Технологическая карта по географии Путешествие по Гидросфере, урок — игра (6 класс)

Дата проведения 24.11.2016 г.

Технологическая карта урока
ФИО: Сторожева Дарья Алексеевна
Место работы: МБОУ «Кольчугинская школа №1»
Предмет: география
Класс: 6
Тема урока: Обобщающий урок «Путешествие по гидросфере».
УМК, по которому разработан урок: УМК «География 5-6 классы»
1.География 5-6 классы» Учебник (авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина).
2.География 5-6 классы. Методическое пособие (авторы А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина).
Цели урока:
Образовательные: обобщить и систематизировать знания по курсу; выявить уровень усвоения учащимися результатов обучения:
Развивающие; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; развитие навыков самостоятельной работы с географическими картами, делать обобщения и выводы. Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.
Планируемые результаты
Используемые технологии и приемы: игровая.
Планируемые результаты:
-личностные: воспитание бережного отношения к водным ресурсам планеты, восприятие географических объектов через литературные произведения;
-метапредметные: умение работать с картой, проверка знаний географической номенклатуры;
-предметные: обобщение и закрепление полученных знаний, выявление степени изученности материала по пройденной теме.
Оборудование: физическая карта мира, фотографии и картины с изображением моря, озера, водопада, болота, карта путешествия, карточки с заданиями и контурные карты.

Ход урока.  1. Организационный момент Эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы  успеха, доверия. Учитель: Добрый день, ребята.  Я приветствую вас на уроке географии, который предлагаю  организовать следующим образом.
2. Выполнение заданий
Учитель:
Ребята, я знаю, что в нашем классе много отважных и любознательных. Мы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас в путешествие на корабле по морям и океанам. На палубе нашего корабля 2 каюты, располагайтесь удобнее. Капитаном корабля буду я, а вы – юнгами (подросток на судне, обучающийся морскому делу). Перед отплытием выберите в каждой команде старшего юнгу. В его обязанности входит следить за выполнением заданий и сигнализировать мне в случае затруднений. Нам предстоит с вами совершить увлекательное путешествие, сделать 6 остановок, на каждой из которых вы должны будете проявить не только знания по океанам, морям, рекам и озерам, но и смекалку, быстроту, взаимовыручку. Ваши знания и активность во время путешествия будет оценивать компетентное жюри: учитель английского языка Елена Юрьевна Брижань (учитель встаёт, вы аплодируете), педагог-организатор Лемара Серверовна Османова, президент школы, ученица 10-а класса Наталья Иванова. За правильно выполненное конкурсное задание, вы будете получать смайлики, которые будете отдавать старшему юнге, а он в конце игры передаст их жюри для подведения итогов.
Итак, пришло время знакомству и первый наш конкурс так и называется «Визитная карточка» или «Первое знакомство».
(каждая команда выходит и представляет себя: название, девиз, эмблема, инсценировка)
Учитель: просим жюри выставить ребятам баллы за Визитку.
Отлично!
Теперь в путь!
Пока мы с вами знакомились, наш корабль отчалил от острова «Школьный» и мы вошли в пролив Названий, где сыграем с вами в географические догонялки.
Итак, первый конкурс
1.Географические догонялки
(за 30 секунд каждой команде нужно ответить на большее количество вопросов, будет задано 7 вопросов, за правильный ответ – смайлик, жюри засекает время)
1 команда
1.Самый большой океан                                                                                         (Тихий)
2.Воды, находящиеся в земной коре                                                                     (подземные)
3. Место впадения реки в другую реку, озеро или море (Устье)
4.Ледяной материк                                                                                                 (Антарктида)
5. Самое глубокое озеро мира (Байкал)
6.Углубление, по которому течет река                                                                    (русло)
7.Суша, с четырех сторон омываемая водой                                                          (остров)

2 команда
1.Самая большая глубина в океане                                   (Марианская впадина 11022 метра)
2. Плавающая ледяная гора                                                                (айсберг)
3. Вода в жидком и твердом виде, выпадающая из облаков     (осадки)
4. Группа островов, близко расположенных друг к другу            (архипелаг)
5. Самый маленький материк                                                            (Австралия)
6. Бывает окраинное и внутреннее                                                   (море)
7. Углубление на суше, заполненное водой                                  (озеро)

Учитель. Следующее задание для команд, вам нужно разобрать почту на корабле.
2. « Почта»
Каждой команде я раздаю по два «почтовых ящика» и по 8 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам (на «ящичках» написано «Мировой океан» и «Воды суши». «Письма» - это таблички, на которых написаны понятия и географические названия водных объектов)
«Письма» - Средиземное море, Гвинейский залив, цунами, болото, родник, устье, водохранилище, Енисей
«Письма» - Чёрное море, Гибралтарский пролив, Волга, исток, озеро Виктория, пруд, подземные воды, ледник.
Для проверки вывешивается правильный ответ.
« Выставка картин»
На доске демонстрируются фотографии объектов гидросферы: река, озеро, водопад, болото, шторм на море.

Учитель. Мы продолжаем плавание в заливе Художников. Здесь мы делаем остановку. Сейчас я предлагаю посетить выставку картин. Вы сможете приобрести любую, если узнаете объект гидросферы, который изображен на картине, и дадите определение этого объекта. Если дети угадывают то снимать фото и дарить, но если говорят определение этого объекта. Команда, давшая большее количество правильных ответов получает смайлики.

Учитель: Уважаемое жюри, просим вас огласить результаты наших команд по истечению 3-х конкурсов.

Учитель: Экипаж, внимание! Перед нами архипелаг «Загадочный». Что такое архипелаг?
«Загадочные загадки».
У каждой команды было домашнее задание – подготовить 5 загадок по теме «Гидросфера». Вы справились с заданием? Тогда давайте начнём, (1балл за правильный ответ), сначала команда Моряки задаст соперникам свои загадки, мы посчитаем количество правильных ответов и вручим смайлики, затем тоже самое вторая команда.
1 команда
1. Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
2. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. (Волна)
3. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто,
Здесь осока, кочки, мхи Нет опоры для ноги. (Болото)
4. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,
Узкий кончик в роднике, а широкий – в море. (Река)
5. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой. (Родник)
2 команда
1. Рядом, рядом острова, не один да и не два,
А десятки, сотни сотен. Жить в соседстве им охотней.
Все родные, как – никак. Значит, здесь. (Архипелаг)
2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
3. Должен ответить, дружок, без труда:
Что меньше моря, но больше пруда? (Озеро)
4. С высоты большой срываясь, грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)
5. Шириною широко, глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна – и горька, и солона. (Море)
Молодцы, плывём дальше, следующий конкурс.
«Конкурс капитанов»
Первое задание для вас капитаны, нужно по логическому ряду определить географический термин, (карточки). По 1 баллу за правильный ответ. Ответ даём сразу. 1. Океан, корабль, лёд, гора, опасность (айсберг)  2. Горы, высота, уступ, грохот (водопад) 
Сыграть со мной в игру «Суша или вода»
Отгадайте: суша или вода Пример: Чёрное (вода, море), и показать на карте. Жюри за правильный ответ 1 балл.
А) Берингов ..(вода, пролив)
Б) Камчатка.. (Суша, п-ов)
В) Аравийское.. (вода, море)
Г) Тасмания.. (суша, остров)
Д) Мексиканский.. (вода, залив)
Е) Магелланов.. (вода, пролив)
Учитель. Экипаж, внимание! Пока наши капитаны защищали честь своих команд, пираты украли нашу карту, оставив взамен нам немые карты, на которых ничего нет кроме цифр.
«Немая карта» (командам раздаются контурные карты мира).
Ваша задача, не пользуясь атласом, подписать как можно больше географических объектов скрывающихся под цифрами. За каждый правильно угаданный объект 1 балл, объектов 10, поэтому если всё правильно 10 смайликов ваши. Время засекаем 1 мин.
Учитель. Молодцы справились! Берем курс к родным берегам.

Мы попросим жюри посовещаться, выставить окончательные баллы нашим командам. Капитаны сдайте свои смайлики жюри, для подведения итогов.
Учитель: Мы сегодня совершили с вами увлекательное путешествие, и чтобы окончательно убедиться в ваших мореходных знаниях и умениях, всё таки это урок контроля, предлагаю пройти квалификационный тест моряка. Время выполнения – 1 минут. По результатам жюри (игры), мы узнаем, какая команда выиграла сегодня, а по результатам теста, мы узнаем, какая будет оценка за урок у каждого из вас, когда я проверю ваши тесты. Кто был наиболее активный, будет бонус к тесту (дополнительный балл).
«Квалификационный тест».
Выберите правильный вариант ответа:
1.Главная причина поверхностных течений в Мировом океане:
А) приливы и отливы
Б) постоянные ветры
В) рельеф морского дна
2. К бассейну какого океана относится Средиземное море?
А) Индийского
Б) Атлантического
В) Тихого
3. Цунами – это:
А) волны, вызванные морскими приливами
Б) ветровые волны
В) волны, вызванные подводными извержениями и землетрясениями
4. Самую высокую соленость имеет залив:
А) Мексиканский
Б) Бенгальский
В) Гвинейский
Г) Персидский
5. Что является причинами загрязнения вод Мирового океана:
А) исследования океана
Б) добыча нефти со дна и ее перевозка
В) неограниченный лов рыбы
Г) захоронение радиоактивных отходов на дне океана
3. Итог урока
Награждение команд. Объявление победителей. Вручение грамот и призов.
4. Домашнее задание
Повторить тему Гидросфера, подготовить информацию об объектах гидросферы в вашей местности.