Конспект урока по географии Значение Мирового океана для природы и человека (5 класс)


Значение Мирового океана для природы и человека
Цель: знакомство с условиями обитания и живым миром Мирового океана
Планируемые результаты обучения
Предметные: у учащихся сформированы первоначальные представления об условиях обитания, живом мире Мирового океана
Метапредметные: развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве Мирового океана
Основные понятия урока: условия обитания, живой мир
Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, формирование представления о единстве Мирового океана на основе совместного обсуждения усвоенных знаний
Оборудование: физическая карта мира, карта Мирового океана, атласы, контурные карты
Учебно-методический комплекс:
Домогатцких Е.М. География. Введение в географию: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 160 с.: ил. – (Инновационная школа).
Домогатцких Е.М., Домогатцких Е.Е. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогатцких, Е.Е. Домогатцких. – 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 72 с. – (Инновационная школа).
Банников С. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 классы / С. Банников, Е. Домогатцких. – 3-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 34 с.
Банников С. Контурные карты. География. Введение в географию. 5 класс / С. Банников, Е. Домогатцких. – 4-е изд. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 23 с.
Этап урока, время этапа Задачи этапа Методы, приёмы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия
Организационный момент, 2 минуты Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке Фронтальная Приветствует учеников.
Проверяет готовность к уроку Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку Личностные: самоорганизация
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке
Актуализация знаний, 8 минут Целеполагание и постановка задач
Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый; свойства вод Мирового океана Беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта Работа в парах Предлагает нанести на контурную карту океаны и материки планеты Земля Нанесение на контурную карту всех океанов и материков, их омывающих Личностные:
осознание своих возможностей
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе
Познавательные:
Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание
Фронтальная беседа Предлагает ответить на вопрос: Какими свойствами обладают воды Мирового океана? Солёность, течения, разнообразие органического мира Фронтальная беседа Подводит учащихся к цели занятия: научиться выделять значение Мирового океана для природы и человека
Ставит задачи:
Научиться выделять условия обитания
Научиться выделять особенности живого мира Мирового океана Обсуждают значение Мирового океана для природы и человека Проверка знаний, 7 минут Систематизировать имеющиеся у учащихся знания: части Мирового океана, отличительные черты отдельно взятых океанов Выставление отметки группой учащихся по критериям:
Логичность построения выступления
Грамотность и выразительность речи
Раскрытие теоретической части вопроса
Глубина выводов
Умение аргументировано отвечать на вопросы учителя и одноклассников Групповая Предлагает ответить у доски по плану:
Что такое Мировой океан?
Из каких частей состоит Мировой океан?
Приведите не менее двух доводов отличительных черт каждого из четырёх океанов Ответ у доски (с показом на настенной карте):
Мировой океан – огромная единая масса воды, которая условно делится на отдельные океаны и моря
Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый
Площадь, глубина, вытянутость с севера на юг и с запада на восток, положение по отношению к экватору Личностные:
осознание своих возможностей; умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в группе
Познавательные:
Умение анализировать и осознанно строить речевое высказывание
Изучение нового материала, 15 минут Умение анализировать полученную информацию и применять на практике;
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе Сравнение разных групп живых организмов Мирового океана; анализ и обсуждение значения Мирового океана для природы и человека Фронтальная, работа в парах Организует работу пар и групп, следит за правильным выполнением заполнения таблицы, контролирует и корректирует действия учеников
Заполнение таблицы «Живой мир» (по учебнику, с.103-104)
Группа Характеристика Примеры
Планктон Организмы, находящиеся во взвешенном состоянии и неспособные к активному перемещению Бактерии, одноклеточные водоросли, рачки
Глубинные обитатели Активно плавающие организмы Рыбы, кальмары, морские черепахи, киты, дельфины
Придонные организмы Организмы, живущие на дне океана Водоросли, кораллы, актинии, ракообразные, морские звёзды, камбала
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания
Регулятивные:
умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату
Познавательные: умение рационально использовать информацию; оценивать значение Мирового океана, умение подбирать
Привлекает к обсуждению значения Мирового океана для природы и человека Записать в тетради
Значение для человека: пища, сырьё для промышленности, поваренная соль, полезные ископаемые (дно), охрана → рациональное использование
Значение для природы: среда обитания организмов, круговорот тепла и холода (остывает медленнее → зимы мягче), поставщик влаги → круговорот воды в природе Закрепление, 10 минут Умение построить алгоритм действия,
умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе Текстовый практикум Фронтальная Организует работу с текстом; контролирует и корректирует работу учащихся. Фиксирует оценки учащихся (работа на уроке). Проработка тематического практикума: рабочая тетрадь (страницы 54-55)
Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).
Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Познавательные: умение сформулировать алгоритм действия
Домашнее задание, 3 минуты Организовать самоопределение детей к деятельности дома Фронтальная Разбирает задания на дом Параграф 20, проработать вопросы на странице 106 Личностные: самоорганизация
Регулятивные: способность регулировать свои действия