Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Корзуновском детском доме-школе осуществляется на основании закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».


Система работы образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста безнадзорности и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых. Все это порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
· массовое нарушение прав ребенка;
· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
· омоложение преступности;
· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости систематической работы образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о необходимости совершенствования межведомственного взаимодействия с правоохранительными органами полиции, отделом по делам несовершеннолетних при ОВД, КДН и ЗП, с отделом опеки и попечительства, с органами социальной защиты и другими организациями.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Корзуновском детском доме-школе осуществляется на основании закона РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  В соответствии со ст. 14. ФЗ образовательная организация: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. 
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в образовательной организации на основании Положения «О постановке на внутришкольный учет» организуется внутришкольный учет школьников, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.
 Вопросы профилактики правонарушений систематически рассматриваются на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО классных руководителей, Совете по профилактике правонарушений и безнадзорности, родительских собраниях.
 Педагоги и администрация школы осуществляют индивидуальную работу с детьми, организуют встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов, проводят тематические классные часы и беседы, осуществляют работу с подростками, состоящими на учете в КДН, ПДН, внутришкольном учете.
Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых целевых локальных воспитательно-образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.
Образовательная организация осуществляет профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних на основе документов:
•Комплексно-целевая программа профилактики правонарушений «Подросток»;
•План воспитательной работы школы, планы работы классных руководителей, воспитателей, план работы социального педагога, педагога-психолога содержат раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»;•План мероприятий для родителей «Родительское просвещение;•План работы по взаимодействию с КДН и ЗП, ПДН;•План проведения месячника по формированию здорового образа жизни на текущий учебный год;•План по профилактике безнадзорности и правонарушений школьников. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних педагоги и администрация детского дома-школы используют разнообразные формы работы:
•  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
•  Работа школьного Совета профилактики (положение о Совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации);
•  организация родительского лектория («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»);
•  индивидуальные беседы с  учащимися, родителями;
•  работа с документами;
•  диагностика;
•  индивидуальные и групповые консультации;
•  содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;
работа по профориентации;• родительские собрания, общешкольные собрания с участием членов ПДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;• организация отдыха и оздоровления детей;•  оказание несовершеннолетним психолого-педагогической помощи;•  организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних в свободное от учебы время;
большую систематическую работу с подростками по профилактике безнадзорности и правонарушений проводят педагоги творческих объединений и спортивных секций волейбола, баскетбола, футбола, бокса и др. На спортивные секции привлекаются, в первую очередь, подростки «группы риска».
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ, СОСТОЯЩИМИ НА ВНУТРИШКОЛЬНОМ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
У каждого классного руководителя имеются сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.
Классный руководитель совместно со специалистами образовательной организации, с участием сотрудников органов внутренних дел, составляет план индивидуальной профилактической работы с учащимся, который утверждается директором. Решение о постановке учащегося на внутришкольный учет, план индивидуальной профилактической работы доводятся до сведения родителей учащегося (законных представителей).
На учащегося, поставленного на внутришкольный учет, оформляется учетная карточка несовершеннолетнего с указанием даты и основания постановки на учет. Заполнение карточки производится заместителем директора по УВР.
Учащийся лично или вместе с родителями (законными представителями) в течение срока пребывания на внутришкольном учете приглашается на заседание педагогического совета, Совета профилактики общеобразовательного учреждения для контроля за реализацией плана индивидуально-профилактической работы.
Вся профилактическая работа строится в тесном контакте со всеми субъектами профилактики на местном уровне и может быть представлена следующим алгоритмом.
Алгоритм работы субъектов профилактики с ребенком (семьей)
1. Поступление информации (докладная педагогов и т.д.).
2. Сбор информации и выявление причин возникшей ситуации:
беседа с учащимся;
беседа с родителями;
беседа с классным руководителем;
изучение жилищно-бытовых условий;
изучение социального окружения (круг общения, занятость в свободное время).
Постановка учащегося (семьи) на учет.
Составление индивидуальной профилактической программы.
Работа по программе с привлечением всех субъектов профилактики.
Оказание помощи:
социальной;
педагогической;
психологической;
медицинской.
Контроль за исполнением индивидуальной профилактической программы:
сбор аналитических справок;
изучение мнения социального окружения ребенка и его семьи.
Снятие с учета ребенка.
В каждом из представленных шагов алгоритма задействованы те или иные субъекты профилактики.