Преподавание истории: проблемы и пути решения


Г.Р. Мингазова,
учитель истории и обществознания,
МБОУ СОШ №7 г. Туймазы РБ
Преподавание истории: проблемы и пути решения
Ежегодные результаты ОГЭ и ЕГЭ по такой дисциплине как история показывают пробелы в подготовке выпускников по таким видам деятельности, как сравнение, работа с хронологией и историческими источниками. Формирование этих умений начинается в основной школе.
Методисты отмечают, что «развитие представлений об историческом времени и усвоение хронологии является кардинальной проблемой обучения истории», так как правильное отнесение исторического события к определенному времени, правильное представление о последовательности событий является необходимым условием понимания истории, усвоения общей картины исторического развития. [1] Российские методисты говорят о недопустимость формального заучивания дат и установления последовательности событий только на основе их механического сопоставления. В сознании школьников в процессе изучения ими истории должна вырабатываться хронологическая сетка, состоящая из даты событий, временных представлений (категории исторического времени – десятилетия, века, этапы, периоды и т.д.). Например, в XVII в.: Смута, время борьбы с интервентами, «Семибоярщина», Лжедмитрий I и II, Минин и Пожарский, (региональный компонент – участие башкир) др.
В хронологической сетке взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом годовые даты округленные – по векам, частям века, десятилетиям. При этом последовательность фактов познается лучше на основе смысловых связей между ними. Особенно важно установление и закрепление в памяти учеников последовательности таких событий, которые являются значительными вехами исторического развития. Для этого необходимы задания такого типа: какое из событий произошло раньше, а какое позже, почему вы так думаете, объясните; какое из событий являются наиболее значимыми для страны, почему? Кроме того, важны задания на соотнесения года с веком и его частями. Уместны такие игры с хронологическим материалом, как «Отгадай дату, событие», «Что? Где? Когда?», «Как долго?».
При выполнении хронологических задач желательно использовать «ленту времени», программы запоминанию хронологии, хронологические таблицы (по векам, периодам, явлениям, процессам и правлениям – закрепощение крестьян, внешняя политика того или иного периода и др.), учебные игры.
Для более успешного освоения фактического материала важно разбудить воображение учащихся, используя различные средства наглядности, привлекая данные учебника и дополнительный материал. Реконструкция прошлого, воссоздание некогда происходивших событий, обстоятельств жизни и деятельности людей способствует развитию образного воображения – основы творческой деятельности. При этом учащимся объясняется сущность изучаемых фактов, связь и отношение между ними, дается их оценка. Важно при изучении и повторении фактического материала ставить перед учениками причинно-следственные вопросы такого типа: Почему произошло то или иное событие? Случайно ли оно? Каковы его последствия Как оно повлияло на развитие страны?
Один из видов проверки усвоения учащимися фактов является пересказ школьника о самых значимых событиях истории или описание образа жизни людей, памятников культуры. В ходе пересказа ученик показывает знание дат, фактов, имен исторических деятелей, умения использовать в рассказе исторические термины, объяснять причины и значение событий. При описании памятников культуры необходимо использовать алгоритм – автор, время создания, рассказать о внешних признаках сооружения, его отличие от других, выразить свое отношение к данному памятнику. Для активизации остальных школьников во время пересказа необходимо использовать прием устного рецензирования ответа учащегося.
Необходимым средством в систематизации отдельных фактов, установлении связей между ними является составление логических схем и таблиц. Желательно заполнение ее в течение нескольких лет. В этом случае учебный материал усваивается более прочно и осознанно: знакомясь с новыми фактами и документами, школьники обращаются к предыдущим записям; происходит обобщение знаний; вырабатывается подход к характеристике явлений; складывается база для повторения. [3]
Объяснению, систематизации фактов служат исторические понятия и термины, правильному их использованию способствует словарная работа. Предлагаются различные виды словарной работы: подобрать родственные слова, объяснить исходные и производные слова, пояснять значение и историческое происхождение слов и выражений, классифицировать исторические термины (например: выписать из параграфа все слова, которые связанные с культурой и т.д.), различать схожие термины и объяснять их различие (например: воссоединение – присоединение, соединение и др.) Существует множество заданий на работу с терминами и понятиями, на уроках необходимо разнообразить, в частности, играми.
Формирование у учащихся умения сравнивать исторические явления и процесс, а также факты начинается еще в 5 классе, где изучается древняя история стран и народов. Школьники сравнивают географическое положение различных стран, положение слоев населения, достижения культуры и др. В этом возрасте у учащихся уже складывается понимание, что сравнение это установление изменений, происходящих в жизни общества, их оценка, их оценка. Для начала сравнение происходит по плану, с опорой на наглядность. В последующих классах работа продолжается, дополняются главные и определяющие признаки. [2]
Если работу проводить систематически, выпускники обходятся без наглядности и сами проводят необходимые операции действия: выделяют план сравнения, основные признаки событий и процессов, с помощью которых проводят сопоставление, делают вывод о различии и сходстве. Рассматривают похожие процесс и события, происходящие в России и в странах Западной Европы.
Необходимо ежеурочно совместно с учащимися вырабатывать план сравнительной характеристики процесса, события и заполнять таблицу.
С начала изучения истории начинается и работа с историческими источниками, которая способствует углублению и конкретизации знаний, созданию картины и образов прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Работа с документами, как правило, начинается по руководством учителя, в дальнейшем самостоятельно, но и в том и другом случае анализируется документ по вопросам и заданиям, поставленные учителем. Например: найдите в отрывке главную мысль и т.д. В конце обучения школьники должны уметь сравнивать два и более документов, описывающие одно и то же событие. Необходимо в работу внедрять уроки-практикумы, посвященные работе с документами, где можно использовать учебник, хрестоматии и дидактические материалы и другие пособия. Необходимо научить учеников читать документ внимательно, разбивая его на части, выделяя неизвестные слова и выражения. Следует убедиться в понимании содержания документа, можно использовать вопросы: о чем говориться в отрывке? Как понимаете смысл данного предложения, слова? И только после этого источник анализируется по вопросам, нацеливая на уяснения его названия, времени его создания, авторство и получения необходимой информации. [4]
Важным условием усвоения учащимися знаний является текущее и обобщающее повторение пройденного. В ходе проверки исправляются ошибки, разъясняются непонятые учениками понятий и терминов, углубляются и обобщаются знания, закрепляются умения и навыки. Возможны следующие приемы текущей проверки: беседа с классом, тестовые задания, исторические диктанты, работа с картой, составление простого и сложного плана урока, таблицы, решение познавательных задач.
В процессе итогового и обобщающего повторения учитель опирается на более высокий уровень знаний и умений учащихся, раскрытию более сложных вопросов пройденного материала.
Литература
Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972, 124 с.
Коровкина Ф.П. и Запорожец Н.И. «Методика обучения истории древнего мира и средних веков в 5-6 классах». М.: 1970, 35с.
Короткова М. В., Студеникин М.Т. «Практикум по методике преподавания истории в школе». М: 2000, 276 с.
Степанищев А.Т. «Методика преподавания и изучения истории». М.: 2002, 342с.