Агропромышленный комплекс России, 9 класс


\sI. Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем .Работа в группах .Геодиктант ( работа по карте)
Изучение новой темы Широко раскинулась Россия, Много бед Россия выносила. Путь развития России очень сложен, уникален и драматичен, но всё же в развитии экономики проявляются процессы и закономерности, характерные для страны. Современное хозяйство России является именно таким, каким оно есть сейчас. Предприятия объединяются в отрасли, а хозяйство имеет определённую отраслевую структуру. ( Слайд №3) Какова отраслевая структура России? Какова функция межотраслевых комплексов? (Слайд №4) Сегодня мы попытаемся дать характеристику одной из отраслей экономики России. -Как вы считаете, какая отрасль ближе всех к человеку, природе, земле? ( Сельское хозяйство ).(слайд) Начало урока
Значит, тема нашего урока прозвучит очень просто, «Агропромышленный комплекс» (запись в тетрадь), Целеполагание :выяснить, что такое АПК, какова её структура, и дать характеристику одному из звеньев АПК. План урока (слайд №5) Давайте попробуем дать определение АПК. АПК - объединяет все отрасли хозяйства, принимающие участие в производстве сельскохозяйственной продукции и её доведение до потребителя( сравним с определением в учебнике )Как вы считаете , что является его основной задачей? (Слайд 6).
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Развитие АПК влияет на развитие благосостояния страны, так как обеспечивает государство продуктами питания. Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства). Состав АПК (слайд №7) 
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.
Что же объединяет все звенья в единый комплекс? (проблемный вопрос)
работа с учебником стр118-119 группы
1 звено. 2 звено.119-120 3 звено. Стр 121 проблема
Отчет групп
Задание.
Распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям (слайд №8)Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:Ответы: 1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.  От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства..(Зависит от развития первого звена АПК, отрасли которого обеспечивают механизмами Задание:Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (по уч. Д., табл. 35,с. 120). * Россия занимает 1 место в мире по производству зерновых культур* По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место – ячмень, 3 место – рожь.
Работа с учебником. Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.
Ответ: 
1) зависит от природных условий;
2)производство С/П сезонно;
3)земля является одновременно средством труда и предметом труда;
4)Сельскохозяйственные предприятия занимают большую площадь. Что такое земельные ресурсы.
– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.? – Как по-вашему, почему они ухудшаются, (Так как заболачивается 20%сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.)? – Основные пути решения данной проблемы:
Слайд 12.

Физкультминутка – игра «Верю – не верю»- Ребята, на уроке мы говорили, что для занятия земледелием необходимы плодородные почвы, а чтобы улучшить их качество, необходимо проводить мелиорацию, сейчас я вам буду говорить определение различных видов мелиорации, а вы будете мне показывать, правильно я говорю или нет: да – руки в стороны, нет – руки скрестить на груди.* Химическая мелиорация – это внесение удобрений в почву (да)* Агро-техническая – очистка почвы от мусора и сорняков (нет)* Водная – осушение или орошение территории, строительство оросительных или отводных каналов (да)* Культурно-техническая – правильная распашка и вспашка почвы (нет)* Лесная – посадка деревьев и кустарников вдоль поля (да)Учитель: Мне хотелось бы обратить ваше внимание на цитату из книги Ю. Черниченко «Хлеб», которая очень хорошо подходит к нашему разговору: “наступило время мыслить, время умно хозяйствовать, время жить богаче”. Давайте поразмышляем, давайте попробуем представить себя умными хозяйственниками и проиграем две ситуации. Для этого разделимся условно на 2 группы. Задание для 1 группы. Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю для с/х использования около города. Какой хозяйственной деятельностью вы будете заниматься, какие культуры выращивать, какие виды домашних животных разводить и почему? Составьте бизнес-план развития своего хозяйства. Задание для 2 группы. А теперь представьте себя на короткое время министром с/х, перед которым стоит задача рационального использования бюджетных средств с целью развития отрасли. Во что в первую очередь вы вложите деньги? Какие необходимы преобразования? На обдумывание вам 3 минуты. (учащиеся отвечают). Скажите, пожалуйста, что происходит в последнее время с ценами на продукты питания? (Дорожают). А с чем это связано. Как объясняется процесс подорожания в средствах массовой информации
Учитель: Почему сельское хозяйство является мощным фактором воздействия на окружающую среду? (ответы учащихся) Учитель: Знать особенности развития страны, в которой живешь- хорошо, но знать историю, традиции, культуру своей малой Родины, своего района или села хорошо вдвойне. «Люблю и знаю, Знаю и люблю,И тем сильней люблю,Чем больше знаю».Закрепление4.1. «Проверь себя»
Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)а) зерновыеб) кормовыев) техническиег) овощи и картофель
К техническим культурам относятсяа) чечевицаб) лён и сахарная свёклав) лён, сахарная свёкла и рожь
Рожь, лён и картофель выращивают в основнома) в чернозёмной зонеб) в нечернозёмной зоне
К зерновым культурам относятсяа) сояб) пшеница и лёнв) пшеница, овёс, кукурузаОтветы: 1. г, в, б, а. 2.б, 3.б, 4.в.Ответ на проблемный вопрос. Агропромышленный комплекс объединяет все отрасли экономики по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведению до потребителя. От его развития непосредственно зависит уровень жизни населения, его обеспеченность продуктами питания.
Рефлексия (слайд) Д/зП. 27, вопросы стр.121. Опережающее задание. Подготовить сообщение ,презентацию о земледелии или животноводстве России. Написать сочинение с/п и цены на сельскохозяйственную продукцию.
Закончим наш урок словами : Растут, бессчетно множась города, Но не прожить без сельского труда Ни дня ни заводчанам, ни шахтерам,Ни депутатам, ни большим актерам.Всем людям на Земле нужна еда.Где взять ее без сельского труда?И трудится народ в деревнях, селахНа необъятных полевых просторах.А за старательный к себе подход Земля им с благодарностью даетВсе лучше урожай из года в год-Сыт будет и доволен весь народ.