Урок Рельеф дна Мирового океана


Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана"
6 класс
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
материковая отмель (шельф),
материковый склон,
ложе океана,
срединно-океанический хребет,
глубоководная впадина (желоб),
котловина.
2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема “Рельеф дна Мирового океана”, тесты, учебник, атласы, контурные карты.ХОД УРОКА
І. Организационный этап урока.
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Домашнее задание
ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
§ 22, пересказ, нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.
Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.*
ІІ. Актуализация знаний учащихся.
ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ
Учитель – Давайте вспомним, какие земные оболочки мы знаем?
Работа со схемой? (на слайде)
Что такое литосфера?
Что входит в состав литосферы?
Каких двух видов бывает земная кора?
Чем отличается материковая земная кора от океанической?
Что такое рельеф?
Какие основные формы рельефа мы знаем?
Учитель.  Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.
“Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”
“В телеге еду по холмам,Порой для глаза нет границ,И все поля по сторонам,А над полями стаи птиц,Я еду день, я еду два,И все поля, поля, поля…” (Майков)
Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, “снежные шапки”, “ожерелье ледников”, снежные обвалы).
В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200 м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля.
ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОВ, ЧИСЕЛ, ПОНЯТИЙ
Учитель.
-  Горы и равнины это неровности земной поверхности, отличающиеся по высоте. Давайте вспомним, как различаются горы и равнины по высоте?
Для этого нужно сделать
Задание № 1. По карточкам определить форму рельефа?
(показываю карточки)
До 1000м
От 1000 до 2000
Более 2000м
Назовите и покажите по карте самые длинные на Земле горы? – Анды
Назовите и покажите самые длинные горы нашей страны?- Уральские
Назовите и покажите самые высокие горы на суше? – Гималаи
Назовите и покажите высочайшую гору мира? – Эверест
Назовите и покажите высочайшие горы нашей страны? – Кавказские
Задание № 2 (показываю карточки)
Не выше 200м над уровнем моря
От 200 до 500 м
Более 500м
1.Назовите и покажите на карте одну из величайших равнин мира
2.
3.
4.
И последний вопрос:
- Как отображается рельеф на физических картах?
- Как по физической карте полушарий можно определить глубины океанов?
Итак, мы переходим к изучению новой темы.
«Рельеф дна мирового океана»
Мы уже вспомнили о рельефе суши:
- узнаем – о рельефе дна Мирового океана;
- научимся – находить самые глубокие точки на географической карте и продолжим учиться работать с контурными картами.
ІІІ. Изучение нового материала
Учитель.
Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)
Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения.
Дети. Делают свой выбор и обосновывают его.
Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение
Пока мы погружаемся, нужно сказать, что изучение рельефа дна мирового океана, было затруднено. И такая возможность появилась, когда изобрели специальный прибор дляНа доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана <Рисунок 1.>
(Цифры которого заполняются по ходу рассказа учителя)

и опорная схема, “Рельеф дна Мирового океана” Приложение 2. которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.
ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)
Учитель.
Скажите, пожалуйста, как вы думаете, где проходит граница между материком и океаном?
На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельфом) и материковый склон.
Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.
Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)- Сообщение ребят об освоении шельфа в Пригородном
- На схеме подписали – материковая отмель
Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)
Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.
Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.
Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).
На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб - Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /
Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.
Отдых – видеоролик о красотах вод мирового океана
ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)
На доске сложилась опорная схема-конспект изложенного на уроке изученного материала. Приложение 2.Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.
Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.
ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)
Учитель. А что формирует рельеф дна мирового океана?
Самостоятельно прочитать в учебнике на стр. 66 (5)
Ответ – внутренние и внешние силы. Внутренние – это движения земной коры, землетрясения, извержение вулканов. Внешние – образование осадочных горных пород.
Работа с картой океанов – задание на стр. 66.
Вопросы
Назвать:
- Срединно-океанические хребты Атлантического, Индийского, и Тихого океана;
- срединно-океанический хребет, который не занимает срединного положения;
- океан, где срединно-океанический хребет разветвляется на 2 хребта;
- самый широкий срединно-океанический хребет
Элементы практической работы – нанесение на контурную карту глубочайших впадин океанов – Марианской – в Тихом океане;
Самое глубокое место в Атлантическом океане – впадина Пуэрто-Рико (8742 м)
Самое глубокое место в Индийском океане – Яванский желоб (7729 м)
Самое глубокое место в Северном Ледовитом океане находится в Гренландском море – 5527 м
ІV. Закрепление нового материала
ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.70% ложе океана занимают:
а) котловины;
б) желоба;
в) срединно-океанические хребты.
2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
а) ложе океана;
б) материковый склон;
в) шельф.
4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
а) Филиппинский желоб;
б) Марианский желоб;
в) Зондский желоб.
6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
а) на ложе океана;
б) в желобах;
в) на материковой отмели.
7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового
океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
а) материковая отмель (шельф);
б) срединно-океанический хребет;
в) желоб.
Ответы к тесту
1 2 3 4 5 6 7
А Б В А Б В А
V. Домашнее задание.
ЗАДАЧИ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ
1 уровень – прочитать § 22 (учебник Т.П. Герасимова) , нанести на контурную карту все географические названия форм рельефа дна Мирового океана встретившихся в тексте параграфа.
Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.*