Выступление на семинаре Духовно-нравственное воспитание через курс ОРКСЭ

Выступление на республиканском семинаре по теме:
«Духовно-нравственное воспитание детей на уроках ОРКСЭ»
(из опыта работы)

Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ Лицея №18
Ханова Наталья Викторовна
01.12.2016

Введением [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания обучающихся через изучение традиций народов. Поэтому в современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества. Курс ОРКСЭ формирует обширную базу средств и возможностей для реализации духовно-нравственной программы развития обучающихся.
Преподавая данный курс, встаёт вопрос, как наиболее эффективно выстроить взаимодействие и сотрудничество с обучающимися, в процессе изучения культурологического курса направленного на развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Как заинтересовать детей? Как развить у обучающихся познавательный интерес к предмету.
Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование личности.
В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Каменский цитировал «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».
На сегодняшний день учебный процесс включает в себя различные методы обучения, направленные на развитие познавательного интереса у учеников. В то же время нужно отходить от стандартного урока, вносить что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Для этого необходимо применение в процессе преподавания курса ОРКСЭ активных форм работы и методов обучения.
Чтобы заинтересовать детей на уроках я применяю интерактивные технологии и методы. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. В структуру урока включаю только элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, позволяющие сделать урок необычным и более насыщенным и интересным.
Остановлюсь подробнее на формах и методах работы, которые я стараюсь применять а уроках ОРКСЭ.
Совместные мероприятия с родителями.
Без взаимодействия с семьёй, поддержки со стороны семьи, изучение предмета будет неполноценным. Для этого я стараюсь вовлекать родителей в учебный процесс. Для них проводятся совместные уроки с детьми на тему «Семья и семейные ценности», родительские собрания по теме «Духовно-нравственное воспитание детей через семью».
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
2) Метод проектов, использование ИКТ и средств мультимедиа.
В данной работе родители являются помощниками в поиске дополнительной информации и подготовке презентаций к урокам ОРКСЭ. Тему дополнительной информации, которой нет в учебнике, дети, как правило выбирают сами.


Темы для презентаций:
«Ритуалы в религиозной культуре» (Никах у мусульман, венчание у православных, обряды рождения и крещения , наречение имени).
«Религиозные праздники» (Пасха. Ребята познакомились с такими понятиями как: пасха, пост, богослужение, пасхальная литургия, вербное воскресение, торжественное богослужение, а также с пасжальными традициями).
«Священные места и священные сооружения». Работая по данной теме, ребята сами изъявили желание, узнать какие храмы есть в нашем городе. Они посетили данные объекты с родителями, сфотографировали их. Таким образом дети узнали что в Сарапуле 5 православных храмов и 2 мечети.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Хочу отметить, что данный вид работы очень нравится детям. Они с удовольствием готовят свои проекты и выступают перед сверстниками.
3) Работа с притчей.
Притча без окончания
Сравнение нескольких притч
Обсуждение основной идеи и смысла истории
Пример одного из способов работы с притчей: притча без окончания.
Детям предлагается притча без окончания, т.е. без последнего предложения.
Притча «Два волка».
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Что ответил индеец внуку? (ответы детей, они бурно обсуждают свои предположения)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Индеец ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как вы поняли эти слова?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Как вы поняли эти слова? - Ответ: Присутствие добра и зла в человеке зависит от его поступков.
4) Работа в группах и парах.
5) Дискуссии. Темы дискуссий.
«Общечеловеческие ценности»;
«Понятие морали и морального выбора»;
«Добро и зло».
Вывод.
Я считаю что курс «Основы религиозных культур и светской этики» призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании детей.
Закончу словами российского философа 19 века Георгия Плеханова «Воспитание человека в духе нравственности состоит именно в том, что поступки, полезные обществу, становятся для него инстинктивной потребностью».



Root Entry