Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой»


Прощание с Азбукой.
Ход праздника:
Фонограмма: "Учат в школе"
Ведущий 1
За окном весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник -
День прощанья с Азбукой!
Ведущий 2
В день осенний, в день чудесный
В класс несмело вы вошли.
Азбуки (для всех подарки)
На столах своих нашли.
Ведущий 1
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли на необычный праздник. Сегодня мы прощаемся с первой книгой, которая научила вас читать.
Ведущий 2
Первоклассники рядами стройными идут
Первой книги, мудрой книги отдают салют! (дети машут)

Ведущий 1
- Ребята, а кто вас научил читать? Учительница
- Кто еще? Родители, азбука.
- Правильно, научила вас читать учительница, азбука, и конечно же помогали родители.
Ведущий 2
А где же сама Азбука? Без нее не получится праздника. Давайте, ребята, ее позовем.
Все хором: Азбука, азбука! Где ты? (Не получается).
Ведущий 2
Не получается, что то Азбука нас не слышит. Давайте позовем ее по-другому. Нужно составить слово «Азбука» из рассыпавшихся букв.
(дети составляют слово на магнитной доске)
Ведущий 1
- Сколько слогов в слове «Азбука»?
- Какие буквы надо взять для первого слога? АЗ
-Назовите второй слог.
Составьте его. БУ
- Назовите третий слог.
Какие буквы мы должны взять для него? КА
- Читаем слово.
Появляется Азбука
Азбука: Здравствуйте, ребята, я слышала, как вы меня звали, я пришла.
Я - Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
А в книгах этих есть про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло, и газ.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи,
Лесорубы и шахтёры,
Космонавты и актёры,
Повара и кузнецы,
Водолазы и певцы...
Все когда-то в первый раз
Приходили в первый класс.
Все за партами сидели
Все на Азбуку глядели.
Ведущий 2
И не просто глядели, а серьезно ее изучали. Давайте сегодня вспомним, чему научила нас Азбука. С чего начиналось наше путешествие по страницам Азбуки?
Выходят 3 ученика
1. Нас учила Азбука читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны многих книг,
К ней любой из нас привык!
2. Теперь мы знаем буквы, слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Мы все сегодня говорим
Все: За всё тебя благодарим!

3. Вот Азбука – начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ.
Появляется Кикимора.
Кикимора: Ой-ой-ой! Подумаешь Азбука! Вот я, Кикимора Неграмотная, две тысячи лет на болоте прожила, ни одной буквы не знаю – и ничего прекрасно себя чувствую!
Азбука: В самом деле, прекрасно? Это оттого, что ты живешь в болоте. А в болоте жизнь простая, некультурная – плюх-плюх, чав-чав, плюх-плюх, чав-чав. И все понятно! А культурные люди без азбуки, без книги и грамоты обойтись не могут.
Кикимора: Ой! Ну что вы такое говорите. Я не могу! Ну, скажите зачем, зачем мне знать грамоту! Не зачем и вам не советую!
Ребята вам нужна грамота?
Дети: ДА!!!
Кикимора: Скажите, зачем мне какие-то буквы? Записки что ли Водяному писать? Даже если я в болоте перекупаюсь и охрипну, голос потеряю, то я все равно смогу жестами показать все, что мне надо! Ням-ням – есть хочу. Буль-буль – пить. Хрр-хрр – спать.
Ведущий 1
Показать то конечно можно, если ты и твой адресат находитесь рядом. А как ты пошлешь своему другу Лешему в соседний лес срочное сообщение?
Кикимора: А я картинку нарисую.
рисунок на экране
Азбука: И что это значит?
Кикимора:
Не поняли? А еще грамотные? Это значит: Приходи ко мне в гости есть куриные окорока. А вот холодца из петушиных гребешков не будет. Зато покатаемся с горки.
Ведущий 2
Мне кажется, что письмо Кикиморы заставит Лешего поломать голову. Так часто случалось в древние времена, когда люди еще не знали письменности. Поэтому послания их друг другу часто напоминали загадки.
Кикимора:
Я хоть и на болоте живу, но кое-что знаю!
Чего только не придумывали люди, чтобы сообщения отправлять.
(достает веревку с узелками)
Племя инков придумали узелковое письмо.
Ведущий 1
Представляете, сколько надо было выучить различных знаков.
Да и путаница могла случиться в расшифровке.
Вот посмотри, Кикиморушка, как Леший прочел твое письмо.
Фонограмма:
«Чем я Кикимора тебя обидел? Чем заслужил такое твое письмо?
«Ах ты, Леший, ноги твои куриные, безголовый ты совсем!
Придешь ко мне в гости - спущу с горки».
Не показывайся после такого письма ко мне на глаза!
Твой бывший друг Леший!»
Кикимора:
Ах, я несчастная! Ах, неграмотная я!
Хотела написать одно, а получилось другое!
Ой, горе мне, горе! Как же я жить буду?!
Ведущий 2
Не расстраивайся! Часто такое бывало, пока люди не придумали алфавит.
А два брата Кирилл и Мефодий составили новую Азбуку для славян.
Её так и назвали Кириллица – от имени одного из братьев.
Конечно, со временем она изменилась, но в основе осталась прежней.
И всем знакомые, родные буквы нашей азбуки – это буквы кириллицы.
Кикимора:
Познакомьте меня с ними! Познакомьте скорее! Я тоже хочу знать алфавит.
Ведущий 2
Поможем ребята?
Дети: Да!
Ведущий 2
Давайте расскажем его в стихах.

Выходят дети с буквами.
А: Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Б: Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей просил ворону
Вызвать волка к телефону.
Г: Гриб растёт среди дорожки
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.

Е и Ё: Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка - тоже.
Ж: Жук упал и встать не может.
Ждёт он, кто ему поможет.
З: Звёзды видели мы днём
За рекою, над Кремлём.
И: Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.

К: Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
М: Мёд в лесу медведь нашёл -
Мало мёду, много пчёл
Н: Носорог бодает рогом.
Не шутите и носорогом!
О: Ослик был сегодня зол -
Он узнал, что он осёл.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот -
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон -
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живёт за печкой -
То-то тёплое местечко.

У: Ученик учил уроки -
У него в чернилах щёки.

Ф: Флот плывёт к родной земле.
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорёк -
Хищный маленький зверёк.
Ц: Цапля важная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Школьник, школьник, ты - силач:
Шар земной несёшь, как мяч!
Щ: Щёткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Э: Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
Ю:Юнга - будущий матрос -
Южных рыбок нам привёз.

Я: Ягод нет кислее клюквы!
Я на память знаю буквы!
Ведущий 1
Молодцы, ребята!
А про какие буквы мы не вспомнили? (Ъ и Ь) (Ы)
Чтобы они на нас не обиделись, давайте расскажем и о них стихи.
Ъ: Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Ь: Я - мягкий знак. Меня найдёшь
И в слове «льёт» и в слове «дождь».
Ы: Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы -
Все мы знать её должны!
Кикимора:
Ой, простите меня неграмотную! Хочу вопрос задать. Только стесняюсь!
Ведущий 2
Задавай, не стесняйся!
Кто не стесняется спрашивать, тот с каждым вопросом становится умней.
Кикимора: А буквы трудно учить? Не больно?
Дети: Нет!
Кикимора: А вам нравится быть грамотными?
Дети: Да
Кикимора:
Молодцы! Действительно грамотные!
Какие умные ребята все-все буквы знают!
На следующий год обязательно пойду в школу!
Ведущий 1
Ребята, давайте сделаем подарок Кикиморе. А что ей подарить?
Дети: Азбуку и песню.
Фонограмма: Барбарики «Что такое доброта»
Кикимора:
Ой, спасибо! Вы такие добрые, умные, хорошие и дружные.
А теперь в лес побегу Водяного грамоте учить буду! До свидания!
Лиза Стрельченко
1. Смех и слезы, Радость и печаль
Довелось нам испытать
Но стараний наших нам не жаль
Книги нам легко теперь читать.
2. Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!

Малеева Вероника
3.Не надо умолять сестрицу:
Ну, прочитай еще страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Фонограмма: «Учат в школе» Кикимора уходит.

Азбука:
Я рада, дети, что вы умеете читать,
Но научила вас еще не всему.
Я привела к вам на праздник гостью.
Литературное чтение.
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада, что пришла к вам на праздник.
Но, дорогая Азбука, здесь так много детей, я боюсь, не обидят ли они меня?

Азбука:
Что ты, нет, конечно. Со мной первоклассники обращались бережно.
Дети знают, как обращаться с книгами. Давайте, еще раз вспомним эти правила.
Перед тем как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки.
Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.
Нельзя писать и рисовать на книге.
Не загибай уголки страниц, пользуйся закладкой.
Ведущий 2
Я думаю, дети, что вы запомнили эти простые правила и будете бережно относиться не только с с учебниками, но и с другими книгами, которые будете читать.
Ведущий 1
Скоро снег растает
И природа расцветет
А нас уже спешит поздравить
Насекомых хоровод.
Фонограмма: песня Саитовой Аделины «Божья коровка»
4 девочки танцуют
Литературное чтение. Какие талантливые дети учатся в этой школе. Я теперь точно знаю, что меня здесь не обидят.
Давайте с вами поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
1.Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
2.Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
3.Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
4. Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
5. Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
6. Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
7. Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
8. Кто из вас, хочу я знать, любит петь и танцевать?
Фонограмма: Танец маленьких утят.
Ведущий 2
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок вас ведут.
Ведущий 1
Закончена Азбука.
Буквы вы знаете.
Стихи и рассказы
Свободно читаете.
Выходят дети:
Зарина
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо -
Расставаться нам пора!
Давид
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы - до свиданья!
Здравствуй! - новой книге говорим.
Азбука: - В добрый путь по дороге знаний! Подружитесь с новой книгой! Читайте! Растите умными детьми! До свидания!
(Уходит. Детям вручаются книги для чтения)