Выступление на семинаре Духовно-нравственное воспитание на уроках ОПК и ОРКСЭ


Духовно-нравственное воспитание на занятиях кружка «Основы православной культуры» и на уроках курса ОРКСЭ в начальной школе
1 слайд – вступление.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
2 слайд
Современная российская образовательная система переживает большие изменения - введение стандартов 2 поколения и принятие нового Федерального закона «Об образовании в РФ».
Семья является традиционно главным институтом духовно-нравственного воспитания. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни.В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности.
Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе. Именно школа создает тот важнейший комплекс условий воспитывающей среды, который определяет эффективность всего образовательного процесса.
Сегодняшний день характеризуется увеличением информации о мире через СМИ, через Интернет. Но через эти же каналы распространяется и насилие, безнравственность, пропагандируется оккультизм и деструктивные секты. В этой ситуации встает острая потребность в повышении качества гуманитарного образования ребенка, чтобы, вооружив его знаниями, защитить от обрушившейся лавины зла, перемешанной с новыми интересными и полезными явлениями в нашей жизни.
И противостоять этому должны занятия факультатива «Основы православной культуры» и уроки ОРКСЭ.
3 слайд
Основные направления деятельности факультатива «Основы Православной культуры» и курса ОРКСЭ.
Занятия по основам православной культуры и курса ОРКСЭ построены на системном подходе к формированию гражданской и нравственной позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, чтобы помочь обучающимся освоить общественно-исторический и культурологический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
4и 5 слайд
Основные цели и задачи
Организация занятий в рамках факультатива «Основы православной культуры» и уроков ОРКСЭ является целостным духовно – нравственным и социальным развитием.личности.ребенка.путем.приобщения.к.православным,патриотическим,.культурно-историческим.традициям.России посредством создания единой непрерывной социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности. Целостное духовно – нравственное развитие детей осуществляется в процессе решения следующих задач:
формирование духовно – нравственных качеств личности на основе традиционных российских духовно – нравственных ценностей;
создание и развитие системы духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в школе;
консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно – нравственном воспитании детей.
6 слайд
Для проведения факультативных занятий «Основы православной культуры» администрацией школы был выделен кабинет, где светло и уютно здесь учащиеся изучают историю православия, церковное искусство, как устроен православный храм, православный календарь, православную этику, культовую архитектуру, знакомятся с влиянием религии на нравственную, законодательную, бытовую, творческую и другие области жизни и деятельности человека .7 слайд
В шкафах имеется детская православная литература, которую дети с удовольствием читают, также рисунки детей, поделки.
8,9,10 слайд
Кабинет оснащен методической литературой для учащихся:
учебники Владимира Мих. Меньшикова по которым проходят занятия.
методические пособия;
детская литература;
наглядные пособия, краеведческая литература
11 слайд
Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку и его семье возможность разобраться, во что верить, как верить, кому верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться
с уважением.
12 слайд
Для достижения поставленных целей и задач на уроках я использую следующие приёмы и методы:
-словесные (рассказ учителя, беседа);
-наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока);
-объяснительно-иллюстративные (работа с иллюстративным материалом);
-устных упражнений, разработанных в занимательной и познавательной форме;
-эвристические методы –методы, позволяющие обучающимся самим сформулировать наиболее важные выводы;
-работа с текстом.
В ходе урока применяю различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации;
-работа в группах, парах.
13 слайд
Также мы говорим с учащимися о сотворении мира, о смысле жизни и месте человека на Земле.
Предмет дает возможность узнать больше о лучших людях Отечества.
В процессе обучения формируется чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к людям, родителям, семейным традициям.
Из урока в урок дети наполняют свою душу очень важными и необходимыми каждому человеку понятиями: добро, жизнь, Родина, любовь, правда, семья, друзья, труд, добрые поступки.
Читая и анализируя литературные произведения, просматривая видеофильмы, проявляя себя в творчестве, обучающиеся делают вывод: если все люди на земле будут совершать добрые поступки, дарить друг другу тепло своей души, то жизнь на земле станет радостной и насыщенной.
14,15 слайд
На уроках применяю следующие формы и виды деятельности: игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, прикладное творчество, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов, сочинений, разгадывание ребусов.
16, 17 ,18,19,20,21 слайд
Я уделяю серьёзное внимание привлечению обучающихся к  участию в различных конкурсах, выставках.
Мои воспитанники проявляют творческую инициативу, активность в коллективных творческих делах школы, района.
22 слайд
Ежегодно учащиеся школы становятся победителями конкурсов–
«Русь православная» и «Православие и мы».
23 слайд
Наши достижения
24 слайд
В этом учебном году Зазаренко Мария стала призёром муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОПК.
25 слайд
Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» был включен в учебный план нашей  школы.
В школе создана необходимая нормативно-правовая и организационная база преподавания курса ОРКСЭ. Родители нашей школы выбрали 1модуль - «Основы православной культуры». Для определения модуля курса было проведено анкетирование родителей, родительское  собрание «Введение курса ОРКСЭ», с целью учета интересов обучающихся и их семей.
Уроки курса ОРКСЭ имеют свои особенности и отличаются от других уроков. Учитель должен заранее продумать не только каждое свое слово, но предполагаемые ответы детей. На этих уроках, как ни на каких других, важно дать ребенку высказаться и донести до него ту тему, которая была запланирована для изучения. В этом помогает коллекция электронных пособий, которые призваны воспитать в школьниках лучшие человеческие качества, необходимые для того, чтобы нам довелось жить в морально здоровом обществе.
26 слайд
В 4 классе обучается 2 человека. Дети на уроках ОРКСЭ любят работать над пословицами, готовить сообщения, доклады. Любят рисовать, отгадывать кроссворды, составлять презентации.
27 слайд
Прием «толстых и тонких» вопросов
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Кто ?   Что ?    Когда ?   Может ..?   Будет ...?   Мог ли ... ?   Как звать ...?    Было ли ...?   Согласны ли Вы ...?   Верно ли ...?
«Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Дайте 3 объяснения, почему...?    Объясните, почему...?   Почему Вы думаете ...?   Почему Вы считаете ...?   В чем различие ...?    Предположите, что будет, если... ?   Что, если ... ? 
28 слайд
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» и занятия факультатива « Основы православной культуры» призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.
29 слайд
И закончить своё выступление я хочу словами Владимира Караковского-народный учитель СССР, доктора педагогических наукВ.А.КараковскийБез памяти - нет истории,Без истории - нет культуры, Без культуры - нет духовности, Без духовности – нет воспитания,Без воспитания – нет Человека,Без человека – нет Народа!
Спасибо за внимание !