Разработка индивидуального образовательного маршрута. Методические рекомендации.



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»
муниципального образования города Братска

Разработка индивидуального образовательного маршрута
Методические рекомендации
Составитель: Бусел Т. И., методист
Братск. 2017 г.

Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Целевые установки……………………………………………….............4
Методика построения индивидуального образовательного маршрута…………………………………………………………...............4
Разработка индивидуального образовательного маршрута…………………………………………………………...............5
1. Уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности)…………………………………………………………….5
Долгосрочные и краткосрочные цели и пути их достижении……………………………………………………...............5
Время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы……………………………….5
Участие родителей воспитанника в реализации маршрута…….5
Содержание образования – учебно-тематический план, формы занятий, приемы, методы……………………………………………….5
Способы оценки успехов воспитанника…………………………5
Список использованной литературы…………………………………………...7
Приложения………………………………………………………………... ..8-10
Данное методическое пособие предназначено педагогам дополнительного образования, методистам, учителям, работающим в системе дополнительного образования детей и носит рекомендательный характер.
Актуальность
Целью деятельности Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Дворец творчества детей и молодежи «Гармония» (далее Дворец творчества) и дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Дворец творчества имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
Очень важно, что Дворец творчества дает большие возможности для развития детской одаренности. Ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
Для развития одаренности воспитаннику необходимы как групповые, так и индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать образовательную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого воспитанника, исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельного, нравственно-духовного. Это продукт собственно творческо-преобразовательной деятельности ребенка, как субъекта своей жизни, автора собственной судьбы (Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова, А. Н. Тубельский).
ИОМ учащегося в системе дополнительного образования – это технология интеграции (предпочтительно представлена индивидуально дополнительной программой и её вариативной частью) определяющая путь «образования индивидуальности» самой индивидуальностью. Т. Н. Гущина
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута мало разработана, в особенности для использования в системе дополнительного образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его можно добиться только имея целостную систему - программу, или индивидуальный образовательный маршрут.
Целевые установки
Цель: внедрение методики разработки и использования индивидуальных образовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми.
Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования.
Методика построения индивидуального образовательного маршрута.
Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения.
Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе.
Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями.
Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному.
Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно.
Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов.  В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм. Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.
Второй принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий  - логарифмическая спираль.
Благодаря такой структуре, один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.
Разработка индивидуального образовательного маршрута
Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута.
Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и способности);
Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы;
Предусмотреть участие родителей;
Содержание образования – учебно-тематический план, формы занятий, приемы, методы;
Определить способы оценки успехов воспитанника.
Итак, на основе базовой программы и данной схемы педагог может разрабатывать индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника.
Рассмотрим подробнее этапы:
Диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей.
Определение цели и задач маршрута,  исходя из результатов диагностики. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности, из них:
Методика «Карта одаренности»;
Характеристика воспитанника;
Анкета для родителей;
Пожелания воспитанника.
3. Определение времени - в индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
4. Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута. Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.), разработка учебно-тематического плана. Педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
5. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
Любознательность и любопытство
Любопытство характерно для каждого ребенка и одаренного и обычного. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Одаренным детям в большей степени, чем их нормальным сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
Сверхчувствительность к проблеме.
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
Склонность к задачам дивергентного типа
Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов.
Оригинальность мышления.
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а также способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.
Высокая концентрация внимания.
Сложные и сравнительно долговременные задания.
Отличная память.
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.
Способность к оценке.
Производное критического мышления.
Широта интересов.
Одаренные дети могут если не все, то многое.
Исходя из выше написанного, педагог может подобрать методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Что касается рекомендуемых форм занятий, они разнообразны (приложение 1).
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны (приложение 2).
Интеграция с другими специалистами. Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например: Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника. Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Предлагается проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (приложение 2)
Список литературы
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
5. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
6. Лебедева В.П., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М. и др. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 354с.
7. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83
8. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
9. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
10. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
11. Хорошко Н.Ф., Головко В.М. Педагогическая концепция «Школы «Интеллектуально одаренные дети» // Школьные технологии, 2002. – №6. – С.97-105.
12.  Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Приложение №1
Тест для родителей
Обладает ли ваш ребенок артистическими способностями?
Ответьте на следующие вопросы:
По мнению вашего ребенка, отличаются ли слова “тон” и “нюанс”?
Может ли ваш ребенок жить в неуютной, скучной квартире и не придавать этому значения?
Он любит рисовать?
Он обращает внимание на то, кто как одет, предпочитая модную одежду той, которая ему нравиться?
Знакомы ли ему имена: Кандинский, Пикасо, Мане?
У него некрасивый почерк?
Он предпочитает одежду одной цветовой гаммы?
Ему нравиться ходить на экскурсии в музей?
Если вы возвращаетесь вечером домой, он может остановиться, чтобы полюбоваться закатом солнца?
Он чертит геометрические фигуры?
Он любит продолжительные прогулки?
Ему нравиться одиночество?
Он находит, что абсурдно, идя по улице, декламировать стихи?
Музыку он слушает лишь ради развлечения?
В его памяти остаются красивые пейзажи?
Он находит, что морские камешки красивы?
Любит ли он новые встречи и знакомства с новыми людьми?
Он читает вслух стихи, когда они соответствуют его душевному состоянию?
Пытался ли ваш ребенок разрисовать стены своей комнаты?
Он любит ходить в парикмахерскую, чтобы поменять прическу?
В его комнате всегда порядок?
Пробовал ли он сочинять детские песенки?
За каждый ответ, совпадающий с ключом, - 1 балл.
Ключ: «+» - 1,3,4,5,7,8,9,11,12,13,16,17,19,20,21,22,23.
«-» - 2,6,10,14,15,18.
Более 16 очков
У вашего ребенка есть чувство прекрасного, которое свойственно артистической натуре.
8-16 очков
Конечно, ваш ребенок иногда витает в облаках, хотя и понимает значение красоты в жизни человека. Он скорее всего рационалист. Вам не стоит беспокоиться по этому поводу, так как ему всегда будет удаваться сочетать приятное с полезным.
Менее 4 очков
Такого человека, как ваш ребенок, не волнует красота восхода солнца и его заката. Об этом стоит задуматься. Возможно, в воспитании вы мало внимания уделили развитию чувств у ребенка.
Приложение №2
Возможные формы занятий для одаренных воспитанников, занимающихся по индивидуальному образовательному маршруту.
Игра.
Беседа.
Экскурсия.
Бенефис.
Наблюдение.
Практическое занятие.
Размышление.
Тренинг.
9.Творческий отчет.
10. Творческая мастерская.
11. Эксперимент.
12.Беда эвристическая.
13.Круиз.
14.Мозговой штурм.
15. «Фабрика».
16.Урок погружение.
Приложение№3
Схема самоанализа воспитанника, занимающегося по ИОМ
Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (Что я хотел?)____________________________________________________________
Какие действия я спланировал для достижения цели? (Что я должен сделать?)____________________________________________________________________________________________________________________________
Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения цели?) _________________________________________________
Какова эффективность моих действий? Что необходимо ещё сделать?___________________________________________________________
Приложение №4
Возможные формы подведения итогов.
Концерт.
Открытое занятие.
Показ достижений.
Зачетная работа.
Экзамен.
Тест.
Рефлексия.
Персональная выставка.
Презентация.
Участие в творческом проекте (спектакль, хореографический или вокальный номер)
Приложение № 5
Образец составления индивидуального образовательного маршрута для детей
Актуальность:
Цель:
Задачи:
Количество занятий в неделю
Учебный план
Тема занятий Дата Время Используемые технологии, формы и методы Возможность работы с другими специалистами

п\п Тема занятий Дата Время Использований технологий, форм и методов Возможность работы с другими специалистами
Реализаций ИОМ

п\пТема занятий Дата Время Содержание
занятий Результат занятий