Историческая командная игра (9-10 класс)


Историческая командная игра «Путешествие в прошлое» (9-10 классы)
Учитель истории и обществознания : Басангова Д. С.
Жюри: учителя, учащиеся, родители
За каждое задание, содержащееся в карточке, команда получает баллы. Если ответ неверный, другая команда получает право дополнительного ответа и, соответственно, дополнительные баллы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем.
Игра начинается с обращения ведущего к капитанам команд.
Разминка
1-й этап игры: в 2-3 предложениях указать на значимость истории и в подтверждение привести цитату известного деятеля.
«В истории черпаем мы мудрость…» (Ф. Бэкон)
«История – наставница жизни». (Цицерон)
«История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». (В. О. Ключевский )
2-й этап «Знаете ли вы, когда впервые…?
На Руси был воздвигнут каменный храм?
Была создана система светового оповещения?
Был введен в действие писанный Свод законов?
Созданы библиотеки?
В летописи упомянута Москва?
Счет лет стали вести в России не от Сотворения мира, а от Рождества Христова?
Был учрежден российский орден?
В России появилась Академия наук?
В Москве отпечатали типографским способом книгу?
Был создан российский флаг?
Вышла первая печатная газета в России?
В Москве был открыт университет?
В России была проложена железная дорога?
Предпринята первая русская кругосветная экспедиция?
Был запущен искусственный спутник Земли?
Человек полетел в космос?
Ответы:
1)В 966 г. в Киеве был построен каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная церковь).
2) В X веке при князе Владимире.
3) «Русская Правда» при Ярославе Мудром.
4) Также при Ярославе Мудром в XI веке.
5) В 1147 г.
6) 1 января 1700 г.
7) в 1699г.
8) в 1725 г.
9) Иваном Федоровым в 1564 г.
10) При Петре I.
11) «Ведомости» в 1702 г. при ПетреI.
12) в 1755 г.
13) В 1837 г.
14) В 1803-1806 гг. под руководством И. Ф. Крузенштерна.
15)В 1957 г.
16) в 1961г.
3-й этап Крылатые выражения
Объяснить происхождение и дать современное толкование указанным в карточках выражениям
1команде – Зарубить на носу
2 команде- Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
3 команде – Кричать на всю Ивановскую
Ответы:
Нос – это памятная дощечка, бирка для записей. Её носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго»
Введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день.
В Московском кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во всеуслышание объявлялись народу все важные государевы указы. Употребляется в смысле осуждения, когда человек разговаривает слишком громко.
4-й этап Выдающиеся деятели русской культуры
Требуется указать, какой вклад в развитие русской культуры внесли перечисленные в карточках деятели.
Карточка 1 Карточка 2
Владимир Святой Иван III
Сергий Радонежский Аристотель Фиорованти
Ярослав Мудрый Алексей Михайлович
И. И. Шувалов Монах Нестор
Кирилл и Мефодий Владимир Мономах
Карточка 3
Андрей Чохов
Иван IV
Афанасий Никитин
Андрей Рублев
Иван Федоров
5-й этап Личность в истории
Узнать исторических деятелей по их характеристикам
Карточка 1
«…И легко ходил в походах, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: «Иду на вы».
Русский государственный и военный деятель, князь новгородский, великий князь Владимирский. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель. По приказу Петра I его останки были перевезены в Петербург. В дореволюционной России и в советский период его именем были названы ордена, которыми награждались лица за выдающиеся заслуги перед Отечеством.
«Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец».
Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью и жестокостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740-х годов.
«Он создал первый университет. Он, можно сказать, сам был первым нашим университетом». (А. Пушкин)
Был поэтом и гусаром, служил в одном из первых летучих кавалерийских отрядов, о его подвигах под Москвой слагали легенды. Он писал о себе: «Я был рожден для рокового 1812 года».
Революционер, писатель, философ, он после поражения европейской революции 1848 -1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. Его Вольная русская типография и газета «Колокол» обличали самодержавие, выступали против крепостничества.
Этот государственный деятель трижды спасал Российскую монархию: заключив мирный договор с Японией, подготовив Манифест 17 октября, укрепив монархию перед своей отставкой миллиардным займом у Франции.
«Это он провел железную дорогу на север, в Архангельск и в Мурманск, для выхода к океану, а на юг – к Донецким угольным копям. И это он же, меценатствуя в области оперы, выдвинул Шаляпина, сделал популярным Мусоргского; быть может, без него и великий Врубель не смог бы пробиться вверх – к славе».
«Между всеми посланниками. Которых советское правительство послало по всему свету, она, без сомнения, самая интересная, не только по своей красоте… или своим знаниям языков. Но что дает ей особое положение, так это то, что после революции она была назначена первым в истории женщиной-министром, а затем первым послом». Так писала одна из датских газет о женщине, которая в первом советском правительстве была наркомом государственного призрения, а вначале 1920-х гг. занималась дипломатической работой в Норвегии, Мексике, Швеции, являлась первой в мире женщиной послом.
Карточка 2
Этот князь основал свою столицу во Владимире, построил там великолепную церковь Успения Богородицы и поставил в ней икону, которая с тех пор начала носить имя Владимирской; при устье реки Нерли построил церковь Покрова… По словам историка В. О. Ключевского, он «правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом…»
Этот русский царь стал также называться «царем Казанским и Астраханским».
Регентство этой умной, образованной и властной женщины осуществлялось на стыке двух эпох – завершавшейся эпохи Смуты и новой эпохи преобразований.
Эта императрица, по мнению историка Н. М. Карамзина, «была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей…»
Этот деятель сыграл большую роль в организации Академии художеств и Московского университета, был покровителем М. В. Ломоносова, а день именин его матери Татьяны стал праздником российских студентов.
Участница войны с Наполеоном, «кавалерист-девица» великолепно владела конем и оружием, переодевшись в мундир, служила в качестве офицера.
Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем-освободителем.
Говоря в Думе о требованиях левых партий, произнес ставшие известными слова: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия».
Выходец из торгово-промышленных кругов Москвы, актер и режиссер, он вместе с труппой Художественного театра в начале XX века создал свою театральную систему. Когда его спрашивали, что же значит эта система, он отвечал: «Сама жизнь».
Советский разведчик, работавший в Японии (кличка – «Рамзай»), еще в 1940 году сообщил о возможном нападении Германии на СССР. Был арестован и в 1944 году казнен в Токио.
Карточка3
Этот князь прекрасно владел и оружием, и искусством дипломатии, был большим любителем книг и учености, инициатором создания письменного Свода законов.
«Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве». (В. Ключевский)
«Тогда за благо рассудил старинное российское платье отменить, а повелел всем своим подданным носить по обычаю европейских христианских государств, такожде и бороды повелел сбрить».
Об этом предводителе крестьянской войны, объявившем себя императором Петром III, А. Пушкин писал, что он «бежал, но бегство его казалось нашествием». Он стал одним из главных героев в повести «Капитанская дочка».
Этот известный государственный деятель с легкостью карал и жаловал, участвовал в Аустерлицком сражении и был военным министром, членом Государственного совета, отвечал за устройство военных поселений. На его гербе красовался девиз: «Без лести предан».
При Александре I он испытал и взлет, и падение; его высоко оценил Наполеон; Николай I за составление Свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя орден Андрея Первозванного.
Этот дворянин, назначенный Александром II министром внутренних дел, руководил разработкой программы реформ в 80-е гг. XIX в. Либералы называли период его правления «диктатурой сердца», а демократы – политикой «пушистого лисьего хвоста и волчьей пасти».
Изучая физиологию кровообращения, физиологию пищеварения и физиологию мозга, он создал учение об условных рефлексах и был удостоен в 1904 году Нобелевской премии.
Не только боевой офицер, но и участник экспедиций в полярные моря, этот военачальник в 1918 году при поддержке англичан и французов был провозглашен диктатором и «Верховным правителем России».
Летчик, ставший прообразом героя романа Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В боях под Орлом он был ранен, потерял обе ноги, но вернулся в строй.
Подведение итогов