Выступление на семинаре МАУДО ЦВР «Подросток» по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся УВК с. Краснохолм»



Выступление
на семинаре МАУДО ЦВР «Подросток»
по теме: «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся УВК с. Краснохолм»
(Выполнила: Салтаева Е.Ю., методист учебно-воспитательного комплекса с. Краснохолм 1 квалификационной категории, 2014 г.)Восточная мудрость гласит:
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.
Если ты думаешь навек вперед,
воспитай человека»
доминанта УДОД - развитие личности ребенка
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании Родины…это зависит от нас. Безусловно, современному подростку трудно разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права, патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация и на атрибуты массовой, в основном западной культуры (опять же за счет снижения истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета). Все это вызывает беспокойство за будущее России.
Решение всех этих проблем в значительной степени зависит от всестороннего подхода к духовно-патриотическому воспитанию учащихся. В этих условиях основной задачей становится возрождение духовно-патриотического самосознания, преодоление национального эгоцентризма, пробуждение интереса к национальной культуре и воспитание уважения к другим народам и культурам, формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения, приобщении его к нравственным, духовным ценностям, традициям своего народа, воспитании гражданственности, патриотизма. Безусловно, основная роль в воспитании гражданина принадлежит семье, школе, учреждениям дополнительного образования.
Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом, исследовательской работой, патриотическим воспитанием и подготовкой к армейской службе – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Таким образом, дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам; увеличивает пространство, в котором воспитанники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
На протяжении нескольких лет учебно-воспитательный комплекс с. Краснохолм успешно взаимосотрудничает со всеми образовательными учреждениями села. Администрация школ предоставляют базы для ведения учебно-воспитательного процесса; проводятся совместные мероприятия различной направленности и уровней. Так как педагогические коллективы села четко понимают, что не только лишь обучение определенным предметам, но и развитие ребенка через призму дополнительного образования - важная составляющая всего педагогического процесса. У педагога УВК с. Краснохолм основной целью всей профессионально-педагогической деятельности является – занятость сельских детей интересным, полезным, в последнее время из опросов воспитанников и их родителей, профессионально-ориентированным делом. То есть наша цель: не пустить на «улицу» детей или увлечь их от нее грамотными действиями, разновидовыми методами и технологиями; воспитать в ребенке высокое чувство патриотизма.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой необходимо начинать от дошкольного до зрелого возраста человека. Это планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия всех уровней образования и конечно же семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Педагоги нашего отдела способствуют формированию у сельских девчонок и мальчишек основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Идеальный воспитанник обладает культурой чувств, скромностью, тактичностью, добротой, состраданием, но при этом - способный к развитию творческих способностей, самосовершенствованию и успешной социализации в жизни, способный сохранять и продолжать традиции своей семьи, любящий свою Родину.
Для формирования чувства патриотизма, нравственности, духовности очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. И еще, народное воспитание создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, детскому коллективу, но и общностям более высоких порядков. Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма. Поэтому педагоги УВК регулярно для своих воспитанников организовывают беседы на гражданско-патриотические темы, встречи с ветеранами войн, зарницы, различные соревнования. Курсанты ЮВПШ «Атака» со своим командиром ежегодно на различных праздниках радуют нас показательными выступлениями. Также курсанты ЮВПШ «Атака» достойно принимают участие во всех соревнованиях Центра среди военно-патриотических школ; проходят военную подготовку в летних оздоровительных лагерях.
Залогом успешной работы с детьми - это сотрудничество с семьей. Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Семья является благодатной средой для воспитания чувства гордости за культуру своего народа. Ведь в семье особый микроклимат, основанный на доверительных отношениях. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому работа по гражданско-патриотическому воспитанию невозможна без участия родителей.
Работу с родителями педагоги нашего отдела строят по трем основным направлениям:
• психолого-педагогическое просвещение родителей;
• создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и их родителей;
• вовлечение родителей в воспитательный процесс.
Педагоги УВК используют в своей работе следующие формы:
родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
индивидуальные и тематические консультации;
проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей), на которых происходит знакомство с традициями, обычаями и увлечениями семей;
привлечение родителей к проведению экскурсий и походов, праздников и соревнований. Проведение совместных праздников способствуют установлению благоприятного микроклимата в отношениях между педагогом, учащимися и родителями и создают благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания детей и подростков;
выставки детских работ.
Применение педагогов УВК в воспитательной работе разнообразных методов, форм позволяет обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.Дети - наше будущее. Но они и наше настоящее, наше сегодня. От того, какими вырастут наши дети, зависит не только их благополучие, но и здоровье нашего общества.
Решение таких практических задач, как поддержание образцового порядка во дворе дома, в школе, местах отдыха молодежи, - это тоже проявление патриотизма, и воспитывается оно в семье. И если педагоги дают, прежде всего, знания, готовят к выбору профессии, то семья отвечает за эмоциональное воспитание, закладывает духовно-нравственную основу личности. Только в результате совместной, взаимодополняющей воспитательной работы педагогов и родителей можно вырастить поколение настоящих патриотов, полноправных граждан своей страны, ответственных за ее будущее.