Проект на тему: Конституция России — путь к правовому государству. 9 класс


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
ГО Богданович
Проект:
Тема:"Конституция России - путь к правовому государству"
Руководитель проекта:
Анкина Наталья Сергеевна,
учитель истории и обществознания
муниципального казённого
образовательного учреждения
Ильинской средней
общеобразовательной школы
ГО Богданович 2013г.
Аннотация проекта.
Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие Конституции, в общем и целом, всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране.
Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.
Данный проект направлен на изучение понятия "правовое государство" и должен ответить на вопросы: "Является ли, Россия правовым государством?" и Какие права закрепляет Конституция РФ? Проект предусматривает изучение этапов конституционного развития России, сущность и признаки правового государства и опрос учеников и учителей школы, чтобы выяснить знания о Конституции РФ.
Цель :
способствовать ознакомлению школьников и всех желающих с Конституцией РФ и понятием "правовое государство" в интересной и доступной форме, формирование правового сознания и гражданской активности.
Задачи:
установить уровень знания понятия "правовое государство" среди учащихся и считают ли они Россию правовым государством, соотнести полученные данные.
Объект :
учащиеся 7-10 х классов Ильинской СОШ
Гипотеза:
можно провести интересную викторину среди учащихся, позволяющее в доступной и увлекательной форме изучать Конституцию России и определить сущность правового государства, что способствует повышению уровня знаний Основного закона, правовой культуры.
План :
1. Сбор и изучение материалов для проведения викторины.
2. Проведение викторины.
3. Проведение анкетирования среди учеников школы.
4. Выполнение технической части проекта.
5. Оформление работы и подготовка к ее защите.
Этапы работы:
1-й этап - подготовительный- сбор и изучение дополнительного материала, подготовка викторины, вопросов для анкетирования.
2-й этап - практическая работа по направлениям : проведение викторины среди учащихся 7-10 классов и анкетирование учащихся 7-10-х классов нашей школы, изучавших Основной закон на классных часах и на уроке обществознания, а также не изучавших его.
3-й этап – заключительный - анализ полученных результатов, значимость данного проекта для повышения уровня знаний Конституции Российской Федерации и формирования активной жизненной позиции, т.е. в целом для повышения уровня гражданско-правовой культуры.
Оценка результатов.
Проведение викторины на тему "Конституция России - путь к правовому государству" показала, что учащиеся 9 и 10 классов знают свои права и обязанности, которые закреплены в основном законе. Учащиеся 7 и 8 классов затруднялись с ответом на вопрос что такое "правовое государство". Это объясняется тем что данную тему они еще не изучили на уроках обществознания в отличие от 9 и 10 классов. Таким образом, викторина показала, не все учащиеся Ильинской СОШ знают основные статьи Конституции и дату ее принятия. Поэтому мною планируется проведение игр и занятий на изучение основных статей Конституции.
После проведения викторины я провела опрос учащихся по следующим вопросам: "Что такое правовое государство ?" и "Является ли Россия правовым государством?"
Опрос показал, что большинство учащихся - около 55% - дали более полное и правильное определение "правовому государству".
Правильный ответ дали те ребята, которые изучали Конституцию РФ на уроках обществознания или самостоятельно, а также использовали те знания, которые они получили в результате проведенной викторины.
35% опрошенных дали не полное и не точное определение, но основной смысл термина раскрыли. К этой группе относятся учащиеся 7 и 8 класса, так как по программе обществознания они не встречались с данным определением.
И 5 % опрошенных не дали ответа.
100% опрошенных ответили, что Россия является правовым государством и это закреплено в Ст.1 Конституции РФ
Я провела опрос, в нашей школе, для того чтобы узнать уровень знания Конституции РФ среди учеников. Были опрошены две группы учеников: первые, изучавшие Конституцию РФ по учебному курсу обществознания; вторые, не изучавшие ее.
Заключение.
Таким образом, при реализации своего проекта я пришла к выводу, что
правовое государство обеспечивает:1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.2. Реальность прав личности, создание условий для ее свободногоразвития.3. Взаимную ответственность государства и личности4. Прочный режим законности и стабильности правового порядка. Для того чтобы научиться жить по праву, конечно, не обязательно знать все законы. Но без знания Конституции, которая определяет дух всех законов и их предназначение, невозможно стать свободными и ответственными гражданами своей страны.
" Какие знания прав человека вам могут пригодиться в повседневной жизни?
Знаете ли вы, в каком основном документе нашей страны они закреплены?
Когда был принят этот документ?
Знакомы ли мы с его содержанием? "
Это темы для проведения микроисследований, которые я планирую реализовать в моей школе в этом учебном году. Это будут и анкетирование, и обучающие мастер-классы, и викторины.
В заключении хочется отметить, что в понятии правового государстваконцентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процесседлительного развития государственно-организованного общества. ДляРоссии, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кромепостроения и развития правового государства.
Приложение.
Вопросы для учащихся.
Вопросы Ответы.
1.Что такое правовое государство? 2. Является ли Россия правовым государством? Викторина:
(Слайд 1) 12 декабря — день Конституции России
12 декабря Россия отмечает День Конституции. И хотя с 12 декабря 2005 года он стал обычным рабочим днем, это не умаляет значения даты. 19 лет назад на общероссийском референдуме была принята Конституция, определившая новый облик страны. Она установила четкое разделение властей, легитимный механизм их смены, скрепила Федерацию и раздвинула россиянам горизонты прав и свобод, стала, по сути, первым в истории страны основным законом прямого действия.
(Слайд 2)
1. Какой по счёту в нашей стране является действующая Конституция:
а) третьей
«б) пятой
в) первой
(Слайд 3)
2. День Конституции как праздничный (нерабочий) отмечался по решению:
«а) И.В.Сталина
б) Л.И.Брежнева
в) В.В.Путина
(Слайд 4)
3. Действующая Конституция РФ была принята:
а) 13 декабря 1992 года
б) 15 марта 1993 года
«в) 12 декабря 1993 года
(Слайд 5)
4. Какая форма правления в Российской Федерации:
а) Президентская
б) Парламентская
«в) Республиканская (РФ – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. – Ст. 1.) (Слайд 6)
5.Гарантом Конституции РФ является:
«а) Президент РФ
б) Государственная дума РФ
в) Совет Федерации
(Слайд 7)
6. Какими правами по Конституции РФ обладает человек с момента рождения?
а) Право на благоприятную окружающую среду
«б) Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
в) На получение паспорта гражданина РФ
(Слайд 8)
7. Структура Конституции РФ состоит из:
а) преамбулы и 9 глав
б) 9 глав
«в) преамбулы, 9 глав и раздела «Заключительные и переходные положения»
(Слайд 9)
8. Из данных слов составьте предложение
правам, Конституция РФ, большую, человека, гражданина, часть, и, уделяет, своих, свободам, положений, и. (Большую часть своих положений Конституция РФ уделяет правам и свободам гражданина и человека.)
(Слайд 10)
9. Кому, согласно Конституции, принадлежит власть в России?
а) МВД
б) Президенту
в) всем перечисленным
«г) народу (носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ)
(Слайд 11)
10. Что в нашей Конституции прописано, как высшая ценность?
а) демократия
б) конституционный строй
в) целостность государства
«г) права и свободы Человека
(Слайд 12)
11. Конституция РФ четко формулирует, что высшим непосредственным выражением власти народа являются: первое – свободные выборы, а что же второе?
«а) референдум
б) забастовка
в) право на владение оружием
г) свержение власти
(Слайд 13)
12. Какая религия, согласно Конституции РФ, является государственной в России?
а) христианство
б) христианство и мусульманство
«в) никакая
г) христианство, мусульманство и религии малых народов России
(Слайд 14)
13. На тридцатый день после своего избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, а кто же, согласно Конституции РФ, должен открыть это заседание?
а) президент
б) председатель ГД
»в) определяется по жребию
г) старший по возрасту депутат
(Слайд 15)
14. Кем, следуя Конституции, не является Президент РФ?
«а) главой исполнительной власти
б) гарантом Конституции
в) главой государства
«г) верховным главнокомандующим
(Слайд 16)
15. Какой из видов субъектов федерации, входящих в состав РФ, обладает собственной Конституцией, наряду с Конституцией РФ?
«а) республики (республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального назначения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство) б) края
в) автономные округа
г) города федерального значения