Научная статья Школьная форма


Введение
Нужна ли школьная форма? Этим вопросом задаются тысячи детей, родителей и педагогов в разных странах мира. Почему вопрос введения обязательной единой школьной формы стал таким актуальным? Почему общество не может прийти к единому мнению? Нам думается, что причина кроется в противоречии между стремлением к коллективному единству и возможностью самовыражения. 
Сколько споров и разных мнений сейчас у нас. Одни считают, что школьная форма необходима. Другие придерживаются мнения, что она вредит гармоничному развитию личности. Есть люди, которые считают, что школьная форма – изобретение советского руководства и пережиток советской эпохи. Оставим эмоции и обратимся к фактам, реабилитируя школьную форму и даже выступая в ее защиту.
В своей исследовательской работе мы попытаемся доказать, что школьная форма - это не только дисциплина, но и эстетика, удобство и красота.
Цель проекта: экономить бюджет введение школьной формы
Задачи:
Изучить историю появления школьной формы
Выявить преимущества и недостатки школьной формы
Провести опрос среди учащихся и их родителей о целесообразности введения школьной формы.
Проанализировать полученные данные с целью выявления предпочтений среди учащихся и их родителей.

Разработать свою модель бюджетного варианта , чтобы было экономично, красиво и безопасно



1. Основная часть.
1.1 История создания школьной формы в России.
Еще
1834 год – в России впервые вводится школьная форма во всех учебных заведениях. Форма состояла из фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом. Костюм гимназиста отличал подростка от тех детей, которые не учились, или не могли позволить себе учиться. Форма гимназистов была сословным признаком, потому что учились в гимназиях лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников. 1896 год - утверждено положение о гимнастической форме для девушек: коричневое шерстяное платье с белым воротником, фартук черного и белого цвета. Но цветовая гамма была разной у каждого учебного заведения: например, из воспоминания выпускницы 1909 г. гимназия № 36 Валентиной Савицкой, мы знаем, что цвет ткани платьев у гимназисток был разным, в зависимости от возраста: у младших он был темно-синим, для 12-14-летних – почти цвет морской волны, а у выпускниц – коричневый. А Воспитанницам знаменитого Смольного института предписывалось ношение платьев других цветов, в зависимости от возраста воспитанниц. Для воспитанниц 6 - 9 лет - коричневый (кофейный), 9 - 12 лет - голубой, 12 - 15 лет - серый и 15 - 18 лет - белый.
До 1917 года менялся только фасон формы.
1918 год – был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.
1949 год – вводится единая школьная форма. Мальчики обязаны были носить военные гимнастерки с воротничком стоечкой, а девочки - коричневые шерстяные платья с черным передником.
                 
1962 году гимнастёрки поменяли на серые шерстяные костюмы на четырех пуговицах, но милитаризированного вида они не потеряли. Важными аксессуарами была фуражка с кокардой и ремень с бляхой. Строго регламентировались причёски - под машинку, как в армии. А форма девочек осталась старая.

В 1973 году произошла новая реформа школьной формы. Появилась новая форма для мальчиков: это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и все теми же двумя карманами с клапанами на груди.   Для девочек опять ничего не поменялось и тогда мамы-рукодельницы шили своим красавицам черные фартуки из тонкой шерсти, а белые из шелка и батиста, украшая кружевами.

1976 год – введена новая форма у мальчиков: брючный костюм синего цвета, для девочек с 8 класса юбка и жакет из полушерстяной ткани. До восьмого класса форма осталась прежней.
1984 год – для девочек введен костюм тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками, пиджака с накладными карманами и жилетки.

 1988 год – некоторым школам в порядке эксперимента разрешили отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 год – отмена школьной формы во всех школах РФ.
1999 год – отдельные субъекты РФ принимают местные нормативы о введении обязательной школьной формы.
  Вот уже больше десяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят кто во что горазд: в джинсах, футболках и спортивных костюмах.  Все родители, конечно же, прекрасно помнят свои школьные годы, синие костюмы-двойки у мальчиков, чопорные коричневые платья с белыми манжетами, черные и белые фартуки у девочек. Хорошо помнится, что обязанность носить школьную форму «советского образца» восторга среди учащихся не вызывала. Это история нашей Родины, и мы видим, что вопрос введения в школы «школьной формы» всегда был тесно связан с политической ситуацией в нашей стране.  1.2 Школьная форма в других странах 
Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма - эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.           В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.           В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой - вот что предпочитают ученики американских школ.            В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.  
1.3 Школьная форма за и против
1.3.1 Форма и дисциплина
Дисциплина – это не то явление, когда дети ходят строем и хором славят партию, как представляется многим. Дисциплина – это соблюдение определенных правил, принятых в определенной организации, даже и негласных. Школа – прежде всего учебное заведение, и говорить о полной анархии самовыражения в школьных стенах очень недальновидно. Есть какие-то абсолютные правила: приходить в определенное время, во время урока сидеть за партой, вежливо обращаться к учителю, работать над заданиями. Все их соблюдают, и никому не приходит в голову возмущаться таким насилием.
Школьная форма в глазах общественности почему-то из этого ряда выпадает. Как необязательный элемент: кажется, что и в форме, и в “штатском” дети соблюдают те же правила. Это верно, однако школьник, который в одной и той же одежде сидит в классе, играет в футбол, гуляет с собакой, идет в кино, словом, занимается повседневными своими делами, перестает воспринимать школу как особое место. И тогда правила, установленные в ее стенах, начинают представляться обузой. Человек их, естественно, соблюдает, но это соблюдение приносит внутренний дискомфорт.
Что происходит, когда школьник надевает форму? Появляется ощущение отстраненности от жизни внешкольной, учеба выходит из ряда обыденных дел, развлечений, занятий и становится делом особенным, солидным и ответственным. И появляется настрой на следование правилам, потому что школа – такое место, где правила и должны работать, не вызывая внутреннего бунта.
Здесь можно столкнуться с мнением, что для этого не обязательно вводить школьную форму, достаточно лишь какого-то общего единообразия. В самом деле, если у ребенка в гардеробе будет более-менее строгий классический костюм “для школы” – свою дисциплинарную функцию он выполнит, никак не повлияв на детское чувство вкуса, кошелек родителей и способность тех и других самовыражаться. Можно ограничить цветовую гамму и длину юбок, а цвет, фасон, покрой, материал оставить на усмотрение родителей и самих учеников. Это было бы справедливо, если бы форма была призвана работать только на дисциплину, но ее функциональное назначение гораздо шире.
1.3.2 Форма и социальное равенство

Любимый аргумент сторонников школьной формы – воспоминания о том, как в советское время все ученики были равны, а в одном классе учились дети министров и уборщиц, ничем друг от друга формально не отличаясь. На самом деле это, конечно, миф, явленный нам измененной памятью. Дети высокопоставленных лиц учились всегда отдельно, а если кто и оказывался в обычной школе, то от остальных все же отличался. Сама по себе форма социально детей не уравнивает, и в этом антагонисты совершенно правы: гаджеты, аксессуары, бижутерия, машины и наличные деньги сделают свое дело, даже если дети одеты одинаково.
Школьная форма лишь исключает один элемент из этого ряда критериев статуса. Здесь как раз на руку играет форма из одного материала и стандартной модели: меньше повода для эмоций. Правда, оптимальным решением должен стать все же выбор между схожими внешне фасонами, которые рассчитаны на принципиально разные типы фигуры. Дети разные, как и взрослые, и заставлять их носить одежду, которая в силу ряда причин им не подходит, было бы глупо.
Кроме того, одинаково одетые школьники получают относительно равные возможности для самоутверждения, ощущая статусное превосходство товарищей лишь в момент навязчивой демонстрации этого превосходства. Пока сосед по парте не достал новый смартфон или игровую консоль – он равен тебе. Когда появляется возможность продемонстрировать свое превосходство посредством внешнего вида – она эксплуатируется максимально полно: и просто, и эффект перманентный, а ощущение равенства не появляется вовсе
1.3.3 Форма и учебный процесс

Вроде бы школьная форма и процесс получения знаний никак не связаны, и в задачи учителя не входит ни воспитание вкуса, ни контролирование внешнего вида, ни отслеживание морального облика ученика. Главное – чтобы дети учились и не мешали делать то же другим, а в джинсах ли они будут сидеть за партами, в спортивных костюмах или классике – дело десятое.
На самом деле одежда ярких расцветок и броских фасонов отвлекает от занятий. Наш зрительный аппарат устроен таким образом, что внимание привлекает нечто отличное от общего фона, даже не обязательно красный свитер среди серых пиджаков. С тем же успехом взгляд зацепится за спокойный голубой среди зеленого. Когда внимание невольно рассредотачивается между текстом, яркими пятнами одежды, посторонними звуками, удержать мысль довольно сложно, тем более что она так и норовит упорхнуть сама. Пестрота вокруг и разнообразие форм хороши для отдыха, в коллективной работе же единообразие может быть только благом для центральной нервной системы и органов чувств: мозг не должен перегружаться информацией, поступающей одновременно и относящейся к разным категориям и разрядам. Кроме школьников, в учебный процесс вовлечен и учитель. Представьте, каково это: изо дня в день много часов смотреть на пестроту, пытаясь сосредоточиться на уроке. Заболят и глаза, и голова, к концу дня не останется сил, ибо к раздражителю цветовому постоянно добавляются и другие. А чему научит постоянно уставший учитель?
Помимо отвлечения безусловного внимания, одежда отвлекает и условное. Глубокое декольте старшеклассницы способно заставить забыть основы арифметики не только одноклассников, но и учителя. Обсуждение внешнего вида и связанных с этим психологических характеристик человека становится важной частью школьного быта, тем более что и учителя порой не в силах удержаться от замечаний. Мощный отвлекающий фактор на учебный процесс оказывает негативное влияние, а если таких факторов тридцать?
Справедливости ради стоит сказать, что не только яркие, дорогие и открытые наряды нарушают спокойствие класса, но и просто чем-то отличающиеся и вызывающие любопытство. Так, в смешанных школах женские хиджабы – предмет постоянного внимания и детей, и взрослых. Подобную роль может сыграть любая нестандартная одежда, от рваных джинсов до бабушкиной вязаной юбки. Подробнее: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.3.4 Форма и самовыражение

Оказывается, наши школьники самовыражаются исключительно за счет одежды. Этот аргумент – один из главных в заявленном противостоянии. Как только речь заходит о школьной форме, так родители начинают требовать соблюдения права на выражение собственной личности. Это, конечно, очень важно в период ее становления.
Но что мы видим без розовых очков и теорий? Самовыражение заканчивается там, где начинается мода, поддерживаемая родительским кошельком. Некоторые подростки, причисляющие себя к неформальным субкультурам, в этом отношении несколько свободнее, однако какие-то тенденции задают тон и в малых группах. Иной, выразивший что-то личное посредством одежды, имеет все шансы стать парией. Бренды, цена и подиумное сочетание цвета и модели никак не относятся к самовыражению. Большинство школьников хотят выглядеть “как все”, и так и выглядят. Варьируются лишь детали. Захочет ли юный человек ходить в школу в строгом костюме, если все вокруг в джинсах и ярких модных свитшотах? Захочет ли он сидеть на занятиях в спортивном костюме, если в тренде классика? Очень сомнительно.
Мантра советских времен “стань интересным в неинтересной одежде” сегодня основательно забыта, ибо за счет “интересной одежды” можно привлечь внимание, не прилагая усилий. Не нужны знания, увлечения, харизма, не нужно выстраивать отношения и уметь слушать других. Достаточно просто выглядеть. Это ли то, чего хотят родители? Дети ведь не навсегда дети, а попав в реальный, а не школьный мир, могут ломаться в столкновении мировосприятий: ценятся личные и профессиональные качества, самовыражение должно иметь под собой солидную основу. Форма, уравняв всех внешне, позволяет обращать внимание на другие человеческие особенности (справедливости ради – не всегда имеющие реальную ценность вне школы).
Стоит говорить и о том, что вкус в одежде может развиваться со временем или не развиваться вовсе, так что эстетика такого самовыражения может быть очень иллюзорной. Неумение одеваться по моде или носить определенные вещи (строгие костюмы, например, классические брюки, туфли на каблуке) способно сделать молодого человека объектом для шуток. Обязательное ношение формы исключает этот стрессовый фактор: тому, кто не понимает и не интересуется модой, живется с формой гораздо проще.
1.3.5 Форма и семейный бюджет
Очень интересный момент – зависимость семейного бюджета от школьной формы. Что обычно говорят родители, выступающие против? Школьная форма шьется на заказ, часто по-российски – в одном назначенном ателье за назначенную сумму, которая явно не сравнима со стоимостью комплекта одежды из сток-магазина. Школа становится очень дорогой. Единой для всех (как это было – коричневые платьица, синие пиджачки) формы уже не будет, а школьная администрация – не святые серафимы, и при удобном случае обязательно на пошиве кто-то как-то наварится.
Это справедливо, но это проблемы системы, а не самой школьной формы. Она, впрочем, стоит гораздо больше, чем на ценнике написано: требуется два комплекта рубашек или блузок, пара брюк и очень желательно сменный пиджак. Носить один комплект месяцами и надевать его сразу после стирки не понравится никому. Да еще и растут дети весьма быстро, иной раз худеют или поправляются так, что форму приходится подгонять. Соответственно, стоимость возрастает.
С другой стороны, тезис “мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое” в нашем случае очень верен. Вместо формы, сшитой из носких и стойких материалов, в школу растущий человек будет носить повседневные свитера, футболки, юбки, джинсы, после школы в них же гулять, играть, заниматься своими делами. Естественно, каждый день в одном и том же дети ходить не хотят, да и портится одежда со скоростью катания с горки на собственной пятой точке. Чем дешевле, тем менее качественный материал. Носить дешевую одежду школьники не очень хотят. Так что вместо пары форменных комплектов придется приобретать несколько раз в год комплекты не форменные. Учитывая, что синтетику или дешевый трикотаж родители и сами покупать не горят желанием, разница в стоимости сокращается: джинсы, рубашка и свитер могут оказаться лишь немногим дешевле школьного костюма, а ведь одной вещью не обойдешься. Экономия получается сомнительная.
Еще важный момент: школьная форма избавляет родителей от постоянного желания детей одеваться во что-то еще более модное и новое. Ведь в стенах учебного заведения юная поросль находится большую часть дня (во всяком случае, в это хочется верить), так что отказ от покупки Армани не приведет к тому, что много часов подряд юная барышня будет чувствовать себя Золушкой, а то и тыквой. Хватит этих впечатлений и вне школы.
1.3.6 Форма и здоровье
Молодежная одежда вообще со здоровьем не слишком сочетается, так что форма – хорошее средство уберечь ученика хотя бы на время занятий от вредного воздействия. Больше это касается, конечно, юных дам, любящих подставлять ветрам, морозу и сырости неодетые части организма. Впрочем, сюда можно добавить и слишком тесную одежду, и красивую синтетику, и огромные каблуки, и не пропускающие воздух кроссовки. Против моды аргументы врачей бессильны.
Форма устраняет все эти негативные факторы, если выбрана с умом и заботой. Натуральные материалы, комфортные в носке, соответствие климату и погодным условиям – вот и все, что нужно для сохранения здоровья в рамках обсуждаемой темы. В регионах, где зимы холодные, а весна и осень теплые, форма должна быть сезонной, в тех местах, где погода более-менее однородная, должны допускаться взаимозаменяемые элементы.
Три аргумента ПРОТИВ школьной формы. Школьная форма лишает детей индивидуальности  Каждый день надевать одну и ту же одежду, выглядеть точно так же, как все одноклассники – разве об этом мечтает современный подросток? В мире, где появилась возможность создать свой собственный стиль даже за небольшие деньги, многие подростки желают самовыражения посредством одежды. Справедливости ради заметим, что у детей остаются широкие возможности самовыражения за пределами школы.  Деловая форма одежды не всегда удобна и практична  Школьники – это дети, а детям свойственно желание двигаться, играть, бегать, кататься на снегу и т.д. При этом если школьник одет в форму, то игры становятся затруднительными. Повышается вероятность испортить форму, протереть брюки или порвать блузку. Ученики младших классов вместо естественной для этого возраста активности после уроков вынуждены сдерживаться, меньше бегать и играть, боясь порвать форму и быть наказанными за это.  Дороговизна школьной формы либо некачественные материалы  Школьная форма должна быть изготовлена из качественных натуральных материалов с небольшой примесью синтетики. Но такие материалы довольно дороги, поэтому школьная форма выходит родителям «в копеечку». Многие школы идут по другому пути – заказывают дешевую школьную форму преимущественно из синтетических материалов. Такая одежда не позволяет дышать коже, что негативно сказывается на здоровье детей. 













2. Практическая часть
2.1 Социологический опрос
Мы провели анкетирование среди учащихся и родителей начальных классов. Всего в исследовании было задействовано 0 учеников и 0 родителей .
Анкета для родителей
Как вы считаете, нужно ли вводить в общеобразовательной средней школе единую форму?
a). Да б б) нет
2. По вашему мнению, какие преимущества имеет обязательная единая школьная форма? (Можно выбрать более одного варианта)
А). Снижает затраты времени и сил родителей на приобретение различных вариантов одежды для посещения ребенком школы;
Б). Позволяет экономить семейный бюджет;
В). Устраняет визуальную разницу между учащимися из семей с различным материальным достатком;
Г). Снимает проблему «в чем пойти в школу»;
Д). Воспитывает чувство принадлежности школьников к образовательному учереждению и гордости за него;
Е). Оказывает дисциплинирующее воздействие, диктует единые правила поведения;
Ж). Формирует вкус к деловому костюму и чувству меры;
З). Отсутствуют плюсы введения школьной формы.
3. Как вы думаете, школьная форма должна быть единой для учащихся 1-11 классов?
А). Да
Б). Нет
В). Не знаю
6. Влияет ли школьная форма на поведение учащихся?





Анкета для учащихся
нравится ли вам школьная форма?
Удобно ли вам в школьной форме?
. Из каких предметов, по вашему мнению, должна состоять школьная форма?
Для мальчиков:
А). Костюм-двойка: жилет и брюки;
Б). Костюм-тройка:пиджак, жилет и брюки;
В). Костюм-тройка с галстуком;
Г). Свой вариант.
Для девочек:
А). Костюм-двойка:жилет и юбка;
Б). Костюм-тройка:пиджак, жилет и юбка;
В). Форма старого образца:платье с фартуком;
Г). Свой вариант.
4. . Какой цвет школьной формы наиболее предпочтителен?
А). Черный
Б). Синий
В). Бордовый
Г). В клетку
Д). Свой вариант.
5 . Нужна ли на школьной форме эмблема школы?

На основании полученных данных и тщательного их анализа для наглядности построим диаграммы.
13EMBED Excel.Chart.81415


13EMBED Excel.Chart.81415

13EMBED Excel.Chart.81415

13EMBED Excel.Chart.81415
Надо сказать, что для мальчиков большинство респондентов выбрали вариант костюм-двойка. Более 50% опрошенных решили, что костюм мальчиков должен быть черного цвета, а платья для девочек выбрали синего цвета.


После того, как мы определились с выбором формы, этот вопрос был согласован с директором школы. Были составлены эскизы, обсуждены детали и только после этого мы приступили к составлению сметы на проект. Для начала необходимо было решить, кому доверить пошив. Оказалось, что шить в профессиональном ателье намного дороже, чем заказывать у частной швеи. А так как в наши задачи входило еще и сэкономить на школьной форме, этот вопрос был решен в пользу второго варианта.

Рис. 1 – Школьное платье.
Итак, рассмотрим затраты на самостоятельный пошив школьной формы.

Наименование
Количество затраченного материала
Стоимость материала, шт/руб
Общая стоимость

Габардин
12м
160
1920

Креп-сатин
1,2м
180
216

Кружево
10м
12
120

Пуговицы
56шт
2
112

Нитки
10шт
15
150

Фартук
2
300
600

Пошив
800 рублей




Когда весь расходный материал был передан швее, началась работа по пошиву. Мы прошли две примерки, отступления от начально варианта были незначительны и заключались в том, что было решено сделать рукав длиной ѕ для удобства ношения в любую погоду.


Ткань габардин очень легка в уходе, не садится при стирке, не деформируется при носке, быстро сохнет и легко гладится. Лиф, отрезной по линии талии, со складочками по линии плеча и талии, застежка на пуговицах. По линии бока небольшие сборки. На юбке спереди и сзади небольшие складочки. Рукава ѕ на манжетах. Воротник отложной. Фасон подобран таком образом, чтобы детям было максимально комфортно двигаться, а синий цвет создает ощущение спокойствия и дисциплины, ассоциируется с небом и морем. Доказано, что синий цвет положительно влияет на мозговую деятельность, настраивает на спокойный учебный процесс.
Фартуки приобретались отдельно по 300 рублей за единицу. Белый фартук на праздники, черный для повседневной носки.
Итого, школьная форма «платье с фартуком» обошлась в 1750 рублей, что гораздо дешевле и выгоднее, нежели приобретать в магазине. Учитывая качество пошива и возможность выбора ткани и фасона делает реализацию данного проекта выгодной и удобной. Ведь это не только экономит время на поиски подходящей модели, но и учитывает особенности каждого конкретного ребенка.





















Заключение
В результате проведённых исследований можно сделать вывод, что























Список использованной литературы:









13PAGE 15


13PAGE 14715









Рисунок 26зачем нужна школьная формаРисунок 27school dress2Root Entry