Выступление на окружном семинаре Реализация ФГОС по теме: Духовно нравственное воспитание в условиях ФГОС


Патриотизм как основа духовно- нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ООО.
Горшенина И. И.
Учитель истории ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Начать свое выступление хочу с небольшого отрывка из стихотворения «Их образ жизни» Игоря Северянина, которое написано в 1923 году:
Чем эти самые живут,
Что вот на паре ног проходят?
Пьют и едят, едят и пьют –
И в этом жизни смысл находят…
Надуть, нажиться, обокрасть,
Растлить, унизить, сделать больно…
Какая ж им иная страсть?
Ведь им и этого довольно!
И эти-то, на паре ног,
Так называемые люди
Живут себе…
Никто не хотел бы, чтобы наши дети стали теми, о ком так ярко сказал в этом стихотворении поэт. Однако за многие годы реформирования в области нашего образования, к сожалению, терялись многие наши духовные ценности. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Для молодежной среды характерны «двойная мораль», «дегуманизация» поведения, ориентация на атрибуты массовой, в основном западной культуры. Все это вызывает беспокойство за будущее России.
Помимо основного требования, предъявляемого к преподаванию предмета история в государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения - воспитание у молодого человека осознания своей идентичности, как гражданина своей страны, особое место отводится духовно – нравственному воспитанию молодёжи. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к героическим страницам нашей отечественной истории. Патриотизм выступает в данном случае как первостепенная ценность. Патриотизм выступает здесь первостепенной ценностью. Актуальность воспитания патриотизма подрастающего поколения всегда усиливается в переломные моменты истории развития государства, когда встает острая необходимость переосмыслить прошлое и объяснить настоящее. В такие моменты в государстве возникает потребность распространения объединяющих идей, формирование уважительного отношения народа к своему государству, уважение нравственных и духовных ценностей, воспитание патриотического сознания. Об этом в последнее время все чаще говорит наш президент В. В. Путин.
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения – сложный и многогранный процесс. Успех его во многом зависит от того, насколько удалось ребёнку привить уважение к прошлому и настоящему своей Родины, сформировать понятие чести и достоинства. В современных условиях преподавание исторических дисциплин в школе направлено на развитие личности ученика. Все богатство и многообразие истории, ее потенциал, позволяет реализовать важнейшую задачу – воспитание историей.
В своей педагогической практике занятия по формированию патриотизма и гражданской идентичности организую, используя как традиционные формы урока, так и нетрадиционные формы: урок-аукцион, пресс-конференция, дебаты, ролевые игры, урок -кейс. Нетрадиционные формы уроков помогают развивать абстрактное и образное мышление, заставляют думать, рассуждать, высказывать свою точку зрения. Так на уроке «Отечественная война»(8 класс) – инсценируется сцена «Совет в Филях» По ходу урока ученикам предлагаются слова - роли и они разыгрывают сцену Совета в Филях. Даются задания на анализ ситуации:
- Почему был не прав генерал Л.Л. Беннигсен, предлагая дать новое сражение Наполеону?
- Как вы считаете, убедительны ли были аргументы генерала Барклая-де- Толли против нового сражения?
- Кто и почему поддержал Барклая-де-Толли?
- Встаньте на место Кутузова, как бы вы поступили в данной ситуации? Какие трудности вы бы испытывали?
А на уроке- суде «Русско- японская война»(9 класс), заслушав выступления свидетелей, действующих лиц суда мы решали вопрос:
- Была ли возможность предотвратить войну? Какие тенденции в общемировой и российской реальности способствовали этому или мешали?
- Могла ли Россия выиграть войну? Что для этого было необходимо?
- Портсмутский мирный договор- это победа или поражение российской дипломатии?
Такие задания, применяемые в кейс- технологии, способствуют развитию личностных результатов изучения истории, а так как часто ученикам требуется выразить свое отношение к происходившим событиям или встать на позицию определенного исторического лица, это способствует еще и определению собственной позиции.
Педагогически целесообразным вижу и организацию занятий, позволяющих актуализировать эмоциональные и ценностные переживания нашей истории.
Влиять на эмоциональную сферу учащихся, эффективно воспринимать материал помогают музыкальное, визуальное оформление (презентации, видео фрагменты фильмов, музыкальнее отрывки, стихи). Урок о восстании декабристов начинаю с отрывка из поэмы «Казанский университет» Е. Евтушенко «Лучшие из русского дворянства…», а уроки об участии России в первой мировой войне с видеофрагмента об обороне крепости Осовец и «атаке мертвецов», рассказ о блокаде Ленинграда с композиции А. Розенбаума « На дороге жизни». Это примеры выдающегося величия народа, который всегда был носителем таких качеств как патриотизм, жертвенность, желание встать на защиту Отечества, что создает особую атмосферу на уроке.
Наглядно познакомиться с историческим и культурным наследием страны и родного края позволяют экскурсии. В этом году я веду внеурочные занятия по истории в 4 классе. Одно из первых занятий проходило в школьном музее. Мы знакомились с историей школы. В музее собраны пусть не очень ценные экспонаты, но все альбомы, стенды и прочий материал сделан и найден руками педагогов и учащихся нашей школы. Когда уроки проходит не в классной комнате, а в том месте, где ребята напрямую могут соприкоснуться с историей школы или края в прошлом, эти занятия имеют более эмоциональное воздействие. Каждый  предмет, который там находится, буквально согрет руками создателей музея. Взять простые фотографии. Это старые фотографии наших выпускников знаменитых и не очень или простых тружеников.. Знакомясь с этими  снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к своей малой Родине, своей школе - что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки просто занятия.
Одним из видов деятельности, связанной с воспитанием патриотизма может стать исследовательская деятельность обучающихся, которая направлена на поиск новых фактов, основанных на опыте жизни их родственников. Так уроки о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов начинаю с сообщений учащихся о судьбе своих родственников в годы войны и послевоенный период. Стержневым вопросом, который будет исследован каждым учеником самостоятельно, является проблема - как повлияла война 1941 -1945 годов на жизнь ваших родственников. Учащиеся озвучивают на уроке свою работу с этой области. Приводимые факты носят неповторимый характер и воздействуют на детей, формируют ответственность за сохранение и приумножение отечественного наследия, укрепляют патриотическое мироощущение учеников через ориентацию на идеалы, которым следовали герои Великой Отечественной войны, стимулируют духовную потребность к изучению событий Великой Отечественной войны и сохранению их в памяти потомков. Важным условием достижения результата должна стать возможность реализации исследовательской деятельности в социуме. Вариантов множество: показ слайд- фильма младшим школьникам, презентация фотоальбома, организация выставки. Пример героическая летопись нашего класса.
Исследовательская деятельность может быть очень разнообразной. Главным же ее результатом должно стать появление интереса к предмету, к продолжению такой деятельности, чтобы не формально, не « по указке» стали бы заниматься шефской деятельностью, посещали ветеранов, стремились бы расширить поисковую деятельность. Пример выступление на конференции в православной гимназии г. Хвалынска.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что применение различных форм и методов проведения урочной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма поможет успешной социализации учащихся.
Понятно, что мы не в состоянии на сегодняшний день оградить детей от потока информации самого разного качества, иногда явно искаженной, но можем научить разбираться в источниках, сведениях, размышлять о событиях и людях, сомневаться в выводах, не удивляться тому, что в исторической науке есть спорные проблемы.
При этом надо помнить, что не ученик существует для учителя, а учитель для ученика. Не подстраиваться под детей, а вести их за собой, развивать их ум, чувства. Не рассчитывать на быстрый успех. И не падать духом в случае неудач. Воспитание патриотизма и нравственности происходит разными путями. Один из таких путей – воспитание самой личностью учителя. Как тут не вспомнить слова В.О. Ключевского, который говорил, что надо любить то, что преподаёшь, и того, кому преподаёшь.