Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала школьников


Интеграция урочной и внеурочной деятельности
как средство развития творческого потенциала школьников
М.Ю. Лихачева,
учитель биологии МКОУ «СОШ №7»
села Олха Шелеховского района
Сегодня к образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя сегодня научить учащихся мыслить творчески, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Жизнь за пределами школы – «винегрет из стандарта и нестандарта». Значит, и разбираться в различных жизненных ситуациях должен человек, имеющий практику таких операций. Качества, необходимые для этого, мы привычно называем «ключевыми компетенциями». Приобретение любых компетенций базируется только на опыте обучающегося.
Математика и биология. Русский язык и химия. Литература и Технология. Внеурочное занятие по логике и защита проекта. Связаны ли эти разные учебные предметы и курсы между собой? А если связаны, то как и, главное, ЗАЧЕМ?
Автономность содержания отдельных учебных предметов школьного курса ориентирует наших учеников на частное усвоение знаний из различных областей наук, слабо связанных между собой.
Объективно заложенные логикой учебного предмета внутрипредметные связи становятся мостиком для установления связей межпредметных. А цель одна – интеграция знаний при изучении определенных процессов, явлений, предметов. На этом основании мы, учителя, должны воспринимать интеграцию учебной и внеучебной деятельности школьников как два глубоких, взаимопроникающих процесса: интеграция как цель и интеграция как средство. Создание объективной картины реального мира – цель обучения, а вот нахождение оснований для сближения знаний по отдельным учебным предметам и курсам – средство обучения.
Различают вертикальноое (опора на связи внутри однородного материала на протяжении всех лет обучения) и горизонтальное интегрирование (поиск межпредметных связей внутри предметов и курсов).
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.
Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления.
Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.
Конструктивно-моделирующая функция интеграции заключается в стимулировании интереса к урокам, укреплении интереса к предмету, расширении интереса к смежным предметам, к изучению связей между знаниями смежных дисциплин.
С использованием межпредметных связей развиваются общепредметные умения, умения обобщать, сравнивать, анализировать; умения переносить знания из одного предмета в другой, развиваются оценочные умения, доказательство мировоззренческих положений и решение практических задач.
Интеграция предполагает общие:
- формы научного познания (проблема, гипотеза, идея, категория, закон, теория);
- методы научного познания и приёмы научного мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция);
- эмпирические способы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, интуиция);
- теоретические способы исследования (аналогия, идеализация, формализация).
На интегрированных уроках появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной.
В нашей школе ежегодно проводятся межпредметные интегрированные уроки. В методической копилке накоплены разработки уроков по темам:
«Потенциальные возможности размножения организмов»(биология и математика), «Орган зрения как оптическая система»(биология и физика), «Алкоголь: факторы риска, факторы защиты»( биология и химия), «Жизнь на разных материках»( биология и география), «Цветок»(биология и ИЗО).
Велика роль ИКТ-технологий. которые обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого.
Интеграция предмета биологии с другими школьными предметами привела к написанию исследовательских работ по смежным дисциплинам:
-исследовательская работа «Аспирин: природные источники», «Аспирин: свойства, рекомендации по применению», «Зубная паста: защитные свойства», «Зубная паста: определение содержания карбоната кальция».-участию в конкурсах, социально значимых акциях «Чистый мир», «Нам жить в этом городе», «Зеленый наряд школы» (озеленение территории школы), «Школа – территория здоровья» (пропаганда здорового образа жизни).
В результате применения интеграции происходит:
- изменение учебно-воспитательного процесса;
-образование новых качеств у учащихся: устойчивый познавательный мотив; приобретение опыта интеллектуальной деятельности; развитие творческих способностей; формирование у учащихся проектного мышления; закрепление субъектной позиции ученика; формирование рефлексивной самоорганизации;
- изменение функции педагога (он консультант, помощник ученика).
В творческом содружестве школьников и учителей ставятся интересные проблемы, рождаются неожиданные гипотезы, планируется реальный результат.
Долг каждого учителя, сообщая учащимся отдельные частности преподаваемой науки, постоянно опираться на знания, полученные при изучении других предметов, чтобы помочь учащимся усвоить общую картину явлений, охватить в целом их многосторонние связи, избежать дублирования при изучении различных вопросов, явлений, понятий, процессов.
Литература:
1. Казаренков В. И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. Учебное пособие.- М., 2002, 3-5 с..
2. Савельева Г.Н. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников : диссертация ... кандидата педагогических наук : Великий Новгород, 2003 196 c.
3. Захаренкова Р.И.  Интеграция образовательного процесса. Образование и общество. №4, 2003