Урок географии в 10 классе по теме: «Сельское хозяйство мира»

Урок географии в 10 классе по теме: «Сельское хозяйство мира»

ЦЕЛЬ УРОКА: систематизировать и углубить знания о сельском хозяйстве, выявить особенности его зональной специализации в регионах и странах, познакомить с главными сельскохозяйственными районами мира.

Личностные цели:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
– формирования способности к самоучению, саморазвитию;
– формирования уважительного отношения к иному мнению, толерантности;
– развития мышления, памяти, внимания;
– развития самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности;
– развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, взаимопомощи;
Метапредметные цели:
а) Познавательные УУД:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей и условиями её реализации;
формирования умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её систематизацию, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; построения рассуждений;
б) Регулятивные УУД:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования умений организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, осуществлять самоконтроль, самокоррекцию, оценивать достигнутые результаты.
в) Коммуникативные УУД:
Создать условия для самореализации учащихся путем:
формирования умений взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
формирования умения работать в информационной среде.

Предметные цели:
Создать условия для самореализации учащихся через формирование умений работать в информационной среде, чтобы систематизировать и углубить знания о сельском хозяйстве, выявить особенности его зональной специализации в регионах и странах, познакомиться с главными сельскохозяйственными районами мира.

Цели для ученика (учебная задача) Провести географическую экспертизу текста учебника

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: групповая, фронтальная, индивидуальная.
ОБОРУДОВАНИЕ:
физическая и политическая карты мира,
учебники и атласы для 10 кл.,
карта “Природные зоны мира”,
картограммы по сбору с/х культур и отраслям животноводства,
мультимедийное оборудование
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ: биология, история.
Подготовительный этап: учащиеся класса заранее разбиваются на 4 группы для предварительного изучения материала по темам:
“Особенности сельского хозяйства. Аграрные отношения”
“Земледелие”
“Животноводство мира”
“Рыболовство мира”.
Они подбирают познавательный материал, изучают карты и современные статистические данные по отраслям экономики, разрабатывают презентации для выступления группы. В группах избираются: руководитель, оформитель, эколог, учёный, журналист.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Этап мотивации.
Каждое утро вы начинаете с одного из трех напитков. Какие это напитки?
Чай, кофе и какао.
Как вы думаете, почему? Каким общим свойством обладают данные напитки?
Это тонизирующие напитки. Какого происхождения чай, кофе и какао?
Какая отрасль хозяйства занимается их производством?
Сформулируйте тему урока, цель урока. Определите задачи.
Актуализация знаний. Этап целеполагания. Работа на интерактивной доске
Сегодня на уроке мы ознакомимся с особенностями сельского хозяйства мира. Сельское хозяйство относится к первичной сфере хозяйственной деятельности человека. Она является первой по времени возникновения. Сельское хозяйство в той или иной степени представлено во всех странах мира и является вторым по значению в современной структуре экономики. Несмотря на скромное значение в современной экономике, все же оно играет важную роль, обеспечивая население продовольствием, а промышленность сырьем.
Вспомним структуру сельского хозяйства, которую вы изучали в 9 классе на примере России. (Таблица заполняется на доске.)


Этап получения новых знаний. Работа в интерактивных группах.

Сегодня мы рассмотрим земледелие и животноводство в мировом масштабе, увидим отличия ведения сельского хозяйства в некоторых регионах и странах.

Каждая группа уч-ся получит свой маршрут исследований. Кроме того, вы должны придумать по 3 вопроса для ребят других групп.
В ходе урока мы ответим на вопрос: какими факторами обусловлено отставание сельского хозяйства развивающихся стран?

1 группа “Особенности сельского хозяйства. Аграрные отношения”:
- Роль сельского хозяйства в мировой экономике;
- Занятость трудоспособного населения в сельском хозяйстве по регионам;
- Зависимость уровня развития сельского хозяйства от развитости экономики страны;
- “Зелёная революция”: её мероприятия и результаты.

2 группа “Земледелие”:

- Основные земледельческие районы мира;
- Зерновые культуры – основа мирового сельского хозяйства
(основные культуры и их крупнейшие производители);
- Масличные культуры;
- Сахароносные культуры;
- Тонизирующие культуры;
- Клубнеплодные культуры;
- Плодовые – виноград, бананы;
- Волокнистые культуры;
- Каучуконосы, производство натурального каучука;
- Проблема контрабандной торговли наркотиками. Произрастание наркосодержащих растений

3 группа “Животноводство”:

- Луга и пастбища. География мирового животноводства;
- 3 ведущие отрасли животноводства, страны – лидеры по поголовью;
- Производство и потребление продукции животноводства в разных регионах
- Другие отрасли животноводства;
- Отличие уровня животноводства в развитых странах.

4 группа “Рыболовство”:
- Значение отрасли;
- Основные районы морского рыболовства;
- Первая десятка рыболовецких держав;
- Понятие “аквакультура”.

Выступление групп: мини-презентации по вопросам,
Выступление группы № 1
Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространённая отрасль материального производства. В ней занято около половины трудоспособного населения планеты – около 1 млрд. человек. В мире нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и смежными отраслями – лесным хозяйством, охотой, рыболовством. слайд № 2:
Сельское хозяйство разнообразно – в мире выделяют 50 различных его типов, но все их можно объединить в две большие группы:
1. Высокотоварное сельское хозяйство, которое включает:
а) интенсивное земледелие;
б) интенсивное животноводство.
Оно характерно для экономически развитых стран.
2. Традиционное потребительское сельское хозяйство, включающее:
а) плужное и мотыжное земледелие;
б) пастбищное, кочевое, полукочевое животноводство;
в) собирательство, охоту, рыболовство. Характерно для развивающихся стран.
слайд № 3
"Зеленая революция" - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники – одна из форм проявления НТР, прорыв, достигнутый, в начале в производстве продовольствия на планете за счет широкого распространения новых высокопродуктивных и низкорослых сортов пшеницы и риса в странах Азии, страдавших от нехватки продовольствия. Начало Зелёной революции было положено в Мексике в 1943 году: крупнейших успехов достиг Норман Борлоуг, выведший много высокоэффективных сортов пшеницы, в т. ч. с коротким стеблем, устойчивую к полеганию. К 1956 Мексика полностью обеспечила себя зерном и начала его экспорт, за 15 лет урожайность зерновых в стране выросла в 3 раза. Эти разработки были использованы в селекционной работе в Колумбии, Индии, Пакистане, в 1970 Борлоуг получил Нобелевскую премию мира. слайд № 4
“Зелёная революция” включает три основных компонента: выведение скороспелых сортов зерновых, расширение ирригации, более широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов. слайд № 5
На Филиппинах удалось вывести сорта высокопродуктивного “чудо-риса”, применив сложную поливную систему. Горные потоки отводят и по разветвленной сети каналов и бамбуковых труб направляют к рисовым террасам. Новые зёрна растут быстрее, позволяя собирать 2 урожая в год.
слайд № 6
“Зелёная революция” ознаменовала собой начало новой эры развития сельского хозяйства на планете, эры, в которую с/х наука смогла предложить ряд усовершенствованных технологий для фермерских хозяйств в развивающихся странах: современные высокоурожайные сорта , устойчивые к насекомым-вредителям и болезням, трансгенные сорта . слайд № 7
За последние 20 лет биотехнология, используя рекомбинантные ДНК, позволила проникнуть в глубины генома на молекулярный уровень. Эта генетическая трансформация сулит огромную пользу для производителей с/х продукции, в частности, повышая устойчивость растений к насекомым-вредителям, болезням и гербицидам. Дополнительные выгоды связаны с выведением сортов, более устойчивых к недостатку или избытку влаги в почве, а также к жаре или холоду основным характеристикам современных прогнозов грядущих климатических катаклизмов. Наконец, немалую выгоду может получить от биотехнологии и непосредственно потребитель, поскольку новые сорта более питательны.
Зелёная революция позволила не только прокормить увеличивающееся население Земли, но и улучшить его качество жизни. Прогрессивные последствия “зелёной революции”:
В результате некоторые из развивающихся стран слали удовлетворять свои потребности в зерне путём собственного производства.
Урожайность зерновых выросла в 2 – 3 раза.
Увеличился спрос на машины и удобрения.
Вновь подтверждается закономерность, что отставание сельского хозяйства развивающихся стран обусловлено не столько природными, сколько социально – экономическими причинами.

Выступление группы № 2
Зерновые культуры занимают в мире почти 1/2 всей обрабатываемой площади. Их посевы фактически совпадают с расселением людей. Зерновое хозяйство держится на трёх хлебах – пшенице, рисе и кукурузе, они дают 4/5 валового сбора и обеспечивают половину всей пищевой энергии людей. слайд № 8
ПШЕНИЦА. Её выращивают почти в 70 странах, преобладающий валовой сбор в США, Канаде, Австралии, Китае, Индии, Франции, России, на Украине.
РИС. Одна из древнейших культур, которая возделывалась в Китае ещё задолго до нашей эры.
В наши дни рисосеянием занимаются в 100 странах, но 9/10 его мирового сбора приходится  на “рисовые” страны Азии. В Индонезии, Японии рисовые поля занимают 2/3 всех  обрабатываемых площадей, на Филиппинах – 9/10.
КУКУРУЗА. Она “родилась” в Мексике, откуда после открытия Нового Света была завезена в другие районы мира. Выращивание кукурузы не только на зерно, но и на зелёную массу в последние годы расширило зону её распространения. Однако основным её производителем остаются США, за ними следуют Китай и Бразилия. Главный в мире район её выращивания – кукурузный пояс США, который находится к югу от Великих озёр, особенно славится её производством штат Айова
Масличные культуры занимают второе место в пищевом рационе населения планеты.2/3 всех потребляемых жиров имеют растительное происхождение; их доля особенно велика в пищевом рационе населения стран Азии, Африки и Латинской Америки. По сбору сои 1 место в мире занимают США, арахиса – Индия, оливок – Италия. Ведущие производители подсолнечника: Россия, Украина, США, Аргентина, Китай. слайд № 9
Сахароносные культуры. В мире ежегодно производится более 120 млн. т сахара: 2/3 – сахарного тростника, 1/3 – сахарной свеклы. Главная особенность их выращивания – трудоёмкость. Родина сахарного тростника – Бангладеш. На Кубе – 150 сахарных заводов, производящих до 5 млн. т сахара в год. Сахарная свекла произрастает в умеренном поясе. Главные её производители – Россия, Украина, страны Зарубежной Европы и Северной Америки. слайд № 10
Тонизирующие культуры – чай, кофе, какао. Они возделываются в тропиках (чай также в субтропиках) и имеют ограниченные ареалы:
ЧАЙ. Его родина – Китай, в Европе он стал известен в 17 веке, его стали доставлять на быстроходных трёхмачтовых парусниках – чайных клиперах. И теперь 4/5 мирового сбора чая дают страны Азии, особенно Индия, Китай и Шри-Ланка.
КОФЕ. Его родина – Африка. В наши дни 2/3 сбора приходится на страны Латинской Америки, особенно Бразилия и Колумбия. Около 50 стран экспортируют кофе. В Латинской Америке преобладает кофе сорта “арабика”, в Африке и Азии – “робуста”.
КАКАО. Культура какао родилась в Америке, но теперь основные её производители находятся на Гвинейском побережье Африки: Кот-де-Ивуар, Либерия, Гана, Того, Нигерия, Камерун, а также – Индонезия, Бразилия, Эквадор. слайд № 11
Клубнеплодные культуры. Самая распространённая из них – картофель (“инкский трюфель”), родина которого – нагорье Перу Южной Америки. Первое место в мире по сбору картофеля занимает Китай, за ним следуют: Индия, Россия, Украина, США, Германия, Польша, Белоруссия, Франция. слайд № 12
Фрукты, овощи. Апельсинов собирают больше всего в Бразилии и США, бананов – в Бразилии, Коста-Рике, Колумбии, Эквадоре; винограда – в Италии, апельсинов и лимонов – США (главный район выращивания фруктов и овощей – Калифорния), мандаринов – в Японии, авокадо –
Мексика, Чили, Индонезия, Колумбия. Первое место по объёму производства овощей и бахчевых культур занимает Китай, по сбору капусты – страны СНГ, помидоров – Китай, США, Турции, Индия, Египет; лука – Китай. слайды № 13 – 15
Наркосодержащие растения. Большие масштабы приняла контрабандная торговля наркотиками. Главные производители: Колумбия и некоторые страны Азии: Афганистан, Пакистан слайд № 16

Выступление группы № 3
Животноводство, подобно зерновым культурам, распространено почти повсеместно. Причём луга и пастбища занимают в три раза больше земель, чем пашня. Основную часть животноводческой продукции дают страны умеренного пояса. Надо учитывать, что половину всего производимого зерна используется в качестве фуража. Слайд № 17
Главную роль играют три отрасли: Слайд № 18
Скотоводство. Благодаря разведению крупного рогатого скота (около 1,3 млрд. голов) получают почти все молоко и более 1/3 мяса. Интенсивное молочное и мясомолочное скотоводство наиболее
распространенно в лесной и лесостепной зонах умеренного поясов. Содержание скота здесь стойловое или пастбищно – стойловое. Мясной скот разводят преимущ. в засушливых районах умеренного и субтропического поясов, где преобладает экстенсивное отгонно-пастбищное скотоводство. В некоторых районах США, Канады, Аргентины, Австралии возникли крупные по площади товарные хозяйства (ранчо) – настоящие “фабрики мяса”. Слайд № 19
Свиноводство. (1,1 млрд. голов) – источник получения 2/5 всей мировой мясной продукции. Оно тяготеет к густонаселенным областям и крупным промышленным центрам, к районам интенсивного животноводства, выращивания картофеля. Почти половина мирового поголовья свиней приходится на Азию, прежде всего - на Китай. Слайд № 20
Овцеводство (около 1 млрд. голов) мясошерстного направления характерно для районов с достаточным увлажнением и относительно мягким климатом, тонкорунного и полутонкорунного направления – для более засушливых районов. Слайд № 21
Другие отрасли животноводства: козоводство, яководство, кролиководство, пчеловодство, коневодство, птицеводство, оленеводство и др. Слайд № 22
В экономически развитых странах Запада душевное потребление мяса в среднем составляет 80 – 100 кг. В год, а в развивающихся – 15 – 20 кг. Рекордсменом же оказывается Новая Зеландия, где душевое потребление мяса достигает 400кг.
Молока в мире ежегодно производится более 500 млн. т. (впереди США, Индия, Россия, ФРГ, Франция); яиц – 700 млрд. штук (Китай, США, Япония); шерсти – 2,5 млн. т. (Австралия, Китай, Новая Зеландия). Больше всего сыра производят страны ЕС, США, Бразилии, Аргентине, России, Австралии, Новой Зеландии, Украине.
Слайды № 23, 24:
Вывод: Животноводство получило распространение практически во всех странах мира.
В развитых странах – интенсивное высокотоварное молочно-мясное животноводство, свиноводство и птицеводство. В развивающихся странах – экстенсивные формы животноводства (здесь характерна низкая продуктивность скота). Так, животноводство, ведущееся экстенсивными методами, во многом остаётся ещё “визитной карточкой” Монголии. Наиболее крупные экспортёры продукции животноводства – Австралия, Аргентина, Дания, Нидерланды, Новая Зеландия.

Выступление группы № 4
Рыболовство  добывающая отрасль рыбной промышленности. Рыба и рыбопродукты представляют собой очень важный элемент сбалансированного питания, источник около 1/4 белковой пищи животного происхождения. Неудивительно, что 72-75 % мирового улова предназначается для питания людей, остальное перерабатывают в рыбную муку, питательные добавки, рыбий жир, используют на корм скоту или в фармацевтике.
слайд № 25
В мире насчитывается примерно 1,5 млн. рыболовных судов. В послевоенный период основной улов рыбы обеспечивали наиболее ценные ее семейства - сельдевые, тресковые, ставридовые, скумбриевые, анчоусовые. Но в результате перелова преобладать в нем сейчас стали менее ценные по пищевым качествам виды рыбы (мойва, минтай, макрель, хек).
В Атлантическом океане издавна известны 2 района – Северо-Восточный, у берегов Европы, и Северо-Западный, у берегов Америки. Северо-Восточный район еще в 50-х гг. XX в. давал треть всех мировых уловов, но затем добыча здесь резко сократилась из-за перелова и “конкуренции” нефтяной промышленности. Так, некогда очень рыбное Северное море теперь обеспечивает лишь 2,5 % мирового улова. Уменьшились уловы и в Северо-Западном районе (США и Канада).
В Тихом океане три главных рыболовных района. Северо-Западный район у берегов Азии, где промысел ведут Россия, Япония, Китай, Республика Корея и КНДР, в настоящее время крупнейший не только в Тихом океане, но и в мире. Северо-Восточный район у берегов Северной Америки и Юго-Восточный - находится у берегов Перу и Чили. Основной объект промысла здесь - перуанский анчоус. слайд № 26
Есть и другие районы, менее крупные. Однако со временем многие подверглись сильному истощению. На рыбных банках Северной Атлантики оскудели запасы сельди и трески, у берегов Северной Америки - калифорнийской сардины, у берегов Перу и Чили - перуанского анчоуса, в восточной части Центральной Атлантики - головоногих (осьминогов, кальмаров), у Алеутских островов - аляскинского королевского краба.
Сейчас на развивающиеся страны приходится уже 70 % всего мирового улова.
Первая десятка стран по добыче рыбы из расчета на душу населения выглядит так: слайд № 27
В России уловы рыбы в 1990-х гг. сначала сильно снизились, но затем стабилизировались на уровне 3-4 млн.т. По производству рыбы из расчета на душу населения (20 кг) Россия превышает среднемировой уровень (16 кг). Главной акваторией России являются моря Дальнего Востока.
Аквакультура. Это целесообразное искусственное воспроизводство рыбы и др. морепродуктов при помощи их перенесения, акклиматизации, создания подводных “ферм” и “плантаций”. От лат. aqua - вода и cultura - возделывание, уход. Выращивание в контролируемых человеком условиях рыб, моллюсков, ракообразных, иглокожих, водорослей, а также искусственного жемчуга и аквариумных рыб. Направление быстро развивается со второй половины XX в., обеспечивая 1/4 производства всех морепродуктов. Половину её составляет рыба, 1/4 - водоросли, 1/5 - моллюски, остальное - ракообразные. География аквакультуры очень широка: ею занимаются в 140 странах. При этом доля Азии 88 %, доля Европы 7 %, Америки - 3 %. Неудивительно, что в Азии находится большинство стран из первой десятки: слайд № 28
Пресноводная аквакультура (рыборазведение) занимается увеличением и улучшением рыбных запасов в естественных и искусственных водоемах: карпы, речные угри и лососевые.
Морская аквакультура (марикультура) - выращивание морских организмов на естественных или искусственных кормах в отгороженных заливах или специальных садках. Разведение рыбы в марикультуре имеет подчиненное значение, основные объемы - водоросли, моллюски и креветки.
Наибольшее развитие марикультура получила также в странах Азии - в прибрежных акваториях тропических и субтропических. 1 место среди них занимает Китай. Затем - Япония, здесь выращивают устриц, жемчуг, морскую рыбу и водоросли.
В Западной Европе сложилась специализация марикультуры на двух группах моллюсков - устрицах и мидиях. При этом во Франции и ФРГ преобладает выращивание устриц, а в Италии, Испании, Нидерландах - мидий. В США выращивают почти исключительно устриц.
слайд № 29
Из так называемых проходных рыб в последнее время особенно много внимания уделяется лососевым, вылов которых в открытых морях стал уменьшаться. Разведение лососевых в искусственных условиях уже приближается к 1 млн. т в год. Сначала едва ли не монополистом в разведении лосося такими способами была Норвегия, затем с ней стали конкурировать и некоторые другие страны - Чили, Великобритания, Канада, Ирландия. А основные потребители лососевых - Япония, США, страны Западной Европы.
Вклад в мировую аквакультуру отдельных океанов: слайд № 30
В России продукция аквакультуры сравнительно невелика и представлена в основном пресноводными видами рыб, изучаются возможности разведения кефали, камбалы, осетровых, лососевых, карповых, растительноядных, моллюсков и водорослей - в южных, северных и дальневосточных морях страны. Слайд № 31

Обучающиеся комментируют и оценивают работу групп.


Первичное закрепление материала. Работа в группах. Взаимооценка.

Задание №1. Проанализируйте карту «Занятость населения в сельском хозяйстве».
1).В какой группе стран преобладает доля занятых в с/х? 2).Какова доля занятых в с/х в: России    % США    % Мозамбике    % Испании    % Польше   %

Задание №2. Какие регионы являются лидерами по производству с/х продукции на душу населения.
Выбери правильный ответ.
США, Канада, Бразилия, Австралия, Япония;
Зарубежная Европа, СНГ, Аргентина, Южная Африка;
Юго-Восточная Азия, Центральная Америка, Австралия

Задание №3. Проанализируйте карту «Производство пшеницы». Выпишите 5 крупнейших производителей пшеницы
1.
2.
3.
4.
5.


Задание №4. Проанализируйте карту «Главные производители риса». Выпишите 5 крупнейших производителей.


1.
2.
3.
4.
5.


Задание №5. Проанализируйте карту. Выпишите 5 крупнейших производителей хлопка.

1.
2.
3.
4.
5.




Задание №6. Определите, какие страны являются лидерами по поголовью крупного рогатого скота, свиней, овец?
Китай, Австралия, Индия, Иран, Новая Зеландия.
Индия, США, Бразилия, Китай, Аргентина
Китай, Бразилия, США, ФРГ, Россия

Задание №7. Определите, какие сельскохозяйственные культуры производят в странах

Страна производитель

1.США

2.Бразилия

3.Мексика

4.Канада

5.Китай

6.Индия

7.Россия

8.Украина

9.Вьетнам


Название культур

а. рис

б.пшеница

в. соя

г. кофе

д. апельсины и лимоны

е. какао

ж. сахарная свекла





Учащиеся сравнивают ответы с образцом. Выставляют оценки



Домашнее задание. Параграф 28. уч-ся, не получившим на уроке “4” или “5”: составить кроссворд “Сельское хозяйство”

Итог урока. Рефлексия.

Итак, на сегодняшнем уроке мы решали проблему: какими факторами обусловлено отставание сельского хозяйства развивающихся стран?
К каким выводам вы пришли в ходе обсуждения мирового сельского хозяйства?
Возможные ответы учеников
Факторами являются:
Высокая доля ручного труда в земледелии: преобладание плужного и мотыжного земледелия
Преобладание традиционного потребительского (малотоварного) сельского хозяйства
Отставание уровня развития машиностроительного комплекса
Низкий уровень развития химической промышленности
Несформированность транспортных систем, низкая транспортная подвижность
Экстенсивные формы животноводства
Сохраняется подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство
Недостаточность ирригационных систем
Многие с/х растения Африки – монокультуры, что является пережитком колониального прошлого этих стран.


Закрепление изученного материала
На приведенных диаграммах показана доля крупных регионов мира (СНГ, Зарубежная Европа, Зарубежная Азия, Африка, Северная Америка, Латинская Америка) в мировом производстве пшеницы, риса, кукурузы. Надпишите на диаграммах регионы, соответствующие цифровым показателям.


Урок 27Рисунок 1Урок 27. Сельское хозяйство мираУрок 27Рисунок 4Урок 27. Сельское хозяйство мира15