«Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции» по предмету «Самопознание»


Разработка открытого интегрированного урока на городском семинаре на тему: «Формирование личности ребенка с особенностями развития, способного к последующей интеграции»
по предмету «Самопознание»


Провели:
учитель самопознания Абдулина В.Д.
учитель биологии Истомина Н.А.
учитель русского языка и литературы Масадыкова Б.М.
КГУ ОШ № 76
Турксибского района
г. АлматыРАЗДЕЛ I
«БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ»
на тему: ЧЕЛОВЕК И ЕГО ХАРАКТЕР
Посеешь поступок – пожжешь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Восточная мудрость
«КРУГ РАДОСТИ»
100965153670
Учитель Самопознания – Абдулина В.Д.:
- Добрый день ребята! Добрый день уважаемые гости!
- Ребята и уважаемые гости давайте встанем в круг – возьмёмся за руки и у нас получился замкнутый круг. Зарядите друг друга энергией положительных эмоций с пожеланиями добра и света, а теперь возьмите эту энергию и прижмите ее к груди. Поприветствуйте друг друга. Спасибо и вам уважаемые гости. Присаживаетесь.

- Сегодня мы с вами продолжаем тему: «Человек и его характер». Вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущем уроке.
Притча «Воспитание характера»
- В чем поучительная идея притчи?
Предполагаемые ответы:
- Отец учил сына быть терпеливым, думать, перед тем как что-то делать.
- Отверстия, которые остаются после того когда сын вытаскивал гвозди – это печать на его характере.

Ученик: в переводе с греческого слово «ХАРАКТЕР» означает «ЧЕКАНКА», «ПЕЧАТЬ».
с одной стороны, человек чеканит, отливает характер,
с другой – характер накладывает печать на его поступки.
Учитель: (предварительная работа) ребята на урок вы приготовили портреты, в которых вы отразили те черты внешнего сходства с родителями. Дайте характеристику ваших выполненных работ.
- Влияют внешние сходства на формирование характера?


Предполагаемые ответы:
- Нет, не влияют.
- Нет, возможно, ребенок берет какую – то часть характера, но и то это зависит от самого ребенка.
Учитель биологии - Истомина Н.А.:
- Каждый человек похож на других людей, прежде всего потому, что он является человеком, то есть имеет такие же физические параметры, как и остальные. Он дышит, говорит, ест, спит, ходит на работу или занимается своим бизнесом. Но, в то же время, каждая личность является яркой индивидуальностью.
- Что отличает конкретного человека от других людей? Конечно, характер. Именно характер определяет то, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Я пока не затрагиваю важную тему воспитания, а просто говорю о том типе характера, к которому относитесь вы сами. Итак, кто же такие эти люди, которых называют холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик?
Предполагаемые ответы детей:
Меланхолик - человек, сочетающий в большей мере черты интроверта и эмоциональной неустойчивости. Его основные характеристики: замкнутость, пессимизм, неуравновешенность, угрюмость, тревожность. В общении и взаимодействии с другими людьми меланхолика настораживает новая обстановка и новые люди. Поэтому он часто уходит в себя, уединяется. Мимика его часто невыразительна, поэтому по его лицу трудно заметить те чувства и переживания, которые его обуревают.
Холерик - сочетает черты экстраверта и эмоциональной нестабильности. Это человек обидчивый, неспокойный, возбудимый, импульсивный, резкий, активный, несдержанный. Холерик увлеченно берется за новые дела, но сил у него хватает не надолго. Ему свойственны спады и подъемы настроения. В общении холерики часто вспыльчивы и нетерпеливы.
Сангвиник в большей степени сочетает свойства экстраверта и эмоциональной стабильности. Ему присущи такие черты, как общительность, открытость, доступность, разговорчивость, инициативность, активность, работоспособность, оптимистичность, В общении с другими сангвиники несколько поверхностны в восприятии людей и явлений.
Флегматик сочетает в большей степени свойства интроверта и эмоциональной стабильности. Он обладает следующими чертами: старательностью, вдумчивостью, сдержанностью, миролюбием, уравновешенностью, надежностью, спокойствием. В общении флегматики надежные друзья и не склонны к перемене своего окружения, хорошо сопротивляются сильным и продолжительным раздражителям.
- Я хочу рассказать вам, в чем разница между разными типами характеров людей. Нельзя сказать, что один характер плохой, а другой хороший. В каждом человеке есть черты характера положительные, но всегда можно найти в нем и отрицательные черты характера
= Работа с учебником = стр. 22
- Перед вами качества человеческого характера, представленные в алфавитном порядке. Прочитайте их и выберите те качества, которые на ваш взгляд, необходимы каждому человеку. Раскройте их смысл.

Размышление над ситуацией.
Предполагаемые ответы: характеристика типов характера.
Самостоятельная работа (выводы учащихся).
Задание:
К каждому типу характера подобрать несколько прилагательных из текста.
Ответы учащихся:
Пример: отношение к учебе – усидчивость, трудолюбие, пунктуальность.
отношение к другим людям – уважение, толерантность, любовь, взаимопонимание.
Ученики рассказывают стихотворение Руфь Тамариной «Цена» (стр. 24 учебника)
3025140107315
Принимайте меня такой,
Как я есть – плохой или хорошей.
Стою я только то, что стою,
ни гроша не стою дороже.
Набивать себе цену – мелко,
я доподлинно это знаю:
ярлыки – пустая безделка,
их теряют и забывают.
Только примеси не должно быть,
3101340120015когда время поставит цену:
Даже медь самой низшей пробы,
если чистая медь – бесценна.
Учитель Самопознания – Абдулина В.Д.:
- В чем смысл самооценки?
- Можно ли себя объективно оценить?
- Если посмотреть на себя со стороны глазами родных, близкого друга, учителя, родителей, родственников что он может сказать?
- Попробуйте определить, где проявляется ваш истинный характер?
Предполагаемые ответы:
- Любой человек характеризует себя только с положительной стороны. Есть такая народная поговорка «В чужом глазу песчинку заметишь, а в своем и бревна не увидишь».
- Родные, родители видят в нас только с хорошей стороны, так как мы же их дети, которых они родили и воспитали.
- Они верят нам больше, чем кому- то чужому.
- Истинный друг всегда скажет правду, какая бы она горькая не была.
- Учитель видит нас такими, какие мы действительно есть, так как мы 80% времени находимся в школе и не подозревая сами показываем настоящий характер.
- Дома мы белые и пушистые.
- Некоторые попадают под влияние окружающих и через определенное время показывают свое истинное лицо.
- Сам мир иногда влияет на характер человека, он начинает подстраиваться под него.
- Влияет ли внешние факторы на формирование характера?
В этом нам поможет учитель русского языка и литературы Масадыкова Б.М.
- «Единение» стр. 26 – 28 Учебника

- Давайте мы с вами разберемся, какие же внешние факторы влияют на формирование характера.
- Как Вы думаете, семья влияет на формирование характера?
- Статистические данные и психологи говорят: в подростковом возрасте авторитет родителей ослабевает, и влияние на мировоззрение оказывают друзья.
- Теперь вспомним историю Генриха Шлимана, который стал историком, благодаря тому, что прочитал в детстве легенды о трое и троянской войне.
- Значит, могут повлиять на формирование характера и книги, которые мы читаем.
- И, наконец, влияние на формирование характера играет общество, окружение, принятые в данном обществе моральные ценности.
Отразим это в нашем кластере: ( самостоятельная работа учащихся)
ХАРАКТЕР

Самостоятельная работа (выводы учащихся).

Учитель Самопознания Абдулина В.Д.:
Это интересно, стр. 28 – 29 - работа с учебником.
Размышление над ситуацией:
«Человек – творец себя» (по книге «О педагогике»)
Иммануил Кант.
- Как развить сильную волю, не обращая внимания на влияние окружающего мира?
- Как автор определяет характер?
- Почему он считает формирование характера основой воспитания нравственности?
- Какие черты, характеризующие нравственную воспитанность, отмечены И.Кантом?
- В каком случае, по мнению автора, человек не может доверять сам себе?
- Как вы понимаете слова: «Человек живет в радости сердца своего, когда не в чем упрекнуть себя»?
- Назовите яркие, сильные черты характера своих одноклассников.
Предполагаемые ответы:
-4191037465- Наш 10 «А» класс сборный, все мы пришли в класс после окончания 9 класса, некоторые пришли из других школ, но мы очень дружны, стараемся помогать друг другу.
- Роман, спокойный, уравновешенный, имеет свое собственное мнение.
- Моисей веселый, шустрый, очень подвижный, когда его нет в школе в классе очень скучно, но он в 10 классе очень изменился по отношению к учебе, молодец.
- Виктория, ответственная, спокойная, всегда готова к урокам.
Самостоятельные выводы учащихся.
- Что нового и интересного вы узнали на этом уроке?
- Какая часть вам более всего понравилась?
- О чем бы вы хотели еще узнать на уроке самопознания?
2701290-3810
Предполагаемые ответы:
- Уроки самопознания для меня лично являются чем-то в виде тренинга, поэтому хотелось, чтобы урок провели совместно с психологом школы.
- Я всегда считал, что мой характер передался мне по наследству через гены. Теперь я точно знаю, что сходство с родителями или родными – это всего лишь внешнее, а характер человек формирует сам.
- Окружающий мир, наше время действительно накладывают на характер человека свою печать, но лишь человек формируя свой характер, может добиться той цели, которую он поставил перед собой.
- Очень понравился урок, он позволяет раскрыться ученику, научиться правильно мыслить, высказывать свои мысли и делать выводы.
3154680165735
Стихи учеников о характере.
«Молчание» Ф.И. Тютчев
Молчи, скрывай и таи,
И чувства и мечты свои.
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят вне
Безмолвно как звезды в ночи
Любуйся ими и молчи.
Как высказать себя?
Другому, как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь
Мысли изреченная есть ложь
Взрывая, возмутишь ключи
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в самом себе умей,
Есть целый мир в душе твоей;
Таинственно – волшебных дум;
Их оглушит наружный шум
Дневные разгонят лучи
Внимай их песню и ….. молчи.
*****************
1206527940Я ненавижу в людях ложь,
Она порой бывает разной,
Весьма искусной или праздной
и неожиданной, как нож.
Я ненавижу в людях ложь,
Ту, что считают безобидной,
Ту, за которую мне стыдно,
Хотя не я, а ты мне лжешь.
Я ненавижу в людях ложь,
Я негодую и страдаю,
Когда ее с улыбкой дарят,
Так, что сперва не разберешь.
Я ненавижу в людях ложь,
Я не приемлю объяснений,
Ведь человек, как дождь весенний,
А как он чист весенний дождь.
Круг «От сердца к сердцу» - игра «Волшебная полочка».
Цель: участники игры передают друг другу волшебную палочку и говорят при этом положительные черты характера.