет. Памятник культовой архитектуры с редким для сельских мечетей положением минарета над входом.
Мечеть закрылась 11.11.1931 года и была отдана под школу. Минарет мечети сохранился до сегодняшних дней.   
 Ныне мечеть вновь  принимает верующих. (Приложение 7).








Зеленая стоянка (отдых) у озера Байкуль.

Озеро Байкуль (Карамальское озеро) расположено в 1,2 км к юго-западу от села Малые Карамалы. Площадь водного зеркала - 3,28 га. Объем - 98,4 тыс. м3. Длина - 340 м,
максимальная ширина - 130 м, средняя глубина - 3 м, максимальная глубина - 5,9 м. Имеет карстовое происхождение, форма овальная. Имеет устойчивое подземное питание. Вода слабоминерализованная (146,2 мг/л), очень мягкая (жесткость 1,46 мг-экв/л), мутная, желтого цвета, без запаха, гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая. Памятник природы РТ с 1978 г.

Архангельская церковь
  В Архангельских Клярах находится Архангельская церковь. Однопрестольный храм построен в 1775 году. В 1856 г. помещица Соколова реконструировала здание церкви, а в 191.2 церковь вновь была построена и расширена по проекту архитектора С.В. Бечко-Друзина.
Относится к типу построек с осевой композицией. Вытянутый объем включает в себя паперть, небольшие хозяйственные помещения, трапезную и собственно храм. Над папертью возвышается двухъярусная, квадратная в плане колокольня срубной конструкции (завершение утрачено). Вход в церковь расположен на западном фасаде. Расположение колокольни над входом обусловило трапециевидный характер фронтона. Центральный объем имеет характерную для церквей 18 века центричную композицию. Над квадратным в плане четвериком возвышается два восьмерика. При- чем нижний восьмерик по ширине равен четверику. Два восьмерика, уменьшающиеся по размерам, крытые пологими шатрами и увенчанные шаровидной головкой на восьмигранном барабане, поставлены на двусветный четверик. С восточной стороны к церкви примыкает пятигранная апсида под трехскатной крышей, углы которой нависают над скошенными гранями. Церковь срублена из сосновых бревен «в лапу» и горизонтально обшита досками. Сруб поставлен на белокаменный фундамент. Памятник культуры архитектуры с барочной центричной композицией храмового объема и колокольней в классицистических формах.

Святодуховская церковь

В Чернышевке находится Святодуховская церковь, построенная в 1859 г. на средства помещицы А.С. Левашевой. Основной объем храма решен по типу восьмерика, увенчан- ногой большим луковидным куполом на четверике со щипцовыми завершениями сторон. Соответственно, с востока и с запада к четверику примыкают одинаковой высоты полукруглая апсида и прямоугольная трапезная, освещенные арочными окнами с барочными наличниками. Крыши их утрачены. Пристроенная к трапезной с запада трехъярусная колокольня завершена высоким шатром. Нижний четверик несет одинаковые по размерам восьмерики, грани последнего из которых завершаются кокошниками и прорезаны высокими арочными проемами по сторонам света. Арочные входы северного и южного фасадов храма вписаны в перспективные порталы с килевидным завершением. Памятник культовой архитектуры в стиле эклектики псевдорусского направления. (Приложение 8).

На этом наш маршрут по историческим и культурным объектам нашего района заканчивается. Добро пожаловать в Камско-Устьинский район!








Приложение 1.

Троицкая церковь в селе Теньки


Замок-усадьба князя С.С.Гагарина в Теньках
Приложение 2.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Храм Рождества Христова в деревне Буртасы

Приложение 3.














Музей М.Горького в селе Красновидово
Приложение 4
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Юрьевская пещера.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]      [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]     [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Заброшенные шахты.






Приложение 5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Церковь Пресвятой Богородицы в пгт.  Камское Устье.














Приложение 6.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Святой Источник Михаила Убиенного












Окрестности святого источника

Приложение 7.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Мечеть в деревне Малые Кармалы














Приложение 8.



Святодуховская церковь.

Литература:
МУ «Информационно – методический центр» Камско – Устьинского муниципального района РТ. Книга «Тайны Родного края», часть 1, 2010 год;
И.Г.Давлетшин, С.Р.Давлетшина «География Камско – Устьинского муниципального района» , Школа, Казань, 2007 год;
Х.Ф. Бадрутдинов «Камское – Устье – жемчужина природы», Казань, 2006 год;
Фотоматериалы из сайта «Портал муниципальных образований РТ» - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]