Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 п.г.т. Актюбинский»
Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан







Педагогический совет

"Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования"







Подготовила:
учитель начальных классов
Л.Н.Хадеева








п.г.т. Актюбинский
2014 -2015 уч. год

Ключевые особенности и отличия федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) от государственных образовательных стандартов (ГОС) общего образования

Слайд 2. Россия – часть мирового пространства. В последнее время образование России не соответствовало мировым фундаментальным ценностям образования, которые были сформулированы ЮНЕСКО.
Слайд 3. Юнеско. ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. В настоящее время членами Организации является 191 государство.
СССР вступил в ЮНЕСКО 21 апреля 1954 г. С декабря 1991 г. Россия заняла место СССР в ЮНЕСКО как “государство-продолжатель” Основная цель ЮНЕСКО содействие укреплению мира и безопасности путём расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, соблюдения законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. Слайд 4. Мировые фундаментальные ценности образования (ЮНЕСКО). Научиться учить себя в любой ситуации и в любое время; научить работать и зарабатывать достойно; научить жить в современном, быстро развивающемся мире; научить жить вместе.
Слайд 5. ШКОЛА РОССИИ ВСЕГДА СЛАВИЛАСЬ КАЧЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ (изменился критерий качества). Школа России давала фундаментальные знания самых разных наук. На протяжении многих лет это было хорошо. Международные олимпиады (Теперь – не только знания, но и умение применять эти знания в изменённой ситуации - последние места). (Разные предметы, разные уровни) Социально-экономические, научно-технические, культурные изменения, происходящие в нашей стране,  неизбежно повлекли за собой и изменения в образовании. Невозможно в учебники заложить всё, что происходит и с невероятной скоростью накапливается. Вся модель системы образования стала устаревать..
Слайд 6. Работу между многоточием должен выполнить ФГОС нового поколения. ФГОС II поколения – принципиально новый для отечественной школы документ.
Слайд 7. Инновационность стандартов 1. Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования
2.Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни, определяет уклад школьной жизни.
3.Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно- экономическая модель образования.
Слайд 8 . 4. Выделение в основной образовательной программе (в том числе, учебном плане) двух составляющих: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
5. Организация внеурочной деятельности по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
6. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС общего образования
Слайд 9 . 7. Повышение роли родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и реализации основной образовательной программы
8. Ценностно-нормативная основа разработки и реализации ФГОС общего образования - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Слайд 10 . Инновационность в системе оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы.
  Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентирует учителя не только на предметные, как это было раньше, но на метапредметные и личностные результаты ребенка.
Слайд 11,12 . Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования  
Параметр для сравнения
ФГОС
ФГОС

Нормативно закрепленное понятие стандарта (ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»)
Это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП)
Совокупность трех компонентов (федерального, регионального (национально-регионального), образовательного учреждения), определяющая в первую очередь содержание ООП

Структура стандарта
- требования к структуре ООП;
- требования к условиям реализации ООП;
требования к результатам освоения ООП
(зТ+С)
- обязательный минимум содержания ООП;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню подготовки выпускников


Слайд 13. Структура стандартов (3Т + С)
Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований:
Требования (Т1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
Требования (Т2) требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Требования (Т3) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
Система оценивания результатов достижения освоения основной образовательной программы (С)
Слайд 14. Отличия ФГОС общего образования от ГОС общего образования
Параметр для сравнения
ФГОС
ФГОС

Структура соответствующего учебного плана
- обязательная часть;
- часть, формируемая участниками образовательного процесса, под которыми мы понимаем обучающихся, педагогических работников общеобразовательного учреждения, родителей обучающихся.
- федеральный компонент;
- региональный (национально-региональный) компонент;
- компонент образовательного учреждения

Слайд15. Внеурочная деятельность
+Внеурочная деятельность входит о образовательную программу.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение установленных стандартом результатов
Отдельно урочная и внеурочная деятельность

Слайд 16. Устанавливаемые стандартом результаты
- личностные;
- метапредметные;
- предметные
- учащиеся должны знать;
- учащиеся должны уметь;
- учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни*

Слайд 17. Основа стандарта

Системно-деятельностный подход
Основные направления модернизации российского образования*

Умение учиться
Формирование и развитие универсальных учебных действий (для ступеней НОО и ООО соответственно)
Формирование, совершенствование и расширение общеучебных умений, навыков и способов деятельности**

Финансирование образовательного процесса
Урочная и внеурочная деятельность (основная образовательная программа)
Базисный учебный план

* Определены Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.
**Относится к федеральному компоненту государственного образовательного стандарта
Слайд 18. Новые умения  В свете Стандартов II поколения в содержание образования закладываются новые процессуальные умения: самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную  информацию из разных источников;
работать в группах и принимать решения; использовать новые технологии информации и коммуникации.
Выражаясь научным языком, происходит формирование Универсальных Учебных Действий (УУД).
Слайд 19 УУД. УУД  как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности. Универсальные учебные действия носят надпредметный, метапредметный  характер.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Слайд 20. Образовательные технологии В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:
от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;
от репродукции знаний к их продуктивному использованию и применению в зависимости от решаемых задач;
от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Слайд 21. Урок Происходящие в настоящее время изменения в образовании оказывают существенное влияние и на структуру построения урока. Главное отличие современного урока, несмотря на его тип (урок закрепление пройденного, интегрированный урок, комбинированный урок и т.д.) – это вовлечение учащихся в процесс активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях, т.е. системно-деятельностный подход.
Слайд 22. Внеурочная деятельность Принципиально новое – это включение в обязательную часть учебного плана, который является одним из разделов основной образовательной программы начального общего обучения – внеурочной деятельности учащихся.             
В соответствии со Стандартом определены 5 приоритетных направлений развития личности школьника, по которым осуществляется внеурочная деятельность в начальной школе.
Слайд 23. Это - спортивно – оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное.
Слайд 24 Внеурочная деятельность . Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения, в отличие от содержания дополнительного образования, которое не входит в основную образовательную программу образовательного учреждения. В каждом классе школы выделяется в среднем до 10 часов в неделю на осуществление внеурочной деятельности. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность может осуществляться как в первой половине, так и во второй половине дня, так как является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в школе. Внеурочную деятельность могут вести учителя, классные руководители, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования и другие педагогические работники.
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Слайд 25. Внеурочная деятельность Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Слайд 26. Отличительная особенность нового Стандарта Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Слайд 27. СМЕНА БАЗОВОЙ МОДЕЛИ
Классическая парадигма (модель)
Деятельностная

Подготовка к жизни (за школьным порогом начнётся жизнь)-основная миссия
Создать условия для развития личности (живу здесь и сейчас)

Человек- простая система
Человек- сложная система

Учим из учебника
Знания- из будущего (я этого пока не знаю)

Ученик- объект
Ученик - субьект

Субъект- объективные монологические отношения учителя и ученика
Субъект- субъектные отношения

Ответная репродуктивная деятельность
Поисковая деятельность


Слайд28. ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ.
Предметный: набор информации, обязательный для усвоения
Личностный результат: развитие личности
В Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.


Слайд29. Цель школы.
Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей
профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели (т. е. вооружить КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ)
Слайд30. Я предлагаю вам сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, чтобы Вы могли получить представление, о том, как это было раньше и как это будет теперь, в новой школе.
Слайд 32 – 38 ( по слайдам)
Слайд 39. Методическая литература по ФГОСТ
Слайд 40. Заключение. Итак, ФГОС второго поколения – это нормативный правовой акт. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, направленный на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Слайд 41. Януш Корчак ( польский педагог) писал: «Уважайте незнание ребёнка! Уважайте труд познания! Уважайте незнание и слёзы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребёнок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной и ответственной жизнью?». Пусть ребёнок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает её. Жить – вот ремесло, которому мы должны учить его.
Слайд 42. Спасибо за внимание!


15